Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Крымская война на Дальнем Востоке.

13 марта 2023 19:59:53

Крымская война велась не только на территории Крыма, но и на Дальнем Востоке. В сентябре 2024 года мы будем отмечать 170-летие Петропавловской обороны. Сотрудниками Российского государственного архива Военно-Морского флота обнаружен полный список 47-го Камчатского флотского экипажа за 1855 год. И самое главное — в этом списке указана географическая точка, откуда был призван тот или иной участник обороны Петропавловского порта. Камчатский флотский экипаж стал ядром обороны Петропавловского порта. У всех нижних чинов в послужных списках имеется запись: «…в 1854 г. был в действительном сражении противу англо-французской эскадры, бомбардировавшей Петропавловский порт с 18 по 28 августа; в 1855 году 8 и 9 чисел майя был в действительном сражении с судами англо-французской эскадры, состоявшей из 1-го фрегата, 1 парохода-корвета и 1-го бригата… в заливе Де-Кастри».

Оборона Петропавловска, 1854 год

Среди наших земляков —

д. Типуново - Есиплевская волость.

     Деревня принадлежала  князьям Урусовым. В 1817г. здесь родился  Никита Григорьев сын Григорьев, волей судьбы призванный на флот и служивший матросом 1-й статьи. В 1850-1851гг. он совершил кругосветное плавание на корвете «Оливуца». В 1852-1855гг. служил на этом же корвете и на нем участвовал в сражении в заливе Де-Кастри с англо-французской эскадрой.

    Корвет  «Менелай» - «Оливуца» был построен на верфях севастопольского адмиралтейства в 1839-1841гг.  Руководил работами старший корабельный инженер адмиралтейства Алексей Петрович Прокофьев. Строили корвет из крымского дуба по чертежам английского профессора корабельной архитектуры Инмана. Корабли, построенные по этому проекту, были прочны, обладали хорошими мореходными качествами и завоевали хорошую славу, бороздя моря и океаны земного шара. Трехмачтовый корвет имел длину 40, ширину 11 и осадку в полном грузе  4,7 метра. Команда состояла из 13 офицеров и 135 матросов. Первый командир корвета капитан-лейтенант Иван Григорьевич Арищенко. Свое второе название корвет получил при встрече Государя и его семьи в местечке Оливуца в Средиземном море. Отсюда корвет под новым именем перешел в Балтийское море и вошел в состав Балтийского флота. В 1850г. правительство приняло решение об отправке части военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток  для усиления морских сил в этом районе и несения охранной службы по защите прав Российско-Американской торгово-промышленной компании. Первым кораблем, который должен был уйти на Дальний Восток, был корвет "Оливуца".  Команду корвета набрали из добровольцев, имеющих опыт плавания в открытом океане. Среди них оказался и Никита Григорьев. Еще одна известная личность - мичман Николай Матвеевич Чихачев, участник Амурской экспедиции Г.И. Невельского, будущий адмирал, управляющий Морским министерством. Командиром корвета назначили капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Сущева. Корвет "Оливуца" прошел путь от Кронштадта до Камчатки за 8 месяцев и 26 дней, не имея ни одного больного и серьезных повреждений. Вскоре поступило распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева о передаче корвета в распоряжение начальника Амурской экспедиции, возглавляемой капитаном 1-го ранга Г.И. Невельским. Закончив ремонтные работы и пополнив припасы, И. Н. Сущев увел "Оливуцу" в Охотское море и 16 июля прибыл в Аян. Приняв здесь грузы, предназначенные для экспедиции, корвет 30 июля подошел к заливу Счастье, где размещалась экспедиция Г. И. Невельского.  Несколько раньше из Аяна вышли в сторону залива Счастье барк "Шелихов" и транспорт "Байкал", на борту которых находился основной состав экспедиции во главе с Г. И. Невельским. В районе залива с судами произошло несчастье. "Байкал" сел на мель, а перегруженный барк начал тонуть. От Петровского зимовья на помощь вышло две шлюпки. Благодаря самоотверженности личного состава судов и команды подоспевшего корвета экспедиция была спасена. Транспорт "Байкал" был снят с мели, а с барка сняты все грузы.[1]

    23.09.1851г.  командование корветом принял старший помощник лейтенант И.Ф. Лихачев. В начале 1853г. командир "Оливуцы"   был произведен в капитан-лейтенанты и отозван на Черноморский флот. Командиром корвета назначали капитан-лейтенанта Н.Н. Назимова. Вскоре корвет был откомандирован в распоряжение графа Е.В. Путятина, прибывшего на Дальний Восток для установления дипломатических связей с Японией. Назревала война. Ожидался приход англо-французских кораблей на Дальний Восток.  Узнав об этом, Е.В. Путятин отправил корвет "Оливуца" в Петропавловск с заходом в Императорскую (ныне Советскую) Гавань, залив Де-Кастри. Здесь команда "Оливуцы" узнала о нападении англо-французской эскадры на город. 18 августа к Петропавловску подошла эскадра союзников в составе трех больших кораблей, одного малого фрегата и большого парохода. 20 и 24 августа корабли атаковали город, но были отражены гарнизоном города. Понеся большие потери, эскадра, не добившись успеха, 27 августа покинула Авачинскую бухту.

    «Предвидя новое нападение неприятеля, командование города сочло необходимым укрепить город. К работам были привлечены все воины гарнизона, местное население, а также члены экипажей кораблей, стоящих в бухте. Всю зиму в порту велись работы по восстановлению старых и строительству новых укреплений, батарей, пороховых погребов, складов. Сооружались закрытые ходы сообщения между батареями. 3 марта, в самый разгар строительства оборонительных сооружений, командир гарнизона получил распоряжение об эвакуации города. Надо было спешить и выйти из порта раньше, чем наступит потепление.

Круглыми сутками, стоя в воде, множество людей ломами и пилами ломали лед. Часть очищенного ото льда пространства ночью снова покрывалась льдом, и всю работу приходилось начинать заново. К 3-му апреля все же проход был проделан и через два дня Камчатская флотилия в составе корвета "Оливуца" (флагман), фрегата "Аврора", транспортов "Двина", "Иртыш", "Байкал" и бота "№ 1" покинули порт. Флотилия, преодолев трудности раннего плавания в Тихом океане, обойдя остров Сахалин с юга, 26 апреля вошла в Императорскую Гавань. Для охраны порта были использованы корвет "Оливуца", фрегат "Аврора" и транспорт "Двина". Эти корабли были поставлены около отмелей, чтобы противник не смог обойти их. 8 мая на рассвете от передового поста наблюдения поступило сообщение о приближении противника… Отряд неприятеля состоял из двух парусников и одного парохода. Парусные корабли остались в открытом море, а пароход прошел в залив и занялся промером глубин в той части, которая была прикрыта от выстрелов островом.

    В седьмом часу вечера пароход вышел из-за острова, поднял сигнальный флаг, подошел на расстояние пушечного выстрела и открыл по русским кораблям огонь. Три ядра, выпущенные противником, прошли мимо корвета. В ответ корвет "Оливуца" послал два ядра по противнику. Одно из ядер попало в пароход. Команда видела, как пароход дал задний ход и начал уходить за остров. Затем он снова показался из-за острова и послал одно ядро в сторону "Оливуцы". Началась артиллерийская перестрелка. Пароход через некоторое время дал задний ход, развернулся и ушел в открытое море к своим кораблям, стоявшим на якорях. В десятом часу вражеский отряд поднял якоря и скрылся. Так закончился поединок корвета "Оливуца" с английским пароходом…

    В середине июля флотилия вошла в Амур. Корвет "Оливуца" уже под командованием капитан-лейтенанта Н. М. Чихачева, прикрывал эвакуацию команды мыса Лазарева до 22 июля и затем вошел в Амур. Открытие  Г.И. Невельским пролива между материком и Сахалином и судоходности Амура спасло русские корабли от неминуемой гибели».[2]

    Весной 1856г. пришло известие об окончании войны и заключении Парижского мира и  распоряжение о возвращении кораблей на Балтику, в том числе и корвета "Оливуца". В июне еще один наш земляк капитан 2-го ранга Воин Андреевич Римский-Корсаков сдал командование шхуной "Восток", принял от Н.М. Чихачева корвет "Оливуцу" и начал готовить его в дальний путь. 15.07.1856г. корвет покинул Николаевск-на-Амуре и взял курс на Балтику.

    Не известно, погиб матрос Григорьев или вместе с кораблем вернулся в столицу. 18.09.1857г. Кронштадт торжественно встретил корвет. После возвращения на Балтику он вошел в состав резервного отряда кораблей, а в 1863г. был исключен из списков флота и разобран.

 В 1808г. в д. Погребново на речке Большая Решемка родился герой русско-турецкой войны, известной в истории как Крымская,  Василий Никитич Порохин. Происходил из удельных крестьян. В его послужном списке указана морская должность – боцманмант. В 1832г. на военном транспорте «Америка» он прибыл из Кронштадта на Камчатку и был зачислен в Камчатскую экипажную роту. В 1854г. был в действительном сражении против англо-французской эскадры. Судьба его не известна. Сам корабль затонул в ночь с 15 на 16 октября 1856г. у острова Гогланд в Балтийском море. На острове три могилы с такими эпитафиями: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Здесь покоятся рабы Божии  двадцать три человека команды транспорта Америка погибшие у острова Гогланд вместе с оным транспортом  в ночь с 15 на 16 октября 1856г."; "…Здесь покоятся рабы Божия флота мичманы Сергей Валькевич, Петр Давыдов 12-й и Корпуса флотских штурманов подпоручик Еким Лебедев, погибшие у острова Гогланд…"; "…Здесь покоится раб Божий Корпуса флотских штурманов прапорщик Дмитрий Кузнецов погибший у острова Гогланд…"[3]Построен транспорт был в Нью-Йорке. Спуск корабля на воду состоялся 12.11.1825г.,  а в свой последний рейс он отправился  в 1856г. во время шторма. На берег живыми были доставлены после спасения 84 человека. Был ли среди них наш земляк?

Булыхтин Степан Александров сын (1826) — ротный барабанщик, уроженец Костромской губернии Кинешемского уезда удельного Никитинского приказа деревни Першино на речке Юхма, из удельных крестьян. В 1852-1853гг. в кругосветном плавании на транспорте «Двина», в 1854г. участвовал в действительном сражении против англо-французской эскадры, бомбардировавшей Петропавловский порт с 18 по 28 августа 1854г., в 1855 г. на транспорте «Иртыш» был в сражении в заливе Де-Кастри.

Лебедев Афанасий Григорьев (1820) — матрос 2-й статьи, из крестьян Костромской губернии Кинешемского уезда деревни Тихоново (на речке Юхма, Никитинская вол.) полковника Тредникова, в 1843-1845 гг. в кругосветном плавании на транспорте «Иртыш», в 1854г. участвовал в обороне Петропавловского порта, 8-9 мая 1855 г. — в сражении в заливе Де-Кастри на транспорте «Байкал».

Лебедев Афанасий Семенов сын (1818) - мастеровой Костромской губернии из крестьян поручика Николая Александровича Пушкина Кинешемского уезда деревни Кутьино поселение Никитинской волости, в 1848-1849гг. в кругосветном плавании на транспорте «Байкал» в 1854г. участвовал в обороне Петропавловского порта, 8-9 мая 1855 г. в сражении в заливе Де-Кастри на транспорте «Байкал».

Басков Спиридон Федоров сын (1822) — матрос-рулевой, уроженец Костромской губернии Кинешемского уезда деревни Новоселок (Новоселки Б. д. на рч. Мера, Новоселки М. д. на рч. Мера, Семеновская волость; Новоселки д. на рч. Томна, Ряб- ковская волость; Нагишь (Новоселки) д., Николаевская волость) из крестьян помещицы Васиновой, в 1850-1851 гг. совершил кругосветное плавание на корвете «Оливуца», в 1855г. на этом корвете участвовал в сражении в заливе Де-Кастри.

Виноградов Ефим Алексеев сын (1809) - марсовый матрос, уроженец Кострог скои губернии Кинешемского уезда деревни Соколова (Соколово усадьба, Воздвпжен ская волость; Порошковый завод Соколова при деревне Подрамки, Троицкая волость; Клеванцевская волость; Соколовский кордон, Ильинская волость), из государственных крестьян, в 1850-1851гг. совершил кругосветное плавание на корвете «Оливуца», в 1854 г. был в действительном сражении при обороне Петропавловского порта, в 1855г. на транспорте «Двина» был участником сражения в заливе Де-Кастри.

Загуляев Александр Никитин сын (1825) — матрос 1-й статьи, уроженец Костромской губернии Кинешемского уезда деревни Мальцево (на реке Юхма), из крестьян статского советника Бакулина, в 1850-1851гг. в кругосветном плавании на корвете «Оливуца», в 1853-1854гг. служил на этом же корвете, а в 1855г. на нем участвовал 8-9 мая в сражении в заливе Де-Кастри.

Мальцево — деревня в Кинешемском районе Ивановской области. Входит в состав Решемского сельского поселения.

Лысов Алексей Тимофеев сын (1823) — матрос 1-й статьи, уроженец Костромской губернии Кинешемского уезда, из деревни жены ротмистра Парасковьи Александровны Писарей, в 1850-1851 гг. в кругосветном плавании на корвете «Оливуца», в 1853-1854гг. служит на этом же корвете, а в 1855г. на нем участвует 8-9 мая в сражении в заливе Де-Кастри.

Серов Степан Иванов сын (1819) — марсовый матрос, уроженец Костромской губернии Кинешемского уезда села Дмитриева (село Дмитриевское на реке Кистега, Колшевской волости), из крестьян статской советницы Протасовой, в 1850-1851гг. участвовал в кругосветном плавании на корвете «Оливуца», в 1855 г. на том же корвете участвовал в сражении в заливе Де-Кастри.

[1] Владимир Усольцев. "Поднят из забвенья" //Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011

[2]Владимир Усольцев. "Поднят из забвенья" //Статья из альманаха «Морской архив», №1, 2011

[3] А.В. Лукошков. Открыть Америку в Балтике.// Морское наследие №1/ 2012г.

мы в социальных сетях