Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9319

Храмы г. Кинешма.

Храмы г. Кинешмы.

Российская история и культура всегда опирались на Веру. Русский человек в минуты трудностей и испытаний шел в Церковь: во времена телесного голода – за хлебом, во время голода душевного – за истиной, твердостью, во время военных бед – за силой духа.

Здесь мир находил успокоение раздираемой на части соблазнами Души.

Белые   колокольни и храмы, колокольный звон, золотые или изумрудно-зеленые маковки, увенчанные крестами, возносились над русским миром, над селениями крестьян и барскими усадьбами , напоминая людям о Боге. У  подножия церквей старинные погосты-усыпальницы  знаменитых или безвестных людей, обозначенные простыми деревянными или коваными крестами.

За  годы безбожия несколько поколений потеряло дорогу к храму  и теперь только маленькая тропочка соединяет начало времен с душой человеческой.

Кинешма всегда была духовным центром  уезда и губернии. В разные годы ее украшали 12 храмов и 2 монастыря. Начинаем рассказ о церквях города с утраченных ныне «жемчужин».

Покровский собор.

В начале 18 века в городе стоял деревянный Покровский собор. Где точно он находился, не известно. Но поскольку улица Советская ранее называлась Большой Соборной или Большой Покровской, то, надо полагать, стоял  Покровский храм где-то на месте современного собора.  В документе 1708 г. о нем написано: " на старом кладбище..."

Борис Павлович Матвеев – местный художник и краевед, оставил зарисовки утерянных ценностей Покровского собора. Он опирался на микрофильмы, полученные им в РГАДА, и тщательно изученные материалы писцовых книг  письма и меры Афанасия Векова 137 г. (1629).

Покровский храм Матвеев называет 1-м Соборным и указывает, что в нем  главной иконой бала икона Божией Матери Умиление: «обложена серебром, венец серебряный и резная паруна с каменьями бирюзы, венец жемчужный, цата серебряная». Кроме того, Борис Петрович упоминает о трех жемчужных серьгах и  трех крестах, принадлежащих храму: крест аспидный (серо-черного цвета) в серебре с жемчугами, крест серебряный белый,  крест серебряный золоченый. Здесь же приклад в виде ста двадцати пяти копеек серебром золоченых и белых. Упоминаются и камчатные  пелена с вышитым золотом крестом и вышитым серебряными нитями текстом вокруг «О тебе радуйся».

«Да на том же образе на другой стороне три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст». В документе, прочитанном Матвеевым, указывалось на деревянные чаши и потиры, «да книги: Евангелие напрестольное письменное – тетрадь ветха, Евангелисты медные, крест воздвизальный обложен серебром; Апостол письменный – оправа ветха; другой Апостол печатный; два Октоя печатные; Триоды постные печатные; другая Триодь цветная письменнаяв полдесть;Полоктоя письменная; Минея общая в полдесть;служебник письменных ветхий; две Псалтыри письменные;  Часовник печатный; Минея общая письменная полдесть; два Пролога письменные ветхи; Шестодневец письменный; три Минеи месячные письменные – октябрь, ноябрь, декабрь; пол Минеи августа; двои ризы(одни дорогильныеердать бархат рыжой); два стихаря миткалиевых; патрахель и поручи камка;кадило медное; да на колокольне четыре колокола – три целых, четвертый разбит. А церква и образы, и книги, и риза, и сосуды церковные, и колокола строение государево. А образ Пречистыя Богородицы Запрестольные - поставление и приклад посадского человека Никифора Емельянова».[1]Б.П. Матвеев установил, что Никифор Емельянов  проживал на посаде в Жуковой улице. Двор его был в поперечнике 7, а в  длину 22 квадратные сажени. Был он человек «лучший» и имел на торговой площади три лавки в Иконном ряду. [2]

«Да к той же Соборной церкви, да еще на кладбище земли в городище во все четыре стороны церкви по 20 сажен. А прежде сего у той Соборной церкви был протопоп  Федор Мелентьев, да поп, да дьякон,  да просвирница, а даны им были  под дворы места на посаде. А ныне у той соборной церкви у Покрова Пресвятой Богородицы протопоп  Яков  Васильев, да поп, да дьякон, да церковный дьячок, да пономарь, да просвирница, да церковный сторож. А  живут они все на посаде и дворы их на посаде ниже сего писаны.  И  по государевой грамоте ж  и приказу большого дворца  136-го году (1628года)  за приписью дьяка Максима Чиркова велено протопопу с братией давать государево жалованье ругу из таможенных и кабацких денег на Кинешме на год:  протопопу по  шести рублей,  по десяти алтын,  да хлеба по двадцати четвертей ржи,  по двадцати четвертей овса;  попу денег четыре рубля, да хлеба пятнадцать четвертей ржи и овса тож.  Дьякону  денег три рубля алтын, хлеба  двенадцать четвертей ржи, овса тож».

После 1836г. никакой Покровской церкви в Кинешме уже не было. Ни в одном из храмов города нет и приделов в честь Покрова.

Преображенский собор.

В Российском Государственном Архиве Древних Актов в  фонде 1209 Поместного  приказа есть опись 1, а в нем дело № 15395, где по городу  Кинешме в списках  с переписных книг 154 , т.е.1646г., сохранились  переписи Никифора Нармацкого да подьячего Родиона Данилова.  В нем написано: «на посаде в осыпи соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная клетцки. А у той соборной церкви Преображения Спасова протопоп Яков Васильев да поп Прохор прозвища Богданов, да диакон Яков Яковлев, да дьячекФедка Яковлев,  пономарь Ивашка … да просвирня Анисья. Да церковный сторож Митка Данилов. Живут они дворами все на посаде». 

В РГАДА в  Грамотах коллегии экономии есть  переписная книга Кинешемской десятины  за 1653 г., где  жители города переписаны по принадлежности к приходам. Здесь имеется запись: « На Кинешме на городище соборная церковь Преображения Спасова. Двор протопопа Якова в Плесской улице, двор  попа Федора,  двор дьячка, да на церковной соборной земле в городище дворы  бобылей.  Да к той же соборной церкви по писцовым книгам письма и меры Афанасия Векова 137 г. (1629) на кладбище земли с вечерней стороны» …[3]  

Под тем же годом Преображенская церковь указывается как 2-я Соборная церковь: « Да на городище же место, что была 2-я церковь Соборная ж  Преображение Спасово, и то, где церковь сожгли литовские люди». Получается, что это прямое указание на то, что легенда о сожжении горожан,  закрывшимся во спасение внутри церкви,  отрядом пана Лисовского 26 мая 1609г. возникла не на пустом месте, и что на 1629 год место, где находилась эта церковь,  было пусто. Рядом же находился 1-й соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы.  А в 1646-1653гг. церковь вновь  появляется в документальных источниках как деревянная клецки.  В 1653 г. она пишется   - "на городище", а в 1731г. указывается в еще существующих. 

По Кинешме  в это время прописана еще одна Преображенская церковь, но она упоминается как церковь на территории мужского Спасо-Преображенского монастыря.

Кинешемский Преображенский мужской монастырь.

 Мужской монастырь в Кинешме действовал по одним данным с конца 14 века, а по другим с 1452 г.[4] Дата образования монастыря условна. Вряд ли кто теперь сможет точно назвать дату постройки первых монастырских стен и храмов в Кинешме. Народная молва относит возникновение монастыря к более ранним временам. Причиной тому служит упорный слух о существовании под  стенами Спасских храмов подземных переходов и замурованных пустот, которые вполне могли бы служить убежищем для первых монахов. И так, вопрос о происхождении остается открытым.

Не понятным остается и отношение монастыря к событиям Смутного времени, ведь он мог служить естественной преградой для врага, пришедшего с завоеваниями, и местом убежища для горожан на случай опасности.  В работе И.П. Альтовского «Кинешма в смутное время и геройский подвиг её 26 мая 1609 года» о роли монастыря не упоминается совсем, хотя во время реставрационных работ вокруг храма в 90-е годы 20 века и во время реконструкции ограды,  встречалось большое количество горелого дерева, что может служить подтверждением крупного пожара. Возможно,  именно этот храм Преображения Спасова и был тем местом, которое послужило общей судьбой для многих погибших в огне горожан в мае 1609г.  Иначе,  почему именно Преображенская церковь становится первой каменной церковью не только в городе, но и в округе?

Нам хорошо известно, что в переписи 1678 г.  Спасо-Преображенская при монастыре церковь  записана отдельно. Причем храм Спасо-Преображенского монастыря значится среди уездных.[5]

В том же архиве в  Деле 1703 года указано, что « В 1693 году по благословению патриарха московского Андриана и по челобитью бывшего архимандрита города Кинешмы Преображенского монастыря велено построить вновь каменную Преображенскую церковь». К 1703г. каменная  церковь построена, поэтому просят дать новый антиминс  и позволить игумену того монастыря Гедеону освятить новый  храм. Руку к прошению приложил бывший староста рыбных государевых садков, а теперь казначей выше писаного монастыря монах Левонтий Тюрин с братии. И марта в 5 день 1703 года дана была грамота и отдан антиминс.[6]

В литературных источниках последующих времен Лаврентий Данилович Тюрин упоминается как человек, на средства которого эта двухэтажная, кубическая церковь – двустопный кубический двусветный храм и был построен. Он является самым ранним сооружением из кирпича в Кинешме. На сводах его сохранились фрески, датируемые, видимо, 1694 годом.

О строительстве храма наглядно говорит, сохранившаяся на столпе второго этажа храма, надпись – картуш, развернутая в сторону алтаря: «В лето от Рождества Христова  1694 апреля 22 начата здатися сия церковь Преображения  Господня при благоверных государях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче Московских и всея России, при святейшем Адриане Московском и всея России Патриархе и при игумене Евлогии. Освящена была сия  церковь лета от Рождества  Христова  1705го декабря 2 дня  при державе Благоверного государя царя  и великого князя Петра Алексеевича Московского и всея России, при игумене Гедеоне.  А строил сию церковь Кинешемский посадский  человек Лаврентий Тюрин, а во схимонасех   Леонтий,  своим имением».

В списке  иерархов и настоятелей Спасо-Преображенского монастыря исследователь Павел Строев указывает:

Нифонт – игумен Кинешемский при митрополите Ионе – около 1443-1447гг.  (в конце страницы рукописи Строев указывает около 1453 года)

Гермоген – игумен в январе 1650 г.

Мисаил -  1657г., сентябрь 1660 г.

Иов – 1679 г.

Геронтий -  в мае 169 1г.

Евлогий– 1691-1700 г.г.

Гедеон -  1703-1713 г.г.

Иоасаф  Павлов -  определен 27 августа 1713-1723 г.г.

Иона Строитель – 1727-1732 г.г.

Сергий Строитель – 1763 г.

Илларион – 1763 и 1764 г.г.

В РГАДА есть дело от июля 1721г. о сборе с городских и уездных церквей «всяких податей». В Преображенский монастырь города Кинешмы игумену Иоасафу Павлову из патриаршего казенного приказа пришел указ за подписью  ризничего иеромонаха Филагрия. Завязалась переписка, где Иоасаф указывает на поповского старосту вдового попа Сергея Иванова, который в церкви божия не служит и епитрахильные памяти не берет». От имени игумена переписку с патриаршим казенным приказом вел церкви Благовещения поп Георгий Федоров. В деле еще упоминается комиссар Лука Романович Владыкин, а в отписке за декабрь – Благовещенский поп Филип Алексеев.[7]

Монастырское хозяйство было не малым. На месте 2-й Нагорной улицы когда-то находился монастырский скотный двор и жили пастухи-скотники. Существует легенда о том, что один из игуменов монастыря удалялся на болото для молитвы в скит, расположенный в районе современных ул. Л. Толстого и Напольная к югу от монастыря. Место считалось гиблым из-за зарослей дурмана.

После указа Екатерины II  в 1764г. Преображенская церковь становится приходской в ведении Костромской епархии (учреждена в 1744г.).  До этого все три упраздненные и в приходские  церкви обращенные монастыри находились в уездном городе  Кинешме, и до 1742 года состояли в Синодальной области.[8]

Земля и деревянные строения вокруг бывшего монастыря получают название - сельцо Спасское (как раз во время межевания). 

Спасо-Преображенская церковь -1694 – 1707.

Церковь имела всего пять приделов: два вверху - Преображения Господня и пророка Ильи и три внизу:  Космы и Дамиана, иконы БМ Знамение, Архистратига Михаила и мученицы Варвары.

Боковые приделы и притвор на средства прихожан построены в 1790г. Придел в честь Архистратига Михаила появляется в 1898г. на средства капитан - лейтенанта Михаила Павловича Купреянова, который строит его как усыпальницу для своей семьи. В ней похоронена мать адмирала Г.И. Невельского Феодосия Тимофеевна (1787-1854г.). На надгробном камне была выбита эпитафия: «Здесь погребено тело Феодосіи Тимофеевны Невельской, матери адмирала Геннадія Ивановича Невельскаго, присоединившагокъРоссіи Амурскую область и островъСахалинъ, скончалась 27 іюля 1854 г., житіяея было 67 летъ». Здесь же лежат сестра адмирала Мария Ивановна Невельская-Купреянова (р. 14 февраля 1813 - f 14 октября 1885), а так же брат Михаила Павловича Иван   - лейтенант, академик, умерший 19 июня 1895г., 57 лет от роду. В Преображенской семейной усыпальнице Купреяновых нашел приют и Павел Иванович Купреянов, на надгробии которого значилось: «Герой Синопа, защитникъ Севастополя, участникъпокоренія Кавказа, Георгіевскійкавалеръ, контръ-адмиралъПавелъИвановичъКупреяновъ, род. 1821 года, скончался 23 мая 1899 г., на 78 году жизни. Милому, дорогому дядюшке и горячо любимому дедушке».

В Государственном Архиве Костромской области сохранились списки священников, служивших в разное время в Спасо-Преображенском храме г. Кинешмы. Среди них: 

Алексеев Петр - поп церкви Преображения Господня. [9]

Козырев Василий Иванович (1767 – 1828 гг.) - сын диакона Афонасие-Кирилловской ц. вс. Замошье Судиславского духовного правления Костромской округи Ивана Александрова. Обучался в КДС. С 1788 г. священник Спасо-Преображенской ц. Кинешмы Лухского духовного правления Кинешем-ской округи.

Весновский Георгий Алексеевич (1780 – 1831 гг.) – окончил КДС в 1803 г.  С 1803 г. священник Спасо-Преображенской церкви г. Кинешмы. Благочинный.  

Мелечкинский Василий Иванович -  Выпускник Костромской духовной семинарии 1820 года. По спискам ГАКО  за 1871г. протоиерей Спасо-Преображенской ц. г. Кинешмы.                                                              

Нарбеков Иоанн Феодорович -  по спискам КОА  за 1871г. диакон Спасо-Преображенской ц. г. Кинешмы                                                                  

Агилинский Абрам Федорович  -  в  середине 19в. священник Спасо- Преображенской ц.                                                                     

Веселовский Павел Афанасьевич - по спискам КОА  за 1871г. священник села Углец. С 1890г. 1й священник Спасо - Преображенской ц.  г. Кинешма.  

Красовский Петр Иванович  - по спискам 1871г.  священник Спасо-Преображенской ц.  г. Кинешмы.                                                                              

Казанский Иоанн Павлович - по спискам 1871г. священник села Владычня.  С 1890г. 1й священник Спасо-Преображенской ц.  г. Кинешмы.                                 

Сперанский Геннадий – в 1890г. 2й заштатный псаломщик  ц. Преображенской                                                                                

Смирнов Флегонт  - по спискам КОА  за 1890г.  диакон Архангельской  ц. села Сквозники  Варнавинского уезда. С 25.11.00 по 1910г. диакон Спасо-Преображенской ц-ви  г. Кинешмы.                                                                 

 Суворов Николай - в 1890г. 2й псаломщик, в 1900г. псаломщик,  в 1910г. диакон Спасо - Преображенской ц.  г. Кинешмы. В 1917г. уволен за штат. 

Флеров Николай -  в 1890г. 2й священник,  в 1900г. священник  Спасо-Преображенской ц. г. Кинешмы, в 1910г. священник Сретенской церкви,  в 1917г. священник Успенского собора г. Кинешмы.                                                                                                                            

Нагоров Иван Афанасьевич - по спискам КОА  за  1890- 1900г. диакон Спасо-Преображенской церкви  г. Кинешма.                                                                                               

Владимиров Вениамин -  в 1890г. числится как 1й заштатный  псаломщик  Спасо - Преображенской ц.  г. Кинешма. В 1900г. псаломщик  этой церкви.                                                                                                   

Козлов  Иван  - в 1900г. священник Спасо-Преображенской ц.  г. Кинешмы.                              

Князев Сергей – в 1900г. псаломщик церкви села Никола Мера. По спискам КОА  за 1910г. псаломщик  Спасо - Преображенской ц.  г. Кинешма.                                                         

Кантов Леонид -  по спискам КОА  за 1900г. псаломщик  Спасо-Преображенской церкви  г. Кинешмы. С  1910г. псаломщик  церкви с. Никола Мера.  В 1917г.  псаломщик  Цареконстантиновской церкви г. Костромы.                                                                                        

Беликов Александр Иванович - по спискам КОА  за 1900-1917г. числится как священник Спасо - Преображенской ц-ви   г. Кинешма.                                                                    

Комаровский Николай Константинович - в 1917г. священник Спасо-Преображенской ц.  г. Кинешмы.                                                                                              

Кремлевский Петр Алексеевич -  в 1917г.  тоже священник Спасо-Преображенской ц.  г. Кинешмы

Притч состоял из двух священников, одного диакона, двух  псаломщиков. В 1911 году церковь посещали 2864 прихожанина. В пользовании храма находились 22 десятины земли. В начале 20 века работала церковно-приходская школа. Попечителем школы был церковный староста Иван Авксентьевич  Могутов, а учителем  И.В. Чистяков. 

Иван Авксентьевич Могутов 22 года  прослужил в должности церковного старосты. Скончался 24 января 1911 года, 71 года от роду (1840 – 1911),  и захоронен был на кладбище Межаки. Над могилой стояла пирамида мраморного серого памятника с  тиснением золотыми буквами. На момент обследования кладбища летом 1999г. он лежал перевернутым рядом с могилой. Буквы эпитафии едва читались. В мае 2005 года при повторном обследовании кладбища камень не обнаружен.

В 1930 году в храме открыли кинотеатр со странным  названием  «Постройка».  Затем  здесь  работала артель «Точное время». В это время на храме исчезли купола, изменились интерьеры, пропали иконы, ценные вещи, церковная утварь. А ведь еще в начале 20 века в храме хранились серебряный потир, приложенный Матфеем Философовым,  и 2 напрестольных Евангелия, напечатанные в 17 веке. [10]

В 1998 году служение в храме возобновилось.

[1]камчатные  пелена – шелковая ткань с разводами, убрусец, подвешиваемый под иконой. На иконе – убрус, под иконой пелена.

Октои – восьмигласник, книга церковного песнопения на восемь голосов.

Триоды – собрание  трехголосных канонов. Постные содержат службы от недели мытаря до светлой недели. Триодь цветная письменная в полдесть – служба от Пасхи до недели Всех Святых.

Дорогильный – шелковый.

[2]КХИМ. НВФ. Записи Б.П. Матвеева.

[3]РГАДА, ф. 281 д.396 лл 419-440.

[4]Амвросий. История Епархий. Книга 4. Стр. 366-367

[5]Книга венечных и сборных пошлин с Кинешемской десятины. 1728 г.  (РГАДА, ф. 235 оп. 1 ч.2  д. 6755)

[6]РГАДА ф. 235 оп. 1 д. 6236

[7]РГАДА, ф. 235 оп. 1 д. 693

[8]Синода́льнаяо́бласть — с 1721 название бывшей Патриаршей области, перешедшей в непосред-ственное ведение Святейшего Синода. Управлялась через те же приказы, какие существовали и при Патриархах, которые были преобразованы в дикастерию — в Москве и Тиунскую контору — в Петербурге.

После учреждения Московской и Петербургской епархий 1 сентября 1742 прекратила своё суще-ствование.

Протоиерей Владислав Цыпин. Синодальная эпоха.

[9]К плану 1773г. 16.6.

[10]Справочная книга Костромской епархии за 1911 год.        

мы в социальных сетях