Успенская церковь Пресвятой Богородицы
Построена Успенская церковь в стиле «Московского барокко», на месте древней деревянной шатровой церкви, которая в 1646 году писалась "на посаде". «А у церкви на посаде поп Василий Никодимов, церковный дьячок Микитка Полуехтов(?), пономарь Авдюшка Андреев, просвирница Епистимея».[1]
Если учитывать, что Преображенская церковь писалась как уездная, то получается, что с одной стороны нынешней дороги на Юрьевец, ближе к реке, был город, а с другой уже уезд, т.е. монастырь к городу не относился.
По кинешемским писцовым книгам и окладу жилых церквей Тихона Танеева от 1653г. к той церкви приписано: двор поповский, двор пономарей, двор просвирницы, пашни церковные 9 четей... Да в приходе 10 дворов мирских людей, 31 двор промышленных и ремесленных людей, 16 дворов работных людей, 5 семей ремесленных, 7 дворов нищих, 6 дворов крестьянских. [2]
В переписных кинешемских книгах 1703года у той же церкви записан поп Алексей Павлов. В приходе уже «93 двора, да пашни и пустошь Коровницы Поповка тож. Пашни в ней 6 четей в поле».
В документах синодального казенного приказа по приходским окладным книгам кинешемской десятины за годы ранее 1730г. указано, что «церковь Успения Пресвятыя Богородицы да святыя Анны на посаде дани и заезда и десятиннича дохода имеет 1рубль 27 алтынов 5 денег, казенных пошлин 5 алтынов 4 денги. Итого дани и пошлин 2 рубля с денгой. И оные деньги на прошлые годы по 1729 год плачены все сполна».[3]Успенский пономарь Савка Харламов имел лавку в соляном ряду.
Успенская деревянная церковь была холодной. Рядом с ней в то время стояла зимняя церковь Рождества Христова.
В 1730 году поп Степан Алексеев с приходскими людьми пишет в синодальный казенный приказ доношение о том, что церковь Рождества Христова обветшала и просит дать разрешающий указ церковь перебрать и прирубить к ней придел во имя зачатия святых Иоакима и Анны. Освятить церковь просят разрешить строителю Преображенского монастыря иеромонаху Ионе. В конце января 1731г. Иона пишет, что на старом антиминсе святить церковь невозможно, ибо он ветх и очернел. По указу синодального казначея иеромонаха Филагрия велено вместо того ветхого антиминса выдать новый освященный антиминс оного города Кинешмы Вознесенскому попу Якиму Петрову.
В 1733 году в адрес царицы Анны Иоанновны было отправлено из Кинешмы письмо: "Всепресветлейшая державнейшая великая государыня императрицы Анна Иоанновна самодержица всероссийская. В прошлом 1732 г. в мае месяце в городе Кинешме приходская наша церковь Рождества Христова да предел богоотцов Иоакима и Анны волею божией погорела, а соном настоящей Рождественской церкви одеяние снято, а срачица цела, а у предела святых Иоакима и Анны одеяние и срачица сняты, а престол цел.
Всемилостивейшая государыня императрица, прошу Вашего императорского величества да повели державство Ваше выше писанные престолы освятить того же города Преображенского монастыря строителю иеромонаху Ионе и о том послать к нему указ. Вашего императорского величества нижайший раб выше писаной церкви поп Степан Алексеев. Генваря дня 1733 г."[4]
Эти две посадские церкви постоянно преследовали какие-то несчастья. Например, в январе 1703 года в церкви Рождества Христова случился пожар. Выгорели кресты и главы, стены и алтарь остались целы, «святой престол поколебали», святые иконы и утварь вынесены. А в «церкви Успения в то же пожарное время в приделе верховных апостолов Петра и Павла святую трапезу и престол поколебали». Просят «церковь божию верх» велеть отремонтировать и дать указ вновь освятить кинешемского Преображенского монастыря игумену Гедеону. Прошение писал «нижайший раб кинешемец Андрей Федоров сын Клюшников» в июле 1703г.[5]
В марте 1735 г. в синодальный казенный приказ поступило доношение управителя духовных дел соборного (того, что на посаде) Преображенского попа Алексея Григорьева, попа церкви Успения Богородицы Степана Алексеева и всех той церкви приходских людей, датированное февралем 1735 г., в котором написано: "Всепресветлейшая державнейшая великая государыни императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская. В прошлом де 1734 года в октябре месяце, в день недельный, во время пения Божественной литургии, вбежала в храм Успения Богородицы при великом выходе собака. А паче что и в алтарь. Которая церковь состоит в городе Кинешме на верхнем посаде и того радидля оной де случившейся скверности в оной церкви Успения Богородицы без указа Ея императорского величества и без благословения святейшего правительствующего синода служить не смеют. И поныне оная церковь стоит впусте".[6]
Видимо, разрешение было выписано, т.к. под тем же 1735г. в синодальном казенном приказе в окладных книгах кинешемской десятины можно прочитать, что «церковь Успения Пресвятыя Богородицы да святые Анны на посаде дани рубль 83 коп. ½. Казенных пошлин 17 коп. Итого 2 рубли ½, и оные деньги по сей 1735 год в платеже имеются».
В 1747 году на средства прихожан была построена новая летняя каменная Успенская церковь. Она много раз перестраивалась, например, с южной стороны был пристроен придел в честь Петра и Павла на деньги Федора Ивановича Гиринского.
Каменная же Христорождественская церковь во славу Рождества Иисуса Христа - единственная в городе трехглавая зимняя, ближе к Волге, по материалам РГАДА [7]была построена в 1754году и имела два престола - в честь Рождества Христова и в честь святых праведников Иоакима и Анны. К Христорождественской церкви пристраивали паперть, изменяли форму фасада трапезной. С севера к храму примыкала колокольня. Вокруг комплекса шла кирпичная ограда.
По документам 1911года Успенской церкви принадлежали доходы от «керосиновых баков» за Ямской слободой и земли в размере 19 десятин под огороды вдоль реки Кинешемки (затоплены во время строительства гавани), сдаваемые в аренду, да еще 4 селения. В 1911 году здесь записано 500 прихожан.
Известен и причт. В 1728 г. поп Степан Алексеев, в 1871- 1910г. служил священник Иван Григорьевич Николаевский. В 1890г. упоминается имя заштатного псаломщика Федора Весновского и заштатного диакона Александра Ивановича Краснопевцева, псаломщика Петра Успенского. Последнее имя, известное среди служителей культа на 1917г. по Успенской церкви г. Кинешмы - это диакон Василий Разумов.
Прихожанином церкви был Иван Николаевич Калинин (1852 – 1912 гг.), уроженец г. Кинешмы, бухгалтер Кинешемской городской управы, потомственный почетный гражданин Кинешмы, который вел дневник. Записи в дневнике отражают события и природные явления второй половины XIX века. Вот некоторые записи из дневника: «1872 год. В январе месяце. Небесное знамение: все небо горело как бы огнем с самого вечера и до полночи, при холодной погоде. После полуночи же образовались по небу огненные столбы, то потухая в одном месте, то появляясь в другом; всю ночь так было от этого светло, как будто днем, но свет кровавый – красный и … неба какая – либо часть была объята, - а целиком вся, народу полны улицы и площади. (Речь , скорее всего, здесь идет о появлении на небе северного сияния).
1875 год апреля 28-е. Волга ото льда очистилась и сегодня пароход «Борис» купца Масленникова вышел за Иерусалимскою Божией матерью. Нынешнюю зиму стояли в Кинешме 4 парохода «Галкин», «Воля», «Русский», «Борис» и до 30 баржей.
Мая 23 дня. Выпал снег при таком сильном ветре, что на Волге не могли идти пароходы.
Августа 17-го. Выпал град, величиною с орех, в таком множестве, что покрыл всю землю, везде забелелось, точно зимою, и лежал от 2 час по полудни до вечера. Во многих домах перебиты стекла. Август отличается частыми и сильными грозами и бурями.
1879 год.Июня 9-го дня. Буря раскрыла крышу на Успенской церкви и на Спасской колокольне.
Декабря 23-го. Освящен новый иконостас в нашей теплой Успенской церкви.
1880 год, високосный.
Июля 30. Сегодня во всю ночь была необыкновенно сильная гроза
Июля 31. С сего числа опять страшная гроза; в эту ночь в первом часу поймал я с Шепатриным, грабивших Успенскую церковь, которые разломали в алтаре решетку. Вооружены они были ножами и четырехствольными револьверами. Одного из грабителей я ранил из своего револьвера в пах пулею.
Ноября 16-го дня. Лед на Волге трогался, воды так много, что Устная мельница затоплена и чрез гриву против дома Гиринскаго перелилось; караван в Кинешме зазимовал необыкновенный, одних только пароходов остановилось девять.
Марта 2.Сегодня в 9 час утра была в Соборе прочитана телеграмма о кончине Государя и совершена попокойном панихида, на которой собралось великое множество народа, и почти все плакали.
Марта 3.Народ, солдаты Псковского полка, воинская Команда, и Гражданские чины принимали присягу Государю Александру III; одни в Соборе, а другие за теснотою перед Собором.
Апреля 18 и 19. Сильные грозы.Разлив воды необыкновенный вода влилась в Никольскую улицу, затопила к стороне улицы мост, а к Спасской улице сравнялась с мостом
Июль 2 и 3. Идут сильные дожди. Иерусалимская Богоматерь ныне пробыла все три крестныя хода, а в Петров день была у Успенья, прежде же уходила ранее поста, ныне же отбыла 30 июня.
1904 год. Нынешним летом перестроен теплый Успенский храм, который значительно расширен посредством прикладки примыкающей к колокольне взамен бывшей паперти. Освящение было сего Декабря».
В полуверсте от церкви находилось городское Спасо-Успенское кладбище. До сегодняшнего дня сохранилось лишь несколько могил: Марии Васильевны Тихменевой – титулярной советницы, с сыном Павлом Афанасьевичем - от 1821 года, у стен алтаря. Федора Ивановича Гиринского (1833-1909) – купца-хлеботорговца, городского головы, старосты Успенского собора. Могила его последней жены Екатерины Николаевны (1855-1911гг).
В Кинешемском городском архиве сохранился акт от 10 октября 1936года о закрытии Успенского ансамбля: «Комиссия в составе: председателя Комиссии представителя Президиума Кинешемского Горсовета Тихомирова П.М., госстройнадзора Лапыкина А.Н., председателя Кинешемского райисполкома Степанова А.В. (Орготдел), городского инженера Биркгана П.И., предста-вителя от обновленческой религиозной общины (Христо-Рождественской церкви в гор.Кинешме): Смирновой А.Ф., Кудриной М.С. и священника Лузанова Л.В.
На основании решения Президиума Кинешемского Райисполкома от 15.9.1936 года собрались для осмотра Христорождественской церкви в г. Кинешме для технического осмотра на предмет определения ее пригодности для богослужения. Осмотром установлено, что церковь расположена на возвышенном берегу р. Волги, берег имеет признаки оползней и обвалов, в результате которых церковная каменная ограда имеем местами уклоны в сторону реки Волги и местами около ограды имеются обвалы. Здание церкви обвалами и оползнями еще не повреждено и имеет надлежащую устойчивость. Наружный осмотр церкви показал, что:
1.Верхняя часть колокольни имеет трещины и в одном месте просвет так, что в этой части она находится на весу и есть опасность ее падения.
2.Наружные стены имеют местами небольшие трещины, отвалившуюся штукатурку, различные выбоины в цоколе и др. частях, а также испорченную окраску.
3. Калориферы (для воздушного отопления) в неисправности, при топке дымят, и требуется их переложить.
4. Крыша имеет местами свищи и щели, и не окрашена.
5. Внутри церкви на стенах, особенно в алтаре, попорчена во многих местах мозаика, местами отвалилась штукатурка, в оконных переплетах выбиты некоторые стекла, а часть переплетов остеклена не из цельных стекол, а из половинок, малярные работы требуют поправок.
6. Необходимо поправить хода в подвал, где находятся калориферы и т.д.
Комиссия находит, что для того, чтобы церковь могла эксплуатироваться молящимися (т.е. совершаться богослужения), необходимо сделать следующее:
1. Укрепить надлежащим образом берег около реки Волги, на котором стоит церковь для предотвращения берега от оползания и обвалов, с устройством дренажа. Стоимость работ 33000 рублей.
2. Разобрать колокольню до основания, с последующим устройством входа (после разборки колокольни) в церковь. Стоимость работ 13000 рублей.
3. Переложить калориферы для правильного воздушного отопления. Стоимость работ 6000 рублей.
4. Произвести наружный ремонт стен церкви (заделать трещины, местами отвалившуюся штукатурку, заделку выбоин, окраску и т.п.) Стоимость работ 3000 рублей.
5. Заделать на крыше свищи и щели и окрасить крышу масляной краской за 2 раза. Стоимость работ 3000 рублей.
6. Исправить хода в подвал (место нахождения калорифера) и других местах. Стоимость работ 1000 рублей.
7. Поправить внутри церкви на стенах мозаику, местах облупившуюся штукатурку, поправить в различных местах испорченные от времени малярные работы, застеклить выбитые стекла и вставленные оконные переплеты стекла из половинок заменить на цельные. Стоимость работ 8000 рублей.
Таким образом, для приведения церкви в надлежащий порядок, где бы возможно было производить богослужения, по наружному и внутреннему ремонту церкви необходимо затратить 34000 рублей и для укрепления берега для предотвращения от оползней и обвалов 33000 рублей, а всего требуется затратить 67000 рублей. Комиссия предлагает вышеуказанной общине верующих немедленно приступить к работе по вышеуказанным пунктам, причем: 1. Работы по укреплению берега – заготовка стройматериалов и укладка его около места работ производится сейчас не до наступления морозов, также произвести в этом году дренаж, а остальные работы по укреплению закончить на 100% не позднее 15.7.1937 года.
2. Все остальные работы по ремонту наружных и внутренних стен церкви, разборку колокольни и прочие работы, указанные в п. п. 2 – 7 окончить не позднее 1.1.1937 года.
3. Разрешить производить богослужение в дни, когда не будет производства стройработ.
5. Произвести техническую опись работ, изготовить чертежи для производства строй работ (особенно по укреплению берега) и согласовать все это с Райисполкомом.
Прислать для регистрации ИТР к Госстройконтролю поставленного общиной для производства работ. Копию Акта получил 14.9.1936 г. М. Кудрина и Л. Лузанов». [8]
Совершенно понятно, что ни средств, ни времени у общины не было. Данный акт являлся лишь оправданием к скорейшему закрытию церкви.
В Кинешемском архиве сохранилась опись церковных ценностей, переданных из Христорождественской церкви в собственность кинешемского музея. В ней значится:
1. Облачения священнические полные - 2 шт.
2. Облачения дьяконские полные - 2 шт.
3. Облачение неполное священническое - 1 шт.
4. Иерусалимская Икона Божией Матери - 1 шт.
Принял: Заведующий музеем Трунтаев
Присутствовали: Представитель Горсовета Туманцев
Представитель ГорФО Смирнов
От Сектора Инвентаризации Кудрявцев
Дата под Актом не указана. Остальные бумаги дела датированы 1937 годом.[9]
В советские времена в храме устроили литейный цех – участок для производства товаров народного потребления от завода им. Калинина (сувениры из чугуна, чугуны, сковородки и т.п.)
За это время памятник был сильно разрушен. В 1940-е гг. снесены колокольня и завершения храма, разобрана кирпичная ограда, северный фасад искажен многочисленными пристройками, арочные проемы заложены кирпичом, полностью утрачен интерьер, не сохранилась станковая и монументальная живопись. С 1993 года ансамбль был передан Русской Православной Церкви.
[1]РГАДА, ф. 1209 Поместный приказ оп. 1 д. 15395 По Кинешме список с переписных книг 154 (1646) года переписи Никифора Нармацкого да подъячего Родиона Данилова.
[2]РГАДА, ф. 235 оп. 1 д. 6237. Материалы Патриаршего казенного приказа .
[3]РГАДА.ф.235. оп.1.д. 1559 7 л.
[4]РГАДА.ф.235.оп.1.д.2036 5 л.
[5]РГАДА, ф. 235 оп. 1 д. 6237
[6]РГАДА. ф.235. оп.1.д.3115 об освящении в Кинешме Успенской церкви 1735 г. 4 л.
[7]ф. 235, оп. 1, д. 6237
[8]Ф.148, О.1, Д.164, стр.15.
[9]Фонд 148, опись 1, дело 164, стр. 42.
мы в социальных сетях