Древнейшая история Кинешемской земли начинается в III – II тыс. до н.э. Раскопки на нашей земле обнаруживают памятники волосовской, фатьяновской и дьяковской археологических культур, относящихся к позднему, т.н. «лесному» неолиту. Волосовцы изготовляли орудия труда из кремня и кости, была им известна и примитивная керамика: сосуды из глины с различными примесями. Характерными для волосовской археологической культуры являются кремневые фигурки животных, среди которых наиболее часто встречаются фигурки лосей и медведей. Племена фатьяновской археологической культуры, известной также как «Культура боевых топоров», пришли на Верхнюю Волгу с запада, с территории Литвы. Они были скотоводами и продвигались на восток в поисках новых пастбищ. Фатьяновцы встретили яростное сопротивление местных волосовцев. Археологи находили погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами; есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевым топором). Одна из особенностей фатьяновской культуры (наряду с боевыми бронзовыми топорами) – наличие медвежьих захоронений, и многие исследователи считают, что это указывает на культ медведя, распространенный среди фатьяновцев.
В эпоху раннего железа (VII век до н.э. – V век н.э.) на Верхнюю Волгу пришли племена дьяковской культуры. В ожесточенной борьбе за жизненное пространство с фатьяновцамидьяковцы одержали верх, как считает большинство археологов, за счет более гибкой системы ведения хозяйства по сравнению с ранними скотоводами. И хотя скотоводство было основным их занятием, значительную роль стала играть охота, начало формироваться земледелие. К дьяковской культуре относится Малое Пичугинское городище, расположенное в 20 километрах от Кинешмы на правом берегу Волги рядом с селом Решма. Это городище служило, по всей видимости, убежищем, в котором собирались во время военной опасности жители неукрепленных окрестных селищ. Для дьяковской культуры характерна т.н. текстильная лепная керамика. Специфичны для дьяковской культуры глиняные грузики неясного назначения.
В V – VI веках здесь появляются меряне. Ме́ря, меря́не – древнее финно-угорское племя, занимавшее промежуточное географическое положение между местами обитания прибалтийско-финских (весь, вепсы), волжско-финских (мурома, мещера, мари) и урало-финских (пермь) народностей, проживая на территории современных Тверской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Вологодской и Ивановской областей России до славянской колонизации в X—XI веках. Меряне, селившиеся в нашем крае, в основном занимались пушным промыслом и рыбной ловлей. Частые находки арабских монет VII—X веков около Ростова, Владимира, особенно Суздаля, говорят об их торговых связях с Востоком. Меряне поставляли арабам северную экзотику — соболей, бобров, мёд и воск. Они жили в бревенчатых избах с печью, мылись в банях.
От мерян остались названия многих населенных пунктов нашего края: Кинешма - тихая вода, Вичуга – темная вода, болото, Мера – сакральное место поклонения богам. Неслучайно именно на берегах р. Мера встречаются камни-алтари с рисунками и письменами, относящимися к древности, поселения с названиями Городище, Раменье, Сухара. Могильники мерянской эпохи встречаются у Белой горы, д. Долматово – 7 век, на берегу речки Черная, у д. Зуево, у д. Рыжково – 9 курганов, раскопаны в 1946 году (на р. Кинешемке, около ДХЗ)и т.д.
Интерес вызывает Вершининский камень и место раскопок, проводимых здесь Верхне-Волжской экспедицией в 1951г. – на правом берегу р. Мережки найдены курганы 12-13 веков сразу в 2х поселках.На северо-западном кургане захоронения с вытянутыми черепами, большого роста.В одном из могильников найдены остатки гробов. В другом могильнике захоронения людей с круглыми черепами. Видимо, эти захоронения принадлежат представителям разных племен, а возможно, и различных языковых групп. Но захоронения показывают дружественные настроения соседей. Кто-то из них был аборигеном, кто-то пришельцем. Жаль, что истину никто не выяснял.
В X – XII веках с северо-запада сюда приходят новгородские словене и кривичи. Они принесли на новые земли свою культуру, верования, язык, систему ведения хозяйства и принялись активно отвоёвывать жизненное пространство у великого леса. К XIII веку более прогрессивные славяне полностью ассимилировали автохтонное население. Так, по Ключевскому, начинал формироваться великорусскийсуперэтнос.К тому времени относятся курганы у д.Студенец и на
р. Черная.
В 1948 году под распаханным холмиком около речки Черная был найден человеческий череп. На этом месте неоднократно и ранее находили странные вещи – предметы древности: ножи, топоры, украшения и т.п. В мае того же года трудами директора Кинешемского краеведческого музея Е.Т.Сорокиной были предприняты археологические раскопки. Территория на берегу Черной речки между Залесьем и Новыми Сокольниками представляла из себя ряд курганов, потревоженных распашкой земли под картофельник. Но некоторые могильники сохранились полностью. На уровне древнего грунта на глубине 1 метра над поверхностью было обнаружено погребение женщины, лежащей на спине в вытянутом положении, в направлении северо-запада. В могиле были найдены вещи. На висках по нескольку медных колец, ниже висков по одной луннице из белого металла. С левой стороны головы украшения из трех подвесок в форме креста, заключенного в окружность с орнаментом. Так же обнаружены стеклянные бусы синего цвета. На груди найден медный бубенчик с одной прорезью. На правой руке у кисти – медный пластинчатый браслет, широкий с орнаментом. В левой кисти, под острым углом к руке – железный ножик длиной 10 см. на среднем пальце надет медный перстень ложновитой формы. Обнаружены следы волос: под туго стянутым истлевшим кожаным шнурком – темные волосы. Под костями оказался кусочек полуистлевшей грубой шерстяной ткани.
На остальных разрушенных курганах местные жители нашли различные украшения из меди и других металлических сплавов: шумящие подвески, игольники, сложновитые перстни, пряжки, коньки, уточки, бубенчики, лунницы, хрустальные, стеклянные, пастовые бусы. Так же в захоронениях найдены орудия труда: ножи и топоры. Время погребения определили 11-12 веками.
Костер от погребальной тризны находился рядом с курганом. После совершения тризны могилу слегка засыпали землей, затем туда же посыпали золу и угли от костра (поэтому при раскопках находили обгорелые бревна и золу). Далее землю брали с места костра. Таким образом, образовались углубление и ровик. Землю так же брали и с другой стороны могилы, но меньше, поэтому ровик получился небольшой.
Во многих могилах обнаружены железные пряжки от пояса, остатки обуви, ножи, которые носили как мужчины, так и женщины. В женских захоронениях находили некоторые вещи, заимствованные у местных туземных народов – мордовских племен.
Из славянских характерных предметов выделяются височные кольца кривичей. Это средней величины проволочные кольца, с неспаянными концами, один из которых часто бывает завернут в трубку. Они располагались по нескольку штук у висков. Закреплялись при помощи кожаной ленты или тесьмы. Иногда на кольцах были напущены бусы или несколько металлических колечек. Из шейных украшений встречаются бусы и подвески. Бусинки были разных цветов: голубые, синие, желтые, белые. Перстни представлены несколькими видами: витые и сложновитые, пластинчатые с короткими усиками.
Топоры в мужских погребениях по форме проушные, с выемкой у основания. Этот инструмент при раскопках находили у левой ноги погребенного. Огнива и ножи носили за поясом. В могилах не было глиняной посуды.
земель славянским племенем кривичей. Наиболее ранние находки найдены ближе к устью реки Черная, что показывает путь передвижения и освоения территорий.(С.Семенов. «Тайна березовой рощи». 168 часов. №14, 8.4.1998г. с.5).
Первые археологические работы в Кинешме начали проводиться уже в XIX веке. В 1855 годулегендарный археолог Геннадий Девочкин раскапывал территорию города и окрестностей и нашёл каменные орудия. В 1895-1896гг. этнограф Филипп Нефедов на средства Московского археологического общества обследовал около 500 курганов. По материалам раскопок были опубликованы три тома исследований. В начале XX века археологией Кинешмы занимался местный священник, педагог, коллекционер Иван Павлович Альтовский.В 1940-1960-е гг.в Кинешме проводились самые масштабные на сегодняшний день археологические раскопки. Полевые отчеты об этих экспедициях хранятся в Кинешемском художественно-историческом музее. Были исследованы курганы VII – XIII веков близ деревень Долматово, Студенец, Рыжково и на Чёрной речке в Кинешме. Территория на берегу Черной речки между Залесьем и Новыми Сокольниками представляла собой ряд курганов, большей частью потревоженных сельскохозяйственными работами. Однако некоторые могильники сохранились полностью. На уровне древнего грунта на метровой глубинебыло обнаружено погребение женщины, лежащей на спине в вытянутом положении в направлении северо-запада. На висках было обнаружено несколько медных колец, ниже висков – по одной луннице из белого металла. С левой стороны головы украшения из трех подвесок в форме креста, заключенного в окружность с орнаментом. Также обнаружены стеклянные бусы синего цвета. На груди найден медный бубенчик с одной прорезью. На правой руке у кисти – широкий медный пластинчатый браслет с орнаментом. В левой кисти, под острым углом к руке – железный ножик длиной 10 см., на среднем пальце – медный перстень ложновитойформы. Под туго стянутым истлевшим кожаным шнурком – фрагменты темных волос. Под костями оказался кусочек полуистлевшей грубой шерстяной ткани. В других курганах были найдены различные украшения из меди и других металлических сплавов: шумящие подвески, игольники, сложновитые перстни, пряжки, коньки, уточки, бубенчики, лунницы, а также хрустальные, стеклянные ипастовые бусы.Во многих могилах обнаружены железные пряжки от поясов, остатки обуви, ножи, которые носили как мужчины, так и женщины. Из славянских предметов выделяются височные кольца кривичей. Это средней величины проволочные кольца, с неспаянными концами. Они закреплялись при помощи кожаной ленты или тесьмы. Иногда на кольца были напущены бусины или несколько металлических колечек. Из шейных украшений встречаются бусы и подвески. Бусинки были разных цветов: голубые, синие, желтые, белые. Перстни представлены несколькими видами: витые и сложновитые, пластинчатые с короткими усиками. В мужских погребениях были найдены топоры с выемкой у основания, ножи и огнива.
Первые археологические раскопки начались в Кинешме в 1830 году (по А.Козловскому).
В 1855г. Девочкин раскапывал территорию города и окрестностей – найдены предметы каменного века.
В1895-96г. этнограф Нефедов на деньги археологического общества Москвы обследовал около 500 курганов. По материалам раскопок были опубликованы 3 тома исследований.В 20 веке археологией Кинешмы занимался И.П. Альтовский.В 1912г. Преображенский их Костромы.
40-60е годы 20 века погребения средних веков раскапывали Ел.Н. Ерофеева – руководитель экспедиции, и Е.Т.Сорокина – директор Кинешемского музея. Полевые отчеты хранятся в музее.
Летом 2002 года в городе прошла археологическая разведка под руководством П.Н.Травкина, начальника Плесской археологической экспедиции. С 10 по 15 августа проведена разведка в устье реки Колдома в районе села Новлянское. В ходе разведки выявлено место временного пребывания первобытных охотников эпохи мезолита-неолита, места расположения двух деревень эпохи развитого средневековья. Разведочные работы произведены так же в устье реки Локши. В районе деревни Городище обнаружен ранее неизвестный памятник – финское селище ориентировочно 7-10 веков. На отрезке Васелево - Алабуга также были проведены дополнительные обследования. Здесь находится древняя финская крепость. 20-23 августа работы проводились в районе Решмы. Здесь обнаружены остатки древних поселений, начиная с эпохи камня, а также обнаружены находки 14-15 веков, связанные с началом самого села Решма.
мы в социальных сетях