Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9327

Храмы г. Кинешма. Продолжение.

Крестовоздвиженская (Казанская) Церковь.

История храма связана с именем князя Дмитрия Пожарского. В труде И. Альтовского «Кинешма в смутное время, и герой­ский подвиг ее 26 мая 1609 го­да», изданном в 1909 году к 300-летию исторической битвы, сообщается: «В 1612 году ки­нешемцы с восторгом встреча­ли Нижегородское ополчение, предводимое  князем Д. По­жарским, который, отправляясь на освобождение Москвы от не­приятелей через Ярославль, ос­танавливался в Кинешме. Здесь на торговой посадской площади, где за три года перед этим про­исходила последняя битва Кинешемского ополчения с поля­ками,  торжественно развевался прославленный стяг Пожарско­го».  Пожарский, прибыв в Кинешму,  яко бы выделил денежные средства на строительство деревянной церкви клецки в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского.

В писцовых  книгах 1629 г. мы находим следующее важное указание: «Да на Кинешме, на посаде, на торговой площади, церковь Воздвижения Честного Креста Господня, деревянно... А книг в той церкви и колоколов нет, и строение той церкви протопопа Якова и попа Евфимия». Не случайно и название храма – Крестовоздвиженский.  По легендам на месте братской могилы погибших в сражениях мая 1609 г. кинешемцев оставшиеся в живых горожане воздвигли деревянный крест – голубец, внутри которого зажгли негасимую лампаду – прообраз вечного огня. 

Соборный  протопоп Яков и поп Воскресенской церкви Евфимий, служащие при разных храмах, и были строителями церкви «на торговой площади». Получается, что церковь строилась сразу же после событий Смутного времени. Что же побудило  этих лиц соединиться в одном общем деле - постройке означенного храма - именно «на торговой площади» посада? Можно предположить, что не имеющая ни книг, ни колоколов, ни своего причта, ни приходских людей церковь  была устроена в молитвенную память убиенных защитников Кинешмы на их братской могиле, на торговой площади. Протопоп  Яков и поп Евфимий в известные дни совершали по убиенным отцам и братьям церковное поминовение, принося с собою книги и утварь. Церковь была построена с приделом Макария Унженского,  Желтоводского Чудотворца.

В  1646 г. на торговой площади упоминается церковь  Казанская. По материалам Поместного приказа в 1646 г. она записана как приходская церковь, стоящая на посаде. «Церковь во имя Пречистой Богородицы Казанские деревянная шатровая, а у той церкви на посаде поп Фома Григорьев, церковный дьячок Максимка Иванов, пономарь Ивашка Фомин». РГАДА, ф. 1209 Поместный приказ  оп. 1 д. 15395

В церкви два придела - святой мученицы Екатерины и Дмитрия Солунского, поэтому часто ее называли еще и по имени святого. Внутри церкви находились старинные иконы этих святых с прикладом в виде «сканного серебряного  венца, цаты серебряной тож, да двои серьги жемчужные, пятнадцать копеек. Сосуды церковные деревянные, да книг два Евангелия напрестольных – одно печатное, другое письменное. Евангелисты у обеих медные. Апостол печатный, псалтырь письменный ветхий, на колокольне четыре колокола.  Кроме такого богатства государевым жалованием дана пустошь БревенниковаРылово тож на реке Томнине, а в ней пашни перелогом и лесом поросло сорок четвертей и сена 20 копен».

В писцовых кинешемских книгах Тихона Танеева 161 года (1653), находящихся в патриаршем казенном приказе, написано: "В Кинешме на посаде церковь Пресвятой Богородицы Казанская. У той церкви двор попов, двор пономарей в приходе 54 двора торговых и промышленных и работных людей, церковной пашни 40 четей, сена 20 копен, дани положено рубль 25 алтын да гривна". А  так же на престоле «Пречистыя Богородица Казанская» на празелени. Приклад к ней – «две цаты серебряная золоченая, серьги жемчужные и две цаты серебряных, да 10 копеек серебряных золоченых да белых. Двери царские и сень, и  столбцы  на золоте».

В Грамотах коллегии экономии в переписных книгах  Кинешемской десятины  того же года  1653 г.  можно узнать имена причта: поп Леонтий, пономарь Кирюшка Михайлов.  РГАДА, ф. 281 д.396 лл 419-440.

В тех же документах, только в 1706г., говорится, что  церковь эта старая и ветхая, служить в ней невозможно. Отправлена просьба «церковь перебрать и алтарь новый к ней прирубить и на то дать благословенную государеву грамоту. Выше писаной церкви поп Петр Иванов июня 1707 года». РГАДА,  ф. 235 оп. 1 д. 6425

Эту деревянную церковь, и другую во имя Воздвижения креста Господня, по ветхости их (особенно первой -  древнейшей), в 1744 году разрешено было разобрать и вместо двух церквей, деревянных и отдельных, устроить одну каменную с такою же колокольней. Таким образом, новая Крестовоздвиженская (Казанская) была построена на месте церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери, как древнейшей и устроенной  «строением мирских людей».

Престолов в храме было три: а) в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, б) Казанской иконы Божией Матери и в) св. вмч. Димитрия Солунского. Местно чтимая для кинешемцев святыня, висевшая в храме – это Казанская икона Божией Матери.

Другое церковное место от Крестовоздвиженского храма осталось свободно. На этом-то месте, скорее всего, и  была поставлена каменная часовня, существующая до настоящего времени как памятник мужест­ва, проявленного воинами Кинешемского ополчения в период борьбы русского народа с поль­ско-шведской интервенцией в начале XVII века.

В описании церквей Кинешмы 1911 года часовня принадлежит уже Успенскому собору.

Крестовоздвиженская часовня -  единственная в области часовня середины  XVIII в., в декоре которой использова­ны архитектурные мотивы XVII века.   В композиционном отношении часовня представляет собой прямоугольный объем, перекрытый шатром с угловыми распалубками. Кровля четырехскатная, железная, по деревянным стропилам, переходит в восьмигранную пирамиду покрытия шатра и завершается луковичной главкой с крестом.  Вход в часовню расположен с западной стороны. В проем входа повешена металлическая кованая решетка замысловатого рисунка. На южном и восточном фасадах находятся оконные (по одному) проемы с арочным завершением. Декор наружных поверхностей представлен в виде угловых пилястр, завершающего стену карнизного пояса и (выше его) фриза, состоящего из полуциркульных ниш. Снаружи объем просто побелен известкой, внутренние же поверхности оштукатурены. Пол выложен большемерным кирпичом в "елочку", фундаменты - бутовые. Размер кирпича - 8х13х27 см.

О часов­не упоминается в  журнале «Отече­ственные записки» за 1824 год.  Раньше на стене у входа ви­села железная доска с надпи­сью: «В 1609 году при воеводе Федоре Боборыкине Кинешма разорена была поляками под начальством Лисовского. Часовня сия устроена над избиенными в сражении гражда­нами и поселянами».  Над этой доской была еще и другая с надписью: «У сей часовни ежегодно 26 мая по завещанию пред­ков совершается панихида по убиенным гражданам и поселянам».

Часовня была закрыта в конце 1930-х гг. В КХИМ сохранилось заявление  № 194 от 8 сентября 1940г. в Кинешемский горисполком где говорится, что «Своим решением от 20 марта 1939 года (протокол №14), президиум горсовета передал в ведение музея здание бывшей часовни на базарной площади, как памятника героической борьбы кинешемцев с  польскими интервентами в начале 17 века, но это здание до сих пор еще занимается осодмилом гор.милиции.  (Осодмил -  общество содействия милиции, т.е. прообраз  народной дружины).  Музей просит горисполком провести в жизнь выше указанное решение горсовета и, обязав гор милицию перевести осодмил в другое помещение. Это можно сделать, передав им помещение пивной, что против часовни. Директор музея Фомин». Но, то ли милиция отказалась покинуть помещение, то ли возникли какие-то препятствия, до 1945г. часовня стояла бесхозной. Затем была передана горкомхозу. Первоначально в ней размещалось примитивное фотоателье, затем - парикмахерская. С 1962 по 1993г. помещение арендовалось кинешемским управлением торговли и его, сменяя друг друга, занимали различные торговые точки: от продажи сжиженного газа в баллонах до филиала книжного магазина. В 1993г. часовня была передана приходу Троицко-Успенского собора г. Кинешмы.

Первая реставрация памятника, точнее капитальный ремонт, была произведена в 1909г. Тогда здание было оштукатурено снаружи, внутри на плоскостях шатра сбиты надписи с именами погибших ополченцев в майском сражении 1609 г. и сделаны масляные росписи, изображающие Бога Саваофа, ангелов и херувимов. Во время вторичного ремонта в 1948-1949гг. на часовне была местами заменена кровля, растесаны окна, которые приняли вид прямоугольных, закрашены остатки росписей и внутри сооружена печь-времянка. В 1961-1962 гг. была проведена вторая реставрация часовни. В результате ее архитектура памятника приняла первоначальный вид: восстановлена главка с крестом, оббита наружная штукатурка, восстановлены прежние оконные проемы, произведена частичная вычинка кирпичной кладки стен, разобрана печь. В 1971-1972г. часовня вновь реставрировалась, но вся реставрация свелась лишь к косметическому ремонту. Наконец, последняя реставрация ее была проведена на средства ЦС ВООПИК и областного управления культуры. Кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской в 1987-1988 гг. В ходе этих работ была укреплена кладка шатра, полностью заменена кровля и столярка, главка покрыта медной "чешуей", заново сделан кирпичный пол, снаружи и изнутри побелены стены, вырублен с южного фасада кустарник.

После передачи часовни верующим, на ней был проведен небольшой ремонт, который ограничился покраской наружных стен, железной кровли и медной главки, причем покраска последней несколько ухудшила внешнее восприятие архитектуры памятника. В настоящее время часовня используется как торговое помещение для продажи церковной литературы и утвари.

Как памятник культовой архитектуры часовня была выявлена и поставлена на гос. учет в 1945г.,  с 1974г. она на гос. охране республиканского значения, а с 1960г. на гос. охране республиканского значения - еще и как памятник истории.

Но, вернемся к Крестовоздвиженской церкви. Есть упоминание о ней в дневнике  И.Н. Калинина: «1888 год високосный. Август 5. По случаю ненастной погоды пагубной для хлебов, было на площади перед Казанскою часовнею молебствие, иконы с хоругвями были из всех церквей, народу много молилось).  Под 3 января 1891 года читаем: «Привезли перелитый большой колокол к Казанской церкви». 

При храме служили:

по спискам КОА  за  1871г. священник Иорданский Георгий Михайлович,

в 1890г. псаломщик  Александр Николаевский,

в 1890-1910г. диакон Николай Иванович Веселовский, старостой церкви в это время был коллежский советник Иван Васильевич Промптов.

Еще один священник церкви - Альбов Павел Никитич - по спискам КОА  за  1871г. священник Благовещенской ц., а в 1890г. священник Крестовоздвиженской ц.

В 1890году числится заштатный псаломщик Иван Чудецкий.

В 1898 году священником становится Аркадий Иванович Лаговский - выпускник Костромской Духовной Семинарии.  В 1892г.  служил священником церкви  Преображения  города Нерехты. В 1898–1902гг. священник Крестовоздвиженской церкви  г. Кинешмы. Одновременно законоучитель  церковно-приходской школы  и приходского училища.  Женат о. Аркадий был на  Варваре Михайловне. Упоминания о ней встречаем в КЕВ в 1899г. Среди детей о. Аркадия и матушки Варвары  самой выдающейся личностью был Иван Аркадьевич Лаговский - (1889-1941) - редактор «Вестника  РСХД» (1926-1940), руководитель Русского Студенческого Христианского Движения, богослов, публицист. И.А. Лаговский родился в г. Кинешме 8.09.1889г. Учился в Кинешемском Духовном Училище, а с 1903 по 1908гг. в Костромской Духовной Семинарии. По окончании семинарии поступил в Киевскую Духовную Академию. Закончил ее в 1913г. со званием кандидата богословия и правом преподавания русского языка в духовных училищах Екатеринослава. После того, как в Екатеринославе был открыт университет, И. Лаговский стал заниматься на его филологическом факультете, не расставаясь с учительской работой. С 1919г. в эмиграции. Читал лекции по психологии и педагогике в Парижском Богословском институте. В 1926г. стал ассистентом кафедры психологии и педагогики  этого института  и был введен в состав Центрального секретариата РСХД.   5.08.1940г. Иван Аркадьевич был арестован по «Делу деятелей РСХД в Эстонии», эпатирован  в Ленинград для допросов, подвергнут пыткам. Военным Трибуналом  Ленинградского Военного округа 25.04.1941г. приговорен к смертной казни по ст. 58-4 и 58-11 ч. 2 УК РСФСР за «контрреволюционную деятельность» и «участие в антисоветской организации». Расстрелян 3.07.1941г.  в возрасте 51 года.  И.А. Лаговский был реабилитирован судебной  коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 6.08.1990г. 

Среди служителей храма  Михаил Каллистов и  Капитон Никанорович Дроздов (1910г.)  А так же  Василий Александрович  Орлов  - 1880г. рождения.  Из его анкеты известно, что с 1914 по 1923г. он состоял  церковным сторожем при  Казанской  церкви г. Кинешмы.  С 1923г. по 1926г. жил в с. Колшево  и занимался с/хозяйством.  С 1926 по 1930г. состоял псаломщиком соборной церкви г. Кинешмы.  КГА. Ф Р-148, оп.1, ед. хр. 17, Л.55,57, 67-68, 90.  Диакон  церкви в Заволжске  с июля 1930г. Служил  2 года и был снят с учета по требованию  прихожан  «за зазорное поведение». В списках встречается и Иван Александрович Успенский  - 1871г. рождения. По спискам КОА с 1914г. он  дьякон  при  Казанской церкви  г. Кинешмы, а с 1.11.1930г. священник церкви Петра и Павла села Шихово.  Упоминаются и Николай Иорданский -  в 1917г. псаломщик,  Николай  Лебедев  - священник,  Яков Сахаров -  священник, Александр Нагорский - в 1917г. диакон Крестовоздвиженской церкви.

В 1928г. церковь была закрыта. Здесь размещались различные базы.

 Храм утрачен окончательно в 1973 году  в связи со строительством нового универмага на пл. Революции.

мы в социальных сетях