Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9909

Развитие автомобильного транспорта в Кинешме.

Шепелева Н.Р. – зав. отделом КХИМ.

Развитие  автомобильного транспорта в  Кинешме.  

Первый автомобиль появился в Кинешме приблизительно в 1912году, когда в город приехал Пантелеймон Кошевич.  С  его появлением  тихая и размеренная жизнь  на улицах городка закончилась. Как вспоминал в своем дневнике Юрий Михайлович Куломзин, проживавший в тот далекий год на Юрьевецкой улице в частной квартире, снимаемой земством для семьи работника Управы, автомобиль Кошевича был с открытым верхом. «Можно представить себе, какой ужас охватывал свиней, лошадей и кур, мирно пасшихся на улицах города», когда гудя и фырча, на огромной по тем техническим возможностям  скорости, автомобиль П.И. Кошевича вылетал на улицы Кинешмы. [1]

С наступлением  революции количество автомобильного транспорта в городе увеличивается. Мы не знаем количество и марки машин, эксплуатируемых новой властью, но доподлинно известно, что в 1918 году при Кинешемском Уездном Совете Рабочих, Крестьянских  и Красноармейских Депутатов существовал учетно-грузовой подотдел, занимавшийся организацией транспорта в городе и уезде.[2]

Когда точно в городе появилась первая грузовая машина сказать сложно. Но известно, что  Кинешемская автобаза существует с 1934г. Она  была создана для  обслуживания текстильных предприятий Ивтекстильпрома - Кинешмы и Наволок. Автопарк располагался на Волжском бульваре  и  состоял тогда  из 15 автомашин и одной лошади.  Штат работающего персонала – от 90 до 130 человек. Понятно, что на 15 машин такое количество рабочих – это не только водители, механики, но и в большей массе грузчики.  С объемами перевозок предприятие справлялось.

Сложнее всего оказалось работать в годы войны, т.к. часть машин была направлена на нужды армии.  Выручал Кинешму гужевой транспорт.

В 1953году по решению горисполкома городское автохозяйство было переведено на новое место – в район  ДХЗ ул. Виноградова, которая ранее называлась Дмитриевское шоссе. К осени 1953г. была построена диспетчерская. Через год появилось помещение для различных технических служб и столовая. В 1961г. построена котельная,  бензоколонка, а в 1962г. главный корпус мастерских и боксы для80 машин.

В 1955г. автобаза имела 55 машин. К 1963г. их стало 166.  Кроме того, в состав парка тогда входили бульдозеры, грейдер, 5 экскаваторов и 6 автокранов. В это время в Наволоках организован филиал с парком машин в количестве 26 автомобилей, для сокращения  порожнего пробега и обеспечения непрерывных поставок сырья на комбинат «Приволжская коммуна».[3]

Всегда интересно заглянуть в телефонный справочник того или иного населенного пункта. Он как никто другой, ответит на вопрос о количестве и направленности предприятий, существующих в городе. Телефонный справочник Кинешмы 1960г.  называет автобазу на Дмитриевском шоссе предприятием, принадлежащим Облпотребсоюзу. 

В это же время в городе существовал ряд автотранспортных предприятий, таких как автобаза межрайонной связи, расположенная на ул. Крупской д.3, автотранспортная база Ивановостроя №1 на ул. Вичугская, автотранспортное хозяйство №1  Министерства  автомобильного транспорта и шоссейных дорог Ивановского облавтотреста на ул. Спортивной 18.  Справочник упоминает и об автобазе транспортного управления Ивановского совнархоза на ул. Широкая д.5. Мастерские базы располагались на Набережной 4. По соседству располагалась автоколонна № 96  (ул. Широкая 5а).

Телефонный справочник 1968г. называет другие автотранспортные предприятия и базы, т.к. в связи с реорганизациями и объединениями автотранспортный парк города значительно изменился. Так  Постановлением Верхне-Волжского совнархоза от 26.6.1963 г. за №109 Кинешемская автобаза была объединена с кинешемским железнодорожным хозяйством и с 1.07.1963г. стала называться «Объединенным железнодорожно-автомобильным хозяйством». В 1974 году на базе этой  организации образовалось Кинешемское «Производственное объединение грузового автотранспорта» -ПОГА. В 70-80-е годы 20 века на предприятии трудилось более 1000 человек и 500 единиц автомобильной техники.

Среди самых ярких представителей рабочего коллектива в это время можно выделить водителя  Анатолия Дмитриевича Димакова – участника Великой Отечественной войны, члена обкома профсоюза автомобильного транспорта, ударника коммунистического труда, награжденного орденом Трудового Красного Знамени, победителя соцсоревнования 1973, 1974, 1975гг.  В 9-й и 10-й пятилетке Димаков выполнил  по два пятилетних  плана.  В 1972г. он получил знак «За работу без аварий».

В 1992 году предприятие ПОГА сменило организационно-правовую форму и стало Акционерным обществом.
 

В двадцатом веке развитие транспорта в Кинешме шло двумя путями. Первый – перевозка грузов, а второй – организация пассажироперевозок. По некоторым данным первый автобус появляется в Кинешме в середине 50-х годов 20 века.

Один из первых советских послевоенных автобусов - ЗиС-154 имел прогрессивную конструкцию: цельнометаллический несущий кузов вагонного типа, дизельный двигатель, электротрансмиссия, пневмопривод дверей. Разработан он был на основе американских автобусов GM TDH-3610 (конструкция) и YellowCoach TDE-4001 /-4002/ -4005 (трансмиссия).Когда в конце сороковых годов  автохозяйства страны несколько лет промаялись спрогрессивным по конструкции, но сложным и капризным дизель-электробусом ЗиС-154, стало ясно, что в качестве массового городского извозчика требуется что-то попроще и понадёжнее. Производство 154-х быстренько свернули, а в качестве временного (как тогда думали) решения на базе грузовика ЗиС-150 разработали и запустили в производство ЗиС-155. С технической точки зрения следующая модель стала шагом назад. Вместо несущего кузова – рама грузовика ЗиС-150, вместо дизеля – бензиновый двигатель (от него же), вместо электрической трансмиссии – традиционная механическая.[4] Скорее всего, именно ЗиС-150 и был первым автобусом в Кинешме. Несмотря на некий технический регресс и врождённые недостатки машины (тесный и неудобный салон, неудовлетворительные вентиляция и обогрев, плохая эргономика кабины водителя и т. д.), автобус отличался простотой эксплуатации и экономичностью, особенно по сравнению с предшественником, и стал основным городским автобусом СССР 50-х – начала 60-х годов.Парк машин находился во дворе на ул. Жукова. Автобусов было немного, маршрутов по городу тоже. Самый первый и самый длинный маршрут №1 объединял крупнейшие текстильные предприятия города - Красноволжский комбинат и фабрику №2. Существовала плата за проезд в размере 5 копеек за расстояние от одной остановки до другой. Получается, чтобы проехать, например, от остановки Томна до площади Революции, следовало заплатить за билет 20 копеек, проезд до вокзала обходился в 30 копеек и т.д. Чтобы проехать весь маршрут, необходимо было иметь в кошельке 65 копеек.

Для того чтобы пустить в городе автобусное движение, пришлось расширять полотно дороги, срыть некоторые участки земли в районе Подшиваловской и Спасской горы. Но и этих мер оказалось недостаточно. К  началу шестидесятых годов 20 века движение в городе стало более интенсивным. Появились автобусы марки ЗиЛ-158. Встал вопрос о безопасности движения на улицах города. Для этого на некоторых перекрестках городских улиц Фрунзе и Ленина, Ивановской и Горького, Вичугской и Баха были установлены сигнальные светофоры и мигалки.[5]

К концу 70-х – началу 80-х гг. на улицах города появились знаменитые автобусы марки Икарус.  А проезд стал фиксированным – 5 копеек за одну поездку.

В 1967г. начинается новая веха в развитии  транспорта в нашем городе.

30 марта 1967 года на территории улицы Ременовская был заложенпервый кирпич и уложен первый куб бетона здания литейного цеха будущегофилиала Московского завода малолитражных автомобилей. Исходным моментом для создания будущего предприятия стало постановление Совета министров РСФСР от 1964 года «О строительстве филиала МЗМА в г.Кинешма Ивановской области».Уже в 1970г. завод дал свою первую продукцию. А в 1972 г. превратился в крупнейший в СССР конвейерпо производству запчастей для АЗЛК, получив название «Кинешемский завод запасных частей и агрегатов - АЗЛК». За первой продукцией последовали замки, узлы тормозной системы, системы сцепления, пружины передней подвески – всего более 600 наименований узлов и деталей для автомобилей «Москвич». К 1974г. с конвейера головного завода АЗЛК ни один автомобиль не сходил без узлов и деталей кинешемского предприятия. В том же году серийный выпуск начали три новых производственных цеха: механосборочный, автоматно-прессовый и термогальванический. На заводе так же было введено в эксплуатацию изготовление металлофторопластовой ленты, которая предназначалась для изготовления подшипников сухого скольжения.

В 1977г. предприятие было переименовано в Кинешемский завод Автоагрегат.  В 1984-88 гг. завод занимается коренным техническим перевооружением. Создаются  производственные мощности для выпуска 160 тысяч машинокомплектов для  новой модели «Москвич-2141», создан зал станков с ЧПУ, которые поступали из Японии, Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии.[6] Вставал вопрос о создании совместного предприятия с итальянской фирмой Фиат.

1992 год стал переломным в жизни предприятия. 6 марта 1992 года принято постановление «Об образовании ОАО «Автоагрегат» - предприятие начинает работу в рыночных условиях.В середине 1990-х гг. в связи со спадом отечественного  автопроизводства  снизились объемы производства и на ОАО «Автоагрегат». После банкротства головного предприятия - московского завода АЗЛК, на который уходило до 80% всей продукции кинешемского предприятия, Автоагрегат вынужден был массово увольнять высококвалифицированных рабочих, закрыть проект по выпуску малолитражек «Кинешма». Именно в этот период с предприятия вывозится на продажу огромное количество оборудования, накапливается гигантская задолженность перед кредиторами.

В начале 2000-х гг. была предпринята попытка спасти предприятие, но она не увенчалась успехом.

[1]Ю. Куломзин Записки старого дворянина. // Дворянский альманах №1. Нижний Новгород.2014г. с.91.

[2]См. Информационно-справочный указатель советских учреждений в г. Кинешме. 1918г. с.38.

[3]Н. Веселов. По пути непрерывного роста. // Приволжская Правда  №80. 12.07.1963г.

[4]https://auto-history.livejournal.com/142669.html

[5] Я. Тасов. Светофоры- автоматы.// Приволжская правда №80 от 7.7.1961г.

[6]Д. Комаровский. Автоагрегат – 40 лет с городом. // 168 часов. №13 от 27.3.2007г. с.5.

мы в социальных сетях