Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9881

Евгений Иванович Лебедев

 В прошлый раз мы рассказали вам, дорогие наши гости, о врачах, работавших на поприще борьбы с заразными заболеваниями и эпидемиями на территории Кинешемского уезда  в конце 19 – начале 20 века. В рассказе было упомянуто имя  Евгения Ивановича  Лебедева, стоявшего у истоков создания в нашем городе родильного дома. Хотелось бы  рассказать об этом человеке побольше.

Евгений Иванович родился 12 октября 1877 года в г. Плесе. Семья была большой и рано осталась без кормильца, т.к. отец, священник Троицкой церкви Иоанн Лебедев, умер, когда мальчику было 2 года.  Участие в судьбе сирот приняла Костромская духовная семинария, взяв четверых братьев Лебедевых на бесплатное обучение и содержание.  Евгений уже в детстве мечтал стать лекарем и именно поэтому водил  дружбу  со старым плесским доктором Иваном Меркурьевичем Волгиным.  
Иван Меркурьевич рассказывал ему о разных болезнях, учил собирать лечебные травы. Растущий интерес к медицине привел после окончания семинарии в Томский университет.  В Томске студент Лебедев проникся духом революционных преобразований и за  студенческие стачки был исключен из учебного заведения уже на первом курсе. Осенью следующего года  Евгений поступил в Императорский Юрьевский университет на медицинский факультет. В годы учебы пережил три студенческие забастовки, принимая в них активное участие как член костромского землячества и Общества русских студентов в Дерпте. Каждые летние каникулы возвращался домой и активно участвовал в акциях оспопрививания населения в Кинешемском земстве.  Однажды ему пришлось участвовать в ликвидации эпидемии оспы в Кинешемском уезде. В ноябре 1903 года, закончив Юрьевский университет и полу­чив диплом лекаря, Евгений Иванович принял заведование больни­цей на 12 кроватей и родильным отделением при фабрике «Ветка» Товарищества братьев Разореновых в  Кинешме.  Молодой врач всего год проработавший на фабрике, получил любовь и уважение рабочих. На прощанье они преподнесли Евгению Ивановичу свою фотографию и адрес, в котором писали: «Дорогой и всеми уважаемый Евгений Иванович! От лица всех мастеровых механического отделения Бумаго-прядильной фабрики Бр. Ф. и А. Разо­реновых, приносим Вам свою сердечную благодарность за Ваше гуманное обращение и добрые чувства, которые Вы питаете к рабочему люду. Дай Бог, чтобы и там, в народе, где будете служить, про­будились бы такие же добрые и сердечные чувства, какие Вы про­будили в нас своей доступностью и братским обращением с нами, рабочим классом; прискорбно расставаться с Вами – это чувствуют все – как один!...» 

 В 1904 г. началась русско-японская война. Брата Евгения Ива­новича Владимира, служившего врачом в г. Хороле Полтавской губ. и имевшего к тому времени семью с четырьмя детьми, должны были забрать в армию. И Евгений Иванович решает идти в армию вместо брата. Однако прошение его было отклонено, и он остался работать в земской больнице Хорола, где прежде работал его брат, чтобы помочь его семье. В 1905 г. Владимир вернулся из армии, и Евгений Иванович в надежде поправить подорванное крупозным воспале­нием легких здоровье уехал в Крым.  
Там он устроился врачом в детский костнотуберкулезный санаторий профессора Боброва. Именно здесь определил для себя будущее направление в медицине  врач Лебедев -  спасть людей от эпидемиологических болезней. За свой счет Лебедев учиться ортопедии на курсах в Москве и Санкт-Петербурге. Затем возвращается в Крым и поднимает  ортопедию в санато­рии на должный уровень. За его новшества в медицине проф. Бобров направляет Е.И. Лебедева  на конгресс приморских санаториев в Париж. Выступление  Евгения Ивановича на конгрессе было принято с большим вниманием.  В 1907 году  в судьбе Лебедева происходят существенные перемены. Из-за конфликтов с попечительницей санатория он вынужден был перейти на работу в Лименский пансионат Крымского общества борьбы с туберкулезом. В том же году он становится врачом-ординатором Севастопольской городской больницы при хирургическом и акушерском отделениях. За время ординатуры Евгений Иванович изучил практическую хирургию и акушерство, провел много самостоятельных операций, одновременно заведовал гнойным хирур­гическим отделением на 15 коек и венерическим женским отделением на 20 коек. Неуемность характера не давала возможности сидеть без дела. И на правах общественной работы он стал врачом приходского женского училища в Севастополе.    С 15 августа 1909 г. по 1 августа I911 г. Евгений Иванович состоял врачом Ялтинской городской лечебницы и школьным врачом  городских начальных училищ в Ялте.  Он  читал лекции в Акушерско-фельдшерской школе доктора А.А. Галузевского. заведовал родильным приютом при школе. Во время эпидемии холеры в Ялте Евгений Иванович работал в холерных бараках, за что был награжден правительственным подарком в виде золотых запонок с изображением государственного герба.

Активность на поприще медицины не отвлекает врача от тоски по дому, по родным. Именно поэтому, а возможно, и потому что здоровье Лебедева становится хуже, Евгений Иванович в 1911г. перебирается на Волгу. Его назначают  на должность врача-хирурга Нерехтской земской больницы. И здесь, помня о его работе в  приютах Крыма, назначают  заведующим  родильным отделением боль­ницы. Оценив ситуацию в вверенной ему больнице Лебедев добивается постройки нового хирургического корпуса.  В 1912 г. брат Дмитрий, работавший в Кинешемском духовном училище,  уговорил его переехать в Кинешму. «Кинешма, – писал Дмитрий позднее, – обязана именно тебе, твоим организаторским способностям, любви к делу ... постройкой прекрасного каменного здания самостоятельного родильного отделения больницы...»  И это наряду с заведованием городской амбулаторией, родильным приютом, яслями и работой врачом Кинешемского духовного училища! За свою короткую работу в Кинешме Е.И. Лебедев дважды был удостоен благодарности Городской Думы.

В 1914 г. с началом первой мировой войны Евгений Иванович был призван на военную службу в качестве ординатора 25-го Эвакуационного госпиталя (г. Кострома). Чрезмерной работой с ранеными он подорвал свое здоровье и был демобилизован в 1916 году, имея орден св. Станислава 3 степени и чин коллежского асессора. 
В декабре 1917 г. он вернулся в Плес, где до апреля 1918 г. проработал консультантом при городской больнице. Летом 1919 г. Плес посетил нарком А.В. Луначарский. Евгений Иванович познакомил его с городом, окрестностями, стараясь убедить в том, что здесь можно создать условия для лечения и отдыха детей не хуже, чем в Крыму. 23 мар­та 1920 г. в «Рабочем крае» опубликовали статью Е.И. Лебедева «Детский городок» (Лебедев Е.И., 1920). А 30 Марта 1921 г. в газете «Рабочий край» было напечатано постановление Ивановского губисполкома о переименовании Плеса в детский городок, передаче особняков фабрикантов и купцов, а также окрестных помещичьих имений детским учреждениям. И через два месяца в Плесе и его окрестностях были развернуты детские очаги, колонии, детский дом, дом ребенка, пионерские лагеря.  Однако уже в ноябре 1922 г. все детские учреждения были закрыты, а Евгений Иванович назначен заведующим Яковлевской боль­ницей. Как видим, стараниями Лебедева Плес уже в двадцатые годы мог стать всесоюзной здравницей, но этому помешали чиновничьи препоны. Что, собственно, не остановило Лебедева. В 1927 году Евгений Иванович был переведен в Плесскую город­скую больницу. Здесь он организовал хирургическое дело, оборудо­вал ряд новых кабинетов, провел ремонт, создал ячейку РОККА, курсы ГСО, которые выпустили около 1500 значкистов ГОС. Одновремен­но заведовал Домом ребёнка и яслями.   
Г.Е. Лебедева, дочь Евгения Ивановича, вспоминает: «Участок, обслу­живаемый больницей: колхозы, школы, детский дом, совхоз находи­лись на расстояния 12-15 километров. И часто врач со старым сак­вояжем ехал в любую погоду на тарантасе или санях вместе с ку­чером на вызов к больному или осматривать школьников, колхозни­ков. Рабочий день строился так: вставал очень рано. Ставил само­вар, пил чай, садился работать в своем кабинете: писал что-либо по работе, читал медицинские журналы, книги (имел громадную ме­дицинскую библиотеку), штудировал специальную литературу к пред­стоящей операции. В 8 часов утра начинал обход с пищеблока, за­тем – стационар и родильное отделение вместе с сестрой и санитар­кой. Подходил, присаживался к постели каждого больного, осматри­вал его, делал назначения. Затем амбулаторный прием. После обеда час отдыха с газетами, а потом шел по больным по городу, не обя­зательно по вызовам, шел как свой домашний врач к хроническим больным... В 6 часов вечера обязательно вечерний обход. Кроме того, операции, помощь при родах, несчастных случаях... В комнате висел колокольчик, проволока от него выходила на парадное крыльцо. И часто среди ночи раздавался звонок. Вставал, одевался, шел или ехал в любую погоду к тому, кому нужна была его помощь! Был бесконечно добр к окружающим, требователен к персоналу, справедлив и честен».


Галина Евгеньевна и Евгений Иванович Лебедевы в годы войны.

В годы Великой Отечественной войны на базе плесского санатория функционировал госпиталь №3096, куда уже в августе 1941 года первых раненых с Украинского фронта доставили санитарным пароходом. Осенью 1941 года, зимой 1942 года сюда поступали пострадавшие из-под Москвы, Ельни, Вязьмы, были бойцы из дивизии Панфилова, кавалеристы Белова. После битвы под Москвой линия фронта сместилась на запад, появилась потребность в специализированных госпиталях, в том числе и противотуберкулёзных. И в Плёс, который получил статус противотуберкулёзного госпиталя, направлялись больные туберкулезом с Ленинградского, Волховского фронта, Балтийского флота из блокадных воинских частей.

На фотографии со своим коллективом увековечен единственный хирург госпиталя в те годы — Евгений Иванович Лебедев, которому пришлось организовывать всю хирургическую работу: обучать персонал, оперировать раненых, консультировать, даже добывать перевязочный материал (из-за нехватки ваты и бинтов использовали высушенный мох сфагнум). Бедствия войны привели к росту смертности от туберкулёза более чем вдвое.  Вот тут и пригодились все знания Лебедева, его активность и  коммуникабельность. Он  консультирует специалистов госпиталя № 4057 (в Порошине), организует пятимесячные курсы сестер запаса в количестве 30 человек, готовит кадры врачей и медсестер, выступает с научными докладами, а также пишет заметки в стенгазету, участвует в концертах для раненых в роли «дяди Власа». 
В ноябре 1945 г. госпиталь был закрыт, а Евгений Иванович перешел работать заведующим городской поликлиникой. В 1946 г. ему была назначена персональная пенсия. Осенью Евгений Иванович тяжело заболел. «К санитарному самолету, увозящему его в Ивано­во, – вспоминает Г.Е. Лебедева, – прибежали жители города Плеса проститься, пожать руку, пожелать выздоровления, сунуть яблоко, конфету, но предчувствовали, что видят своего доктора живым в последний раз (Лебедева Г.Е. О госпиталях в Плесе) 
Умер он в Иванове после операции 26 ноября 1946 года.   
 

Статья написана по материалам  плесского исследователя Г.В. Панченко.

 

мы в социальных сетях