Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9331

Храмы г. Кинешма. Продолжение.

Воскресенская (Никольская) церковь.

Церковь Воскресения Христова, да в приделе Николы Чудотворца клецки, а в церкви образов: образ местный Воскресение Христово – венец и цата серебряны, золочены, да восемь копеек золоченых и белых;  образ местный Николы Чудотворца – на золоте с деяниями, венец серебрян, золочен; образ местный Пречистой Богородицы Одигитрия – на золоте, перед ним  свеча местная; в Деисусе девять образов на прозелени и здесь же паникадило. «Да на колокольне 4 колокола, а образы и книги, и свечи. И ризы, и сосуды церковные, и колокола и все  церковное – строение мирское».

Воскресенская церковь являлась одной из самых старых  и особо почитаемых церквей Кинешмы. Вокруг нее находилось одно из самых первых городских кладбищ. В Поместном приказе  за 1646 год отмечается: « Да на посаде ж приходских церквей Церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная шатровая,  а у той церкви на посаде воскресенский поп Еуфим Исаков, церковный дьячок Терешка Иванов, пономарь Микишка Федоров, просвирница Марьица Михайлова дочь.  На церковной земле крестьянских и бобыльских дворов нет). РГАДА, ф. 1209 Поместный приказ  оп. 1 д. 15395  (1646год)

Через семь лет в переписной книге Кинешемской десятины за 1653 год читаем: «Церковь Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа  поп Прохор, пономарь Васка Никифоров, просвирница Марьица Михайлова».

РГАДА, ф. 281 д.396 лл 419-440.  Грамоты коллегии экономии – переписная книга Кинешемской десятины 1653 г. В  приходе на тот период находилось 90 дворов.

В переписных кинешемских  книгах 1703 года  у той же церкви записаны попы Сергей и Григорий Львовы, Василей Григорьев, а в приходе 59 дворов.  Пашни,  церковные земли и сенные покосы в тех книгах не указаны. 

Известно, что в 1713 году священник церкви Воскресения Христова города Кинешмы Василий Григорьев просит дать разрешение на строительство на старом церковном месте вместо ветхой деревянной  церкви новую теплую каменную во имя Воскресения Христова да придел Николая Чудотворца.  Разрешение из синодального казенного приказа было получено.

В 1720 году начинается строительство. В январе 1730 года Василий Григорьев доносит в синодальный казенный приказ, что церковь построена и к освящению готова. Просит прислать указ об освящении кинешемскому Преображенскому попу Дмитрию Иванову и выдать новый антиминс. Челобитье писал кинешемец Алексей Протопопов и воскресенский поп Василий Григорьев руку приложил...

О церкви читаем: «зданием каменная, с такою же колокольнею, на средства прихожан. Престолов 3: а) в честь Воскресения Христова, б) святителя Николая Чудотворца и в) Владимирской иконы Божией Матери. Ограда каменная с железною решеткою. Кладбище общее городское. Расстояние от Костромы 86 в.». 

В синодальном казенном приказе значится: «в прошлых годех и сего 730 года в окладных книгах кинешемской десятины написано  церковь Воскресения Христова  на посаде дани и заезда и десятиннича доход  2 рубля 3 копейки ½, казенных пошлин 17 коп. Итого дани и пошлин 2 рубля 20 копеек ½. И оные деньги на прошлые годы по 1729  год плачены все сполна».

Церкви всегда уделялось внимание со стороны властей и горожан. В дневнике И.Н. Калинина есть интересная запись: «1891 год. Сентября 22. Гулящее Воскресенье на ярмарке; день теплый, ясный, просто как весной.  Сегодня подняли на Никольскую колокольню большой колокол, литый в Кинешме мастером Чарышниковым из Балахны».

Среди причта данной церкви в списках костромского  областного архива  встречаются: священник Николай Дмитриевич Лестев -1871г.;  Евгений Лукич  Снегирев -  в 1871г. диакон Воскресенской ц. г. Кинешмы, а в 1890г. диакон церкви с. Никола-Ез; псаломщик-диакон Андрей Одинцов  в 1890г.;  священник Павел Капитонович Богоявленский  в 1890-1910гг.; заштатный псаломщик Александр Евхарицкий – в 1890- 1900гг.;  псаломщик  Александр  Голубев в 1900-1917гг.;  священник Василий Арменский, служивший сначала в Воскресенской ц., а с 12.9.17г. священник Вознесенской ц-и  г. Кинешмы. Среди служителей храма  Аркадий Иорданский  -  в 1917г. псаломщик  и  Сергей Евгеньевич  Костровский -  в 1917г. священник Воскресенской ц. г. Кинешмы.

Никольский храм  пользовался особым отношением как у купечества Кинешмы, так и у простых горожан, т.к.  на алтаре висела  чудотворная икона Николы Зимнего, украшенная серебряным окладом. Около иконы заключались негласные торговые сделки, здесь просили помощи в дорожных и семейных делах. Поток посетителей не иссякал. Но 1928год стал роковым для храма. 12-16 марта 1927 г. - XXI уездный съезд Советовпринял решениео закрытии храмов. 30 августа Горсовет отправил ходатайство перед Губисполкомом о сносе Никольской церкви и через месяц 30 сентября получил положительное решение Губисполкома.  «По сообщению секретариата Председателя ВЦИК от 29.11.1928 года за № 43656, Президиум ВЦИК принял к сведению доклад и Постановление Президиума Губисполкома от 30.9.1927 года о закрытии и сносе здания Воскресенско-Никольской церкви в Кинешме. Просьбу верующих о пересмотре вопроса Президиум ВЦИК отклонил, о чем им и объявите. Порядок самой ликвидации (разборка здания) должен проводиться по согласованию с Главнаукой. При этом, так как здание церкви относится к 18 веку и незаурядно по своим формам, Президиум Губисполкома предлагает Уисполкому обеспечить, с предоставлением необходимых средств, возможность детальной фиксации здания, фотографиями со всех его сторон и чертежами (планы и разрезы). Одновременно Президиум Губисполкома обращает внимание УИКа на необходимость производства работ по разборке здания церкви без всякого промедления», что и было исполнено незамедлительно. 15 марта 1928 г. городской отдел коммунального хозяйства приступил к фото фиксации и разлому церкви, кирпич которой годился только для подсыпки улиц.

Вот выдержка из статьи в Приволжской правде за 16 марта 1928г. «Церковь ломают»: «С церковного здания медленно сползают листы железа. Веселостучит лом. У церковных ворот для порядка милиционер.  Для подкрепления рядом разъезжают два конных. Но порядок в защите не нуждает­ся. Не густая толпа, приливая и отливая, мирно глазеет. Разговор не гудит прибоем, а течет ленивой российской речкой. - Ломают церковь-то,— обращается к соседке, пожилой тетке, молодой парень с овалом белого хлеба под мышкой, и по тону его видно, что он не знает, какой встретит отклик.

- Должно, под учреждение,- равнодушно отзывается тетка, разбрасывая подсолнечную шелуху.

Мысль о замене церковного учреждения учреждением советским, очевидно, coвсем не кажется ей  кощунственной. И  парень поспешно соглашается: Да и к чему она…  Зря торчит...» 

Поскольку в те времена редко кто ставил подписи под газетными материалами, все больше псевдонимы, то и это произведение искусства осталось безымянным.  В Кинешемском объединенном архиве в фонде № 148 – Районный исполнительный комитет - оп. 1 д. 3 - встречаем письма с просьбами о закрытии Вознесенской церкви г. Кинешмы, там же находятся и  списки прихожан, требующих приостановить слом церкви.  

Зачем же нужно сносить церковь?  Оказывается, расчистка Базарной площади (пл. Революции) была необходима для  расширения проезжей части по Ивановской улице  и создания площадки для общегородских шествий, парадов и демонстраций.

Еще раньше снесли часовню, располагавшуюся недалеко от Воскресенской церкви. "...каменная часовня на городской площади против Воскресенского храма приносит дохода до 25 руб." -  "Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии", Кострома. 1911 г. стр. 115,  из описания Сретенской церкви г. Кинешмы.

Костромские губернские ведомости. 1857. № 48 называют эту часовню «Вознесенская часовня в Кинешме».  В отчете Кинешемского Уездного исполнительного комитета за 1924/25 г.г. на 135 стр. указано, что в целях борьбы с безработицей были организованы общественные работы: "П.6  Разобрана часовня на Нижне-Базарной площади".  Скорее всего, те же силы из числа общественно организованных безработных «весело» разобрали и  Воскресенский храм.

мы в социальных сетях