Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9497

Комаровский скит. По материалам П.И. Мельникова-Печерского

Комаровский скит.

Комаровский скит (фотография 1897 года)

Кома́ровский скит — один из нижегородских старообрядческих скитов, находившихся на реке Керженец, известен по романам Павла Мельникова «В лесах» и «На горах», где описан быт и обычаи скита и в целом старообрядцев. В настоящее время скит разрушен, сохранилось только несколько могил на скитских кладбищах, которые являются объектом паломничества старообрядцев из различных регионов России.[1][2]

Основан в конце XVII — начале XVIII века старообрядцем Комаром, пришедшим на Керженец из Торжка. По его имени и был назван скит.[3] Скит был разрушен во время «Питиримова разоренья» в 1737 году, но после указа от 29 января 1762 года, прекратившего преследования старообрядцев за веру, был быстро восстановлен.

Известность Комаровский скит получил после московской чумы 1771 года и появления в Москве старообрядских кладбищ — Рогожского и Преображенского. Тогда на Каменный Вражек в Комаровский скит пришли его будущие известные насельники Игнатий Потемкин, Иона Курносый и Манефа Старая.

Среди Керженецких скитов Комаровский был самым крупным и богатым. В период расцвета в нём было 48 обителей, в которых проживало до 2000 человек, скит имел связи с российскими и зарубежными старообрядцами.[4]

В начале XIX века в составе Комаровского скита было 35 мужских и женских обителей, в 1826 году — 26, в 1853 году — 12 обителей, 3 часовни и 2 моленные; в скиту проживало до 500 скитниц и столько же послушниц. После «выгонки» 1853 года в Комаровском скиту не осталось мужских обителей.

Скитские обители строились по типу «стаи» и представляли собой многосрубные двухэтажные строения. Подобное здание имело крытый двор, многочисленные переходы, сени и светлицы. В главный коридор выходили двери келий, а сам он вёл в просторную моленную, которая была украшена иконами древнего письма. Богослужения, дозволенные церковным уставом для совершения мирянам и монахам, в скитских моленных проводились ежедневно.

Уставщицы

Потёмкин!.. Княжна!.. Обитель Бояркина!.. Александровский орден!.. Эти слова имели сильное обаяние на раскольников… Со всех сторон текли новые насельники и ещё более новые насельницы на Каменный Вражек. И с тех пор Комаров скит стал расти, прочим же скитам оставалось ма́литися.

П.И. Мельников. «В лесах»

Согласие, к которому принадлежал скит, определялось как беглопоповское («перемазанщики»). Монашеский постриг в скиту совершали отлучившиеся от Русской церкви иеромонахи, а сами обители управлялись непосвященными игуменами и игуменьями. В скитские обители жители окрестных сёл отдавали на обучение своих дочерей, которые, по донесению священника села Пафнутово Самсона Тихонравова за 1853 год, «выходят оттуда — и в скитском духе влияют на всю семью…».[5]

Обитель Бояркиных.

Основана в середине XVIII века княжной Болховской и первоначально заселялась бедными дворянками и крепостными женщинами.[6] До 1853 года в часовне обители сохранялась на иконе Спасителя как святыня Александровская лента с орденским крестом, принадлежавшаяВасилию Абрамовичу Лопухину (сын брата царицы Евдокии Фёдоровны) — внучатому племяннику основательницы обители.[7] Из-за знатного происхождения основательницы обители она и поучила своё название — Бояркина.

Могила Ионы Курносого
(видна срубленная ель)

До Питиримова разоренья на этом месте стояла женская обитель старицы Фотиньи Нижегородки. Вблизи от нее, с версту либо меньше, другая обитель стояла старицы Голиндухи. Много в ту пору на Керженце и в лесах Чернораменских учительных и доброго жития стариц бывало. Строгою жизнью, добрыми подвигами славились игуменьи Шарпанских обителей Марья да Федосья да начальная старица Елховского скита мать Иринарха. Великою начитанностью, острым разумом и учительным словом во все концы старообрядства гремела начальная старица Капитолина Ярославка, диаконова толка, да старица Анисья Козьмодемьянка. С самим Питиримом они препирались и крепкими адамантами древлего благочестия почитались; но не было такой постницы, не было такой подвижницы, как начальная старица Фотинья; и не было такой учительной и начитанной игуменьи, как мать Голиндуха. К Фотинье с разных сторон сходились старообрядцы поучиться добрым порядкам и подвижничеству, у Голиндухи соборы даже сбирались. Однажды на Тихонов день[350] многие старцы и старицы, именитые люди и духовного чина к матери Голиндухе в обитель сходились разбирать поподробну «спорные письма» протопопа Аввакума и обрели в них несогласных речей со святых отец писанием много, за то и согласились отложить те письма. И настало оттого разделенье керженских старообрядцев на Софонтиево и Онуфриево согласия. И по времени те, что Софонтьева толка держались, во многих спорах Онуфриевых одолели, и тому одолению много послужили мать Фотинья да мать Голиндуха. Оттого и память их доныне на Керженце честно хранится, оттого на места разоренных скитов, на ихние могилы и ходят Богу молиться, помины творить по крепким ревнительницам старообрядства.

На Каменном Вражке в ските Комарове, рядом с Манефиной обителью, Бояркиных обитель стояла. Была мала и скудна, нодержалась не хуже других. А в старые годы велика, славна и богата была обитель Бояркиных… Но слава ее давно позабыта, давно погорели богатства ее. Лет через пять после французского года случился великий пожар на Каменном Вражке. Зачался у Бояркиных. Дело было ночное; матери и белицы в одних срачицах едва успели повыскакать из пылавших строений, только и помог милосердный Господь вынести из часовни келейный «синодик» строительницы обители да две иконы: храмовую Тихвинской Богородицы да образ Спаса с алою орденской лентой на венце его. Та лента звалась «лопухинской». Много про нее ходило рассказов, и в тех рассказах давняя правда с новыми вымыслами мешалась.

В «синодике» после святейших патриархов и благочестивых царей вписаны были старинные знатные роды: Лопухиных, Головиных, князей Ромодановских, Троекуровых, Голицыных, Куракиных. А первее всех писан род князей Болховских. И под тем родом такие слова приписаны были: «…и сродников их: царей и великих князей Петра и Петра всея Великия и Малыя и Белыя России, царицы Евдокии во иночестве Елены, царевича Алексия и царевны Наталии… Не постави им сый человеколюбче во осуждение забвения древлеотеческих преданий».

За эту приписку тот «синодик», по соборному уложенью комаровских матерей, от всеобдержного чтения был отставлен, «поне за отступивших от правыя веры ни пения, ни свечи, ни просфоры, ни даже поминовения, по уставу святых отец, не положено…». Но славы ради и почести святыя обители изволися Комаровскому собору хранить тот «синодик» на память грядущим родам. Вот-де каковы бывали старые жители лесов Керженских: сродники светлым царским родам. На самом деле тот «синодик» и та лопухинская лента на Керженец вот как попали.

Во дни Петра Первого проживала на Москве круглая сирота, княжна Болховская. Много у той княжны-сироты было знатных сродников, много было у ней богатых свойственников. Взросла княжна в доме княгини Троекуровой, родной сестры суздальской заточенницы царицы Евдокии… От той княгини Троекуровой и старой вере княжна научилась… Когда ж по розыску о царевиче Алексее Петровиче княгиню Троекурову за дерзостные словеса в монастырь на безысходное житие послали, несмысленную еще отроковицу княжну Болховскую приютил сродник ее, Степан Васильич Лопухин. Тогда он только что женился на первой петербургской красавице, Наталье Федоровне Балк. Не по воле своей, по царскому приказу браком он сочетался.

В наполненных заморскими благоуханьями передних комнатах лопухинских палат пиры бывали частые, гремела нововводная музыка, и молодая хозяйка в немецких танцах блистала красотой и ловкостью среди многочисленных поклонников, русских и иноземцев… А в одной из задних уютных горниц, пропитанной запахом воска, деревянного масла и ладана, с кожаной лестовкой в руке стаивала в это время на молитве молодая княжка Болховская, тщательно скрывая от людей свое двуперстие… Опасно было: за старообрядское перстосложение тогда нещадному розыску все подвергались… И то Феофан с Питиримом подозревали княжну в расколе; удаление ее от указных ассамблей и роскошных домашних пиров они ставили ей в вину и в укор… То-де противление власти монаршей и «знатное согласие к раскольщикам, непрестанно на государя и государство зло мыслящим…» Сведал о том Степан Лопухин, оберег свою сродницу. Самому царю сказал, что недугом она одержима, к тому ж и разумом не цела, сроду была малоумна, с детских лет маломысленна… Не по силам становилась и княжне петербургская жизнь, после долгих и слезных просьб отпустил ее Лопухин на безмятежное житие в подмосковное свое именье, Гуслицкую волость.[374]

Без малого двадцать лет выжила там княжна Болховская. Жила затворницей с десятком других неимущих девиц из дворянских родов. Из домика своего никуда не выходила, а к ней бывали вхожи только раскольничьи старцы да старицы… Меж тем Лопухины блистали в Петербурге. Чтил Степана Васильича Петр Второй как близкого родственника, чтили его и две Анны, императрица и правительница… Настало царство Елисаветино, и над родом Лопухиных гроза разразилась… Узнав о беде на них, старообрядцев, поскакала княжна в Петербург… Войдя в дом дяди, узнала, что жена, его сын и дочь под стражей сидят… И радовался и слезы лил Степан Васильич при встрече с княжною. Все его покинули, все от него бегали, как от чумного, одна она из дальних мест явилась утешать его… «Вдругорядь опала наш род постигает! – сказал княжне Лопухин. – Скройся, куда знаешь; ведаю, что в Гуслицах ты с раскольщиками зналась, теперь до всего доберутся и тебя запытают… Слышно, за тобой уже послано…» И навеки простился с княжной опальный сродник и дал ей на сохраненье родовой образ нерукотворного Спаса да александровскую ленту, что надета была на него самим императором-племянником Петром Вторым. Много червонцев, еще больше драгоценных вещей отдал княжне Лопухин… И те вещи погорели в пожаре, что был в Комарове лет через пять после французского года.

Простилась с дядей княжна Болховская, одинокою пошла из опального дома. Старообрядцы скрыли ее. Прожила она у них в Питере недели с четыре и дождалась начала индикта седмь тысящ двести пятьдесят второго новолетия, что супротив царского указу раскольники тихонько справляли по-старинному, на Семен-день. И на тот самый день[375] палачи на площади резали языки у Степана Васильича с сыном и били их кнутом; резали язык и первой петербургской красавице Наталье Федоровне и, взвалив ее нá плечи дюжего мужика, полосовали кнутом нежное, всенародно обнаженное тело…[376]

Сжалось и льдом застыло обливавшееся дотоле жгучей кровью сердце княжны Болховской, иссушенной постом, истомленной молитвами… Скрытая в народной толпе, всем телом дрожала она и, взирая на муки сродников, тихо шептала: «Святии мученицы, добре страдавшие, молитеся ко Господу!..» Старообрядцы чуть живую увезли княжну из Питера… Пробираясь околицами, добралась она до лесов Керженских, Чернораменских, и здесь на Каменном Вражке была встречена своим «малым стадом» – теми девицами, что жили с ней в Гуслицах. Наперед вывезли их оттуда раскольники… На лопухинские деньги ставила княжна Болховская обитель. И прозвали ее «обителью Бояркиных», потому что первые насельницы в ней все боярышни были… Построила княжна и часовню, внесла в нее икону Спаса с лопухинской лентой. Тот образ и та лента до самого упразднения скитов в обители Бояркиных сохранялись.[377] Таково было начало обители Бояркиных.

Годовой праздник у Бояркиных на Тихвинскую бывал.[378] По скитскому заведенью на тот день в моленной великая служба бывала, а в келарне праздничные кормы ставились.

Ионина обитель.

Происходит от первой обители, основанной Комаром, который поставил настоятелем обители старца Ефрема. В конце XVIII века обитель возглавил Иона Курносый (в миру — Иван Филиппов[8]), старообрядческий писатель и начётчик, пришедший на Керженец из Зауралья, с демидовских заводов[9]. В обители до 1830-х годов сохранялись его рукописи.[10] Обитель существовала до 1832 года, когда умер её последний настоятель Павел, тайно присоединившейся кгосподствующей церкви и остававшийся игуменом старообрядческой обители ради жизненных выгод.[7] По его завещанию всё имущество обители, включая постройки, отошли церкви села Пафнутова. По свидетельству П. И. Мельникова, уже к середине XIX века Ионина обитель пришла в запустение, но продолжала посещаться верующими. В начале 1840-х годов было намерение открыть в Иониной обители женскую единоверческую общину, но этому помешало отсутствие средств.[7]

Рядом с могилой основателя обители росла ель, почитавшаяся староверами чудодейственной, её кору грызли с целью избавиться от зубной боли: «Страдающие зубною болью приходят сюда, молятся за умершего или умершему и грызут растущее над могилой дерево в чаянии исцеления. И верующие, как сказывают, исцелевают».[11] К концу XIX века ель была уже срублена.[8]

Игнатьева обитель.

Игнатьева обитель (конец XIX века)

По старообрядческому преданию основана Игнатием Потёмкиным, родственником светлейшего князя Григория Потёмкина. Игнатий до пострига был военным и под командованием Миниха воевал с турками. Израненный после войны он удалился в Чёрную рамень и принял монашеский постриг. По сообщениям П. И. Мельникова, Игнатий был в Петербурге у князя Григория и показал ему некие бумаги, после чего князь признал в Игнатии своего родственника. Вернувшись в Комаровский скит, он основал мужскую обитель, получившую название Игнатьевой. Позже обитель стала женской.

Во время «выгонки» 1853 года староверы утверждали, что Игнатий был представлен императрице Екатерине II и «получил какие-то письма императрицыной руки, на основании которых нельзя будто бы было никогда уничтожить заведенной им обители».[12] Однако настоятельница Игнательной обители мать Александра не смогла их предоставить.

Манефина обитель.

В Заволжских лесах. Общий вид Комаровского скита, Манефина обитель.

Основана в конце XVIII века Манефой Старой, изначально называлась по фамилии основательницы Осокиной. Когда купцы, родственники Манефы, получилидворянство и перестали оказывать помощь скиту, то обитель обеднела и получила прозвание обитель Рассохиных.[11]

Манефа, несмотря на трудности, смогла сохранить обитель, которая впоследствии стала называться Манефиной — но уже в честь Манефы Новой, давшей ей известность среди старообрядцев.

Гробница Манефы «Старой»
(конец XIX века)

Гробница Манефы «Старой»
(2001 год)

Известные настоятельницы:

Манефа «Старая» (умерла в 1816 году) — основательница Манефиной обители, почитается старообрядцами как преподобная. Манефа происходила из купеческого рода Осокиных города Балахны, поддерживала контакты с висимскими скитами, которые снабжали её обитель маслом и рыбой.[13] Её каменная гробница (под несохранившимся деревянным навесом со звонницей из трёх колоколов; навес восстановлен в 2000-е годы) являлась объектом паломничества. Гробница устроена в 1818 году на деньги московского купца Ф. Я. Касаткина и украшена надписью: «Духовныя моя сестры и спостницы не забудите мне егда молитеся но видевше мой гроб поминайте мою любовь и молитеся Христу да учинит дух мои с праведными».[3]
П. И. Мельников упоминает о возглавлявших обитель в первой половине XIX века игуменьях Назарете и Екатерине, однако годы их жизни и заслуги остаются неизвестными.
Манефа «Новая» (умерла в 1877 году) — возглавляла обитель во время «выгонки» 1855 года, организованной во исполнение указа Николая I от 1 марта1853 года об уничтожении скитов в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Героиня романов П. И. Мельникова. При ней обитель стала самой процветающей на Керженце.

Но самою богатой, самою знатною обителью стала обитель Манефы Новой, оттого, что в ней прочно основано было общежительство, строги были уставы общины и не видано, не слыхано было про какое-нибудь от них отступление.

— П.И. Мельников. «В лесах»

Манефа «Последняя» (до пострига (1914 год) Матрена Филатьевна; умерла в 1934 году) — последняя настоятельница Манефиной обители. Могила Манефы Последней находится на кладбище в Комарове и почитается старообрядцами[14].

Скит был полностью уничтожен во время питиримова разорения, но во второй половине XVIII века начал восстанавливаться. После «выгонки» керженецких в1853 году, проводившейся чиновником особых поручений П. И. Мельниковым во исполнение указа Николая I от 1 марта 1853 года об уничтожении скитов в нижегородском заволжье, Саратовской и Архангельской губерниях, нижегородские власти приняли решение в 1855 году переселить 40 скитских насельниц в Улангерский скит. В рапортах семёновских священников за 1856 год Комаровский скит значился как «бывший».[3]

Однако фактически переселение не состоялось. Хотя в скиту были разобраны часовни, часть насельниц осталась на прежнем месте и продолжала носить иноческие одежды. Насельницы Манефиной обители нашли прибежище в соседнем городе Семёнове. В 1860 году, когда были восстановлены «раскольнические кладбища», Манефина обитель снова наполнилась инокинями. В 1911 году наставник спасова согласия Д. Н. Уткин посетил Комаровский скит:

И дошедъ до комаровскихъ келей, ту былъ въ часовне у настоятельницы Матрены Филатьевной (съ 1914 года Мать Манефа). Ту недалеко гробница о(т)ца инока схимника Ионы, ту поклонились и прославили пасху.[15]

— Автобиография Д.Н. Уткина

Крест, установленный на месте Комаровского скита

Скит был расселён примерно в 1927 году. До этого времени в нём обучали детей грамоте, старообрядческому благочестию и церковному пению. В начале XXI века в нижегородском крае ещё были живы женщины, воспитывавшиеся в Комаровском скиту.[3] После уничтожения скита инокини Косияния и Мелания поселились в близлежащей деревне Федотово и обучали местных детей грамоте.

Место, где стоял Комаровский скит, находится в 20 километрах от города Семёнова Нижегородской области на правом берегу ручья, впадающего в реку Линду, в 2 километрах от деревни Елфимово. В настоящее время туда можно добраться на пригородном автобусе.

От бывшего скита в настоящее время сохранилось только кладбище бывших жильцов села Комарово, а также отдельно стоящие могилы и гробницы иноков и инокинь, которые сохраняются старообрядцами:

Могила Манефы Старой (южная часть кладбища): обнесена металлической оградой, надписи на каменной гробнице трудночитаемы, сама гробница окружена бетонной площадкой и украшена резьбой; с восточной стороны могилы установлен деревянный крест.
Скитское кладбище: около 15 захоронений с плохо сохранившимися крестами и голбцами. Сохранилась могила Манефы Последней — установлен деревянный крест с табличной «Мать Манефа. Ум. в 1934 году».
Могила Ионы Курносого: сохранился только ветхий крест.

Комаровский скит является объектом паломничества среди старообрядцев как из окрестных деревень Нижегородской области, так и Сибири[14]. Ими особо почитаются могилы Манефы Старой и Ионы Курносого.

Изучением Комаровского скита, наряду с прочими Керженецкими скитами занимается Нижегородский Институт рукописной и старопечатной книги, созданный в 1992 году при поддержке академика Д. С. Лихачёва.[16] Благодаря его работе Комаровский скит включён в число достопримечательных мест Нижегородской области[14].

Скит стал одним из мест действия романов П. И. Мельникова «В лесах» (1871—1874) и «На горах» (1875—1881).[17] Действие романа происходит в сложное для старообрядцев время: между основанием Белокриницкой старообрядческой митрополии (1846 год) и разорением керженецких скитов в 1853—1854 годах. Печерский, непосредственно участвовавший в разорении керженецких скитов, передал в своих романах настроение их насельников того времени.

В романах описан старообрядческий собор, проводившийся в Комаровском скиту по инициативе Манефы Новой для решения вопроса о присоединении керженецких насельников к Белокриницкой архиепископии, описаны паломничества инокинь к почитавшимся окрестным святыням, а также в подробностях описан быт, богослужения (в том числе множество духовных песен староверов) и нравы заволжских старообрядцев середины XIX века.

Примечания:

  1. ↑ Сироткин С. В. Устный керженский синодик // Старообрядчество в России (XVII-XIX века). — М, 1999. —С. 290-300.
  2. ↑ Туристический маршрут «Край скитов и святых могил» // Старообрядецъ. — 2008. — № 43.
  3. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 Комаровский скит (публикация Института рукописной и старопечатной книги российского Поволжья)
  4. ↑ Комаровский скит (сайт администрации Семёновского района)
  5. ↑ Мельников Печерский — летописец Старообрядчества
  6. ↑ Мельников П. И. В лесах //Собрание сочинений в восьми томах, М., 1976 г. Т. 2, С. 316.
  7. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Мельников П. И. Очерки поповщины
  8. ↑ Перейти обратно:1 2 Байдин В. И. Кто ты, Иона Курносый ? // Ежегодник НИИ РК УрГУ. 1994. Екатеринбург, 1995. С. 32-47
  9. ↑ Иона Курносый // Православная энциклопедия. — М. :Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXV. — С. 492. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  10. ↑ Иоанн, иеросхимонах. Дух мудрования некоторых раскольнических толков. — М, 1841. — С. 42.
  11. ↑ Перейти обратно:1 2 Мельников П. И. Указ. сочинение. Т. 2, С. 324
  12. ↑ Мельников П. И. Указ. сочинение. Т. 2, С. 323
  13. ↑ Ганьжа С. Страсти вокруг часовни: от раскола к единоверию
  14. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Керженец // Православная энциклопедия. — М. :Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. — Т. XXXII. — С. 489-494. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6.
  15. ↑ Уткин Д. Н. Жизнь моя, приключение мое и воспоминания мои // Материалы. Рукопись, нач. XX в. Хранится в библиотеке ННГУ, инв. № 933818
  16. ↑ Институт рукописной и старопечатной книги: 10 лет работы
  17. ↑ О творчестве П. И. Мельникова — см. Еремин М.П. И. Мельников (Андрей Печерский): очерк жизни и творчества // Мельников П. И. Собрание сочинений в восьми томах, М., 1976 г. Т. 1. С. 3-52

Литература.

Безобразов В. П. Семеновский уезд Нижегородской губернии и раскольничий мир (из путевых воспоминаний) // Русская мысль. — 1883. — № 11.
Мельников А. А. К характеристике быта раскольнических общин нач. XIX в. // Сборник НГУАК. Т. 1. — Нижний Новгород: 1891.
Мельников П. И. Романы «В лесах» и «На горах»
Мельников П. И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии // Сборник НГУАК. Т. IX. — Нижний Новгород, 1911.

Федоров В. В., Андрианов В. Ф. Керженские тайны. — Нижний Новгород, 2003.

мы в социальных сетях