Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9221

Кинешма – портовый город. Очерк.

В июне 1914 года, парнем 16-ти лет я поступил работать в речной транспорт матушки-Волги. Работу найти было трудно, но мне помогла похвальная грамота Кинешемской с/х-выставки за выставленные мною акварельные рисунки. Агент Кинешемской пристани «Самолет» (Акционерное Пароходное общество «Самолет» немецко-бельгийского капитала) Аксаков Сергей Андреевич принял меня в контору пристани на должность конторщика 3 разряда. В Кинешме находилось четыре основных агентства:

«Кавказ, Меркурий и Восточное» («Камво»). Агент – Ноздрин Александр Павлович.
«По Волге». Агент – Зарубин Александр Александрович.
«Самолет». Агент – Аксаков Сергей Андреевич.
Позднее установлена пристань Унженского пароходства. Крепиш.

Самолетские суда в отличие от других белоснежных судов носили розовую окраску, имели комфортабельные салоны 1 и 2 классов. Линию Нижний Новгород – Рыбинск обслуживали следующие суда: «Симеон Гордый», «Ярослав Мудрый», «Князь Серебряный», «Скопин-Шуйский», «Александр Благословенный», «Николай Шихманов», «Николай Жеванов», «Иван Калита» и маленький одноэтажный пароходик местной линии «Птенчик».

Существовала в городе частнопредпринимательская переправа через Волгу подрядчика Второва П.Е., состоящая из маломощного пароходика, таскавшего за собой на буксире деревянный паромишко, едва вмещавший десяток гужевых подвод. Тут же, безо всяких удобств располагались и пассажиры. Мелководье на Волге не позволяло судам подниматься вверх по Волге, и большегрузные суда часто паузились в Юрьевце и Кинешме.

Каждое агентство имело для погрузработ свою небольшую артель крючников, организация среди рабочих была слабой, тем более что связующим звеном между предпринимателем и рабочим всегда вставал подрядчик, охраняющий больше свои интересы и интересы хозяина.

Изнурителен был труд крючника, а мизерные расценки на погрузработы вызывали недовольство, мелкие стачки с доверенными агентами. Недовольство рабочих на тяжелые условия труда, на мизерные расценки усиливалось. В 1916 году рабочие-крючники объявили организованную стачку с требованием повысить расценки на погрузработы. Агенты отказались удовлетворить требования, тогда рабочие прекратили работу. Суда стояли не разгруженными. От доверенных лиц к доверителям полетели срочные письма, телеграммы. Спустя некоторое время из Персии (порт Энзели) в Кинешму прибыли рабочие-персы, как дешевая рабочая сила. Недолго пришлось поработать иностранным рабочим, обстоятельства вынудили их возвратиться восвояси, а требования рабочих-крючников были в значительной мере удовлетворены, и работа возобновилась.

Никакой спецодежды и прозодежды рабочим не выдавалось. Для размещения рабочих-крючников каждое агентство имело тут же, на берегу, домушку-зимовку без всякого оборудования для сна. Рабочие  располагались прямо на полу, кто на чем, так как постельных принадлежностей не предоставлялось. Вся охрана труда заключалась в имевшемся в зимовке аптечном ящике, в котором находились медикаменты: йод, нашатырь, вата и бинт. Нормы продолжительности труда не было. По условию артель обязана была обрабатывать все суда независимо от времени и его продолжительности.

Агентства в Кинешме не имели своего жилого фонда, а потому пристанский береговой состав в навигацию частично расселялся на дебаркадерах, а в межнавигационный период уходил на частные квартиры.

После национализации флота все агентства были объединены, и пристань Кинешма получила единое управление под государственным флагом РСФСР.

В 1918 году были организованы первичные профсоюзные ячейки – пристанские комитеты союза работников водного транспорта, объединяемые Учкомводом, куда  председателем входил работник речного флота Королев Н.В., секретарем был я и членами Савичев Ф, Ерышев И.А.

Наступили напряженные годы восстановления и реконструирования изношенного и разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами речного флота.

За годы советской власти неузнаваемо изменила свой облик Волга. Флот не только коренным образом реконструирован, но и пополнился громадным количеством мощных пассажирских, грузовых и буксирных судов новейшего типа. Создание Рыбинского и Горьковского водохранилищ сделало Волгу полноводной и еще более могучей артерией страны. Естественный географический недостаток Волги – выход в одно Каспийское море – теперь устранен: Волга, кроме Каспийского, получила выход к Белому, Балтийскому, Черному и Азовскому морям. Изменился и облик волжских портов и пристаней. Дореволюционная Волга не имела ни одного порта, а теперь… По Решению Коммунистической партии реконструированы и построены новые высокомеханизированные порты Большой Волги.

В 1948 году пристань Кинешма была реорганизована в перворазрядный, оснащенный новой техникой, порт.

Выросли замечательные кадры высококвалифицированных специалистов-волгарей. Если до революции инженеров на Волге почти не было, то теперь они стоят на капитанских мостиках, в машинных отделениях, руководят грузовыми участками, причалами, цехами, портами, пристанями, судоремонтными заводами.

В национализации флота принимали участие наши кинешемцы: Введенский Н.И., Капенин В.И., Ерышев И.А., Рыдков Л.И., Попов П.А.

Прежняя Волга была кормилицей более полумиллиона бурлаков. С начала навигации и до конца ее волжские плесы и берега оглашались заунывными песнями-стонами этих бурлаков. Плечами, грудью и спиной тянули они купеческие барки с хлебом, солью и другими грузами. А каков был труд крючника? Если суда раньше водили вбечевую, то обрабатывали вплечевую. Каждый крючник носил в сутки до трехсот пудов, это около 20 тонн. Единственным подспорьем на погрузработах у него были болванка, тачка, носилки, лопата, крючок, а при тяжеловесных грузах – таскальная доска с веревкой. Среди рабочих очень много было различных заболеваний, и каждую навигацию покидало работу на Волге до 40 тыс. волгарей. Работали по 12-16 часов в сутки.

Самым важным условием для порта является большой объем грузовых и пассажирских перевозок. Порт имеет мощную технику для разгрузки и погрузки судов, железнодорожных вагонов. Для переработки такого колоссального количества грузов потребовалась бы целая армия рабочих-грузчиков, если принять во внимание теперешний грузопоток.

А какие прекрасные люди владеют этой техникой! Среди коллектива много прославленных капитанов, механизаторов, крановщиков, шкиперов, судоремонтников, которые награждены за отличную работу орденами и медалями Советского Союза. Без этих людей техника была бы мертва (Кичеев, Ильичев, Глебов, Маврин и многие другие).

Все изложенное наглядно подтверждается фотографиями альбома, который я в свое время передал в портовый комитет, и который сохранился и находится в библиотеке порта.

15.XII-1976 г.

В. Капенин. Бывш. главный бухгалтер порта.

(слева - направо) Попов П.П., Ерышев И.А., Рытков Л.И., Капенин В.И., Введенский

мы в социальных сетях