Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9223

Маслова Мария Михайловна Воспоминания.

В феврале 1948 года решением Кинешемского ГК КПСС я была направлена в Речной порт на должность зав. парткабинетом.

Время было еще трудное, прошло всего 2,5 года после окончания Великой Отечественной Войны. Хотя в декабре 1947 года и была отменена карточная система, но не хватало обуви, одежды, да и с продуктами были проблемы. Народное хозяйство только еще восстанавливалось.

Передо мной стояли задачи: совместно с партбюро организовать партийную и комсомольскую учебу, наладить лекционную пропаганду и агитационно-массовую работу среди коллектива порта, особенно среди рабочих грузчиков. Грузчики 1948 года – это несовершеннолетние портовые рабочие. Все они были малограмотные и даже безграмотные, особенно среди женщин. Бригады были большие, по 25 человек. Всего было 6 бригад, из них 3 женских.

Секретарь партбюро, начальник порта, я и агитаторы ежедневно бывали в бригадах. Условия труда были тяжелые, механизации, кроме транспорта и крана-укосины, не было, да и они часто выходили из строя. Работали вручную, а кипы с тканью были от 80 до 106 кг. Вагоны перегоняли тоже вручную, в том числе и женщины.

Сплошь и рядом команды судов «Красная Чувашия» и «Сура» одевали баланки и работали вместе с грузчиками, да и работники управления порта частенько одевали баланки.

С тех пор прошло много лет, но я и сейчас часто задумываюсь, как же тогда выдержали женские плечи такую тяжесть. Сколько перенесли тонн груза на своих плечах наши кадровые рабочие? Мужчины: Тимофеев И.И., Куликов Б.М., Смирнов С., Шаров К., Фирсов Д.А. Женщины: Белова В., Смирнова В., Мартынова М.С., Бамашова (?) А.Г., Орлова М., Куликова М.М., Потечина (?), Кустова И., Старошук (?), Кудрявцева Ф., Погодина М., Тимофеева Л. А сколько вложила труда, работая шкипером, Миронова А.С. У большинства из этих женщин были дети, а мужья погибли на фронте.

Специалистов с высшим образованием в 1948 году было 2 человека: Ермакова М.И. и Чиркова А.Н., а со средним образованием тоже были единицы. Например. В цехе механизации были [две фамилии неразборчиво], позднее прибыл после училища Пчелкин А.М. В СРМ со средним образованием только начальник Трунин (?) А.А., а мастера все были практики. Такое же положение было и среди плавсостава. 

А какие трудности были с жильем! О современных благоустроенных квартирах и представления не имели. Но все же в 1949 году на Межаковском пр. для рабочих-грузчиков было построено общежитие, на 1 этаже разместили мужчин, на 2-м – женщин, по крохотной комнатке выделили специалистам Ермаковой (?) М.И. и Чирковой А.Н.

Какая это была радость, какая гордость, что для рабочих построили общежитие, ибо в Кинешме в то время еще ни одно предприятие не имело такого общежития.

Я никогда не забуду, как во время сдачи общежития в эксплуатацию ко мне подошел начальник вокзала, он же председатель портового комитета Елагин И.Д. и сказал: « Мария Михайловна, какое общежитие мне построили для грузчиков, и ни одного из них сейчас не увидишь в лаптях, а я когда работал грузчиком, то столько износил лаптей, что на трехтонке не увезти».

В речном порту не было никакой библиотеки. До войны была профсоюзная, но за годы войны всю литературу передали раненным воинам в госпитали.

Передо мной стояла задача, создать библиотеку. Создавать пришлось ее с нуля. В парткабинете было всего несколько разрозненных томов 2-го и 3-го изданий сочинений В.И. Ленина и больше ничего. А для пропагандистов, консультантов, докладчиков, лекторов, агитаторов нужна была литература, справочный материал. Кроме политической, для коллектива нужна была художественная литература. Нужно было организовать передвижные библиотечки на суда и плавкраны.

Для детей речников нужна была детская литература, а для студентов и ИТР – техническая. Многие речники пошли учиться в техникумы, институты. Вспоминаю, с каким упорством и настойчивостью учился Белов Ю.В.. Придя с фронта, стал работать мотористом механизации и сразу пошел в школу рабочей молодежи, по окончании ее поступил заочно в Ивановский энергоинститут, окончил и сейчас работает главным инженером в порту.

Библиотека при кабинете политпросвещения была создана с отделами: политической, художественной, детской и технической литературы. Создавалась она за счет фонда предприятия и частично портового комитета. Литература закупалась через Книготорг, издательство «Речной транспорт» и книжную экспедицию при ЦК КПСС, куда я нередко обращалась за учебниками и справочным материалом. В деле создания библиотеки руководство порта всегда мне шло навстречу.

6 октября 1967 г. «за активную работу в обслуживании читателей и выполнение основных условий Всесоюзного общественного смотра библиотек в ознаменовании 50-летия Советской власти» я была награждена Почетной грамотой МРФ РСФСР.

С 1949 г. кабинет политпросвещения совместно с партбюро организовал изучение марксистско-ленинской теории, решений партии и правительства, а также задач, стоящих перед работниками речного транспорта и с беспартийным активом. Были созданы кружки, школы и семинары для самостоятельно изучающих с ИТР, с коллективом ОРСа, цеха связи, ВОХРа и амбулатории водников. Налажен учет проводимой работы.

Большой вклад в пропагандистскую работу и лекционную пропаганду внесли бывшие начальники порта: Котляров А.Ф., Мясников К.Ф. и Сидоров В.Д., а также Ерышев И.А., Пчелкин А.М., Капенин П.И., Капустин Б.А., Смирнов В.М., Смирнов В.П., Вотяков (?) Л.Н., Степанов В.В., Логинов В.А., Чистов Н.В., Вахотин Н.А., Светков (?) В.П., Звонов В.Н. и Кафтайкин Н.П., который бессменно с 1944 г. со своим коллективом ВОХР ведет пропагандистскую работу.

Сама я на протяжении 22,5 лет – с февраля 1948 по октябрь 1970 – до ухода на пенсию так же работала консультантом и пропагандистом, последние 8 лет руководила школой основ марксизма-ленинизма. И счастлива, что я внесла маленькую лепту в воспитание коллектива Речного порта.

Бывшая зав. кабинетом политпросвещения, участница Великой Отечественной Войны, персональный пенсионер, член КПСС с марта 1939(?) года М. Маслова.

12 декабря 1976 г.

мы в социальных сетях