Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9937

Тайно раскольничий Кинешемский уезд (1852). Из секретных записок чиновника особых поручений МВД.

Дневник Коллежского Асессора Арнольди.
 
Уездный город Кинешма.
 


Явных раскольников собственно в городе 4 души, 1 Поморской секты и 3 Спасова Согласа, и в деревнях причисленных к городским церквам 17 душ по секте Перекрещиванцов.
 
В городе Кинешме, кроме 4 лиц, явных раскольников есть ещё 15 человек, из семейства купца Баранова, которые тайно состоят в расколе в секте Перекрещенцов и 3 лица из мещан. Все они числятся в приходе Спасо-Преображенской церкви. Священник Беневоленский весьма хорош и много содействовал мне к открытию тайных раскольников. В деревнях, причисленных к его приходу, кроме вышеозначенных явных раскольников, есть ещё 28 человек той же секты, тайных раскольников. Раскольники деятельно занимаются распространением раскола, чему доказательством может служить то, что в одной из ближних деревень крестьянин Семен Михайлов с женой Анастасией Яковлевой будучи с детства Православным, несколько месяцев тому назад перекрестился и поступил в Поморскую секту. - Протоиерей Василий Мелечкинской был в отлучке, и от дьячка Сахарова и пономаря Груздева, я узнал, что в их приходе, кроме явных раскольников есть еще 27 душ тайных раскольников Поморской секты. Проживающих в деревнях, причисленных к городской церкви Протоиерей Александр Гласов то же весьма хорошей жизни сообщил мне, что одна из явных раскольниц сестра Кинешемского головы Мария Иванова Грязнова, состоящая в Поморской секте, много приносит вреда, совращая в раскол Православных. Недавно взяла она к себе в дом девушку лет 16 и воспитывает ее в расколе, у нее же служит прикащиком мещанин Волков, который тоже состоит тайно в расколе.
 
В других приходах у других Священников раскольников ни явных, ни тайных нет. Таким образом оказалось в г. Кинешме тайных раскольников 74 души по секте Перекрещиванцов.

Село Батман Удельного Ведомства Никитинского Приказа.


Явных раскольников 95 душ обоего пола из них 58 Поморской секты и 37 Спасова Согласа.
 
В приходе села Батман состоящем из 1987 душ обоего пола одна Церковь и два Священника. По указанию Священника Наградова в его отделении 52 души тайных раскольников, а по указанию Священника Ипокренского у него 57 душ обоего пола. Итого тайных раскольников в приходе села Батман 109 душ, кроме детей, из них 60 душ Спасова Согласа и 49 Поморской секты. Но при этом исчислении по их собственному сознанию, они указывали на таких крестьян, которых принадлежность к расколу не подвержена ни малейшему сомнению. Об остальных же прихожанах они говорят, что более 1000 душ заражены духом раскола и чуждаются Церкви, но назвать их тайными раскольниками они не решаются. В деревне Вахутках Больших есть тайная моленная у раскольников Поморской секты, при которой проживает крестьянин Кузьма Ильин. В деревне Линда тоже есть комната вроде моленной у крестьянина Сидора Дмитриева. Главные раскольники совратители в приходе села Батман Николай Васильев в деревне Забелине, Калистрат Иванов в деревне Борках, Алексей Яковлев и Агафон Андреев. Голова Никитинского Приказа Варешин тоже закоренелый раскольник, хотя скрывает себя перед Начальством, но и он и все его братья по уверению Священников покровительствуют раскольникам. Некоторые крестьяне в деревнях принадлежащих к приходу рассказывали мне, что в Кобылине, Денисове и Семенкове есть кроме сект Поморской и Спасова Согласа, секты Бегунов, которые в большом количестве проживают в этой стороне и кажется имеют пристанище у Кирила Федорова и Николая Яковлева в деревне Кобылине.
 
 

Село Филяй Удельного Вед. Никитинского Приказа.

 
Явных раскольников 62 души обоего пола по Спасову Согласу.
 
 В приходе села Филяй 2066 душ обоего пола у двух Священников. Священник Орлов человек простой, но по слухам хорошей жизни и со мною был откровенен, он показал 74 души тайных раскольников и кроме того уверял меня, что весь приход сильно заражен духом раскола. В деревне Кобылине говорят есть секретная моленная. Священник Иорданский не хотел назвать мне ни одного тайного раскольника, между тем как и в его отделении есть по рассказам крестьян и другим сведениям, собранных мною в соседних деревнях тоже до 80 человек которые тайно придерживаются раскола. Поэтому надобно полагать в приходе села Филяй более 150 человек тайных раскольников на половину Спасова Согласа и на половину Поморской секты. Более других деревень заражены расколом деревни: Семенково, Большие Вахутки и Кобылино. Если судить по огромному числу не бывающих у Исповеди и в Церкви, о духе прихожан села Филяй, то до 1000 душ обоего пола, если еще не совершенные раскольники, то весьма близки к расколу и явно чуждаются Церкви.
 
 

Село Жирятино.


 
Явных раскольников 13 душ обоего пола из них 7 душ Секты Перекрещиванцов и 6 по Спасову Согласу.
 
По указаниям Приходского Священника в приходе села Жирятино, состоящем из 2269 душ обоего пола, есть 34 души тайно состоящих в расколе по секте Перекрещиванцов и 6 душ по Спасову Согласу. Кроме того деревня Антипиха сильно зараженя духом раскола и никто почти из этой деревни не бывает никогда у Исповеди и Св. Причастия. В этой же деревне проживает Кинешемская мещанка Прасковья Никифорова, которая занимается совращением в раскол Православных. В деревне Степанихе, также кинешемская мещанка Степанида Михайлова, собирает у себя раскольников для молитвы. По всем разысканиям и по удостоверениям Благочинного Иоанна Беликова действительно в приходе села Жирятина, кроме 2-х вышеозначенных деревень, остальные не заражены расколом и усердны к Церкви.
 
 

Село Вичуга.


 
Явных раскольников 13 душ обоего пола из них: 4 души по Секте Перекрещиванцов и 9 по Спасову Согласу.
 
К приходу села Вичуги причислено 4892 души обоего пола. В Вичуге находятся 4 Священника. Благочинный Протоиерей Иоанн Беликов, человек примерной жизни, бескорыстен, умен и весьма откровенен. Его содействию я обязан, что успел без большого труда получить весьма любопытные и важные сведения, не только о приходе села Вичуги, но и обо всех соседних приходах, в которых как известно мне было по слухам проживают богатейшие купцы раскольники, совращающие Православных в раскол. Как Благочинный и пользующийся повсеменстным уважением Иоанн Беликов немало имел влияния на тех сельских Священников, которых приходы ему подведомственны и заставил их быть со мною откровенными. В селе Вичуге у всех 4-х Священников оказалось 160 человек тайных раскольников секты Спасова Согласа; но весьма многие из них подозреваются в принадлежности к секте Странников. В деревне Левино подозревается Абрам Миронов в укрывательстве странников. Из деревни Жеребчихи все семейство крестьянина Павла Тимофеева ушло в странство; из деревни Тиновотки Василий Игнатов находится в бегах по этой же секте; из деревни Щетникова тоже есть в бегах несколько лиц. Из деревни Демидова Сергей Гаврилов и девка Анна Ильина. Сия последняя пропадала несколько лет, но недавно возвратилась в семейство и кажется для распространения вредного учения секты Странников. В самом селе Вичуге проживают два закоснелые раскольника и вместе с тем пристанодержатели купец Васютин и крестьянин Дмитрий Михайлов. В приходе села Вичуги собраний для молитвы не бывает, но все раскольники, как явные так и тайные собираются или у знаменитого купца раскольника старика Миндовского в приходе села Хренова, или у купцов Кобелевых в приходе села Углец. Эти собрания бывают весьма многочисленны до 70 человек и более. Купцы Кобелевы сильно подозреваются также в укрывательстве и покровительстве бегунов. В деревне Ясино проживает главный совратитель и закоснелый в расколе Алексей Семенов, а в деревне Писцове Константин Иванов, довольно грамотный раскольник, то же занимается совращением в раскол Православных. Более других деревень заражены расколом деревни: Тиновотка, Ясино и Демидово. Вообще по словам Священника Беликова во всем приходе заметна большая холодность к Церкви, особенно с тех пор, как построена Единоверческая церковь купцом Морокиным в деревне Гольчихе. В деревне Демидове Ефим Соколов и сестра его, а также крестьяне г. Соломарецкого Ильины занимаются пристанодержательством и по слухам принимают у себя главных Наставников Страннического согласа.
 
 

Село Хреново.


 
Явных раскольников 39 душ обоего пола по Спасову Согласу.
 
В приходе села Хренова числится 5236 душ обоего пола. Вследствие убеждений Иоанна Беликова все три Священника были со мною откровенны и указали на 313 душ тайных раскольников по Спасову Согласу. Из них 32 лица обоего пола принадлежат к купеческому сословию и суть главные совратители и закоснелые раскольники. Из них самые вредные по своему влиянию купец Иван Миндовский с дочерью Афросиньею, брат его Дмитрий Миндовский со всем семейством и 3-й брат Андрей Миндовский. У старика Ивана Миндовского, одного из богатейших купцов в этой стороне, все явные и тайные раскольники собираются для молитвы во все праздничные дни. Более других деревень в приходе села Хренова заражены расколом деревни: Горки, Старая и Новая Гольчиха, Гари, Путковская и Ясино. В деревне Путковской раскольники собираются также у крестьянина Конона Осипова. В деревне Гольчихе в начале 1850 года была выстроена купцом Морокиным с разрешения Высшего Духовного Начальства Единоверческая церковь. - Все, что было мною сказано о бесполезности Единоверческих церквей, при описании Единоверческой церкви, Варнавинского уезда в селе Темте, должно быть в особенности применено к Единоверческой церкви в деревне Гольчихе, что нигде не произошло от этой уступки столько вреда сколько в этой стороне. Не должно забывать, что в 1800 году Митрополит Платон решился сделать это снисхождение раскольникам. Во 1-х по просьбе огромного числа старообрядцев, а во 2-х в уважение их слабости и в виде опыта в надежде, что со временем Единоверцы обратятся через это в Православие. - Здесь же по просьбе одного семейства купца Морокина не было причины дозволить этого разрешения, а кроме того дознано опытом, что никогда никто из Единоверия не переходил в Православие. Доказательством бесполезности Единоверческой церкви в Гольчихе служит еще и то, что Церковь существует уже два года, а ни один из раскольников не присоединился с тех пор к Единоверию и напротив того уже два семейства Православных: купец Коновалов и Галактион Миндовский причислились к этой Церкви с разрешения местного Епархиального Начальства, и кроме того три деревни: Ясино, Горки и Черняиха подавали уже просьбы Святейшему Правительствующему Синоду, о дозволении им присоединиться к Единоверию. Святейший Правительствующий Синод велел сделать справку - были ли крестьяне этой деревни прежде в расколе? - Благочинный Беликов постарался, чтоб Священники сделали верные справки и тогда по справкам оказалось, что все они суть Православные, или по крайней мере всегда числились таковыми и Св. Правительствующий Синод отказал им в просьбе и назвал даже их прошение греховным. - Вот каковы были следствия устройства Единоверческой Церкви в д. Гольчихе. Купец Морокин, будучи строителем этой церкви, надеялся кажется привлечь к ней Православных, т.е. числящихся Православными, а не настоящих раскольников, которые по духу своего учения, легко не поддаются и как было уже мною сказано, равно не терпят Единоверия и Православия. До сих пор только 4 купеческих семейства состоят прихожанами в Единоверческой церкви: Морокины и Клементьев, присоединившиеся из раскола, и Галактион Миндовский сын Ивана Миндовского и Коновалов, которые прежде были Православными; и эти-то 4 семейства имеют здесь свои фабрики, на которых работает большая часть крестьян нескольких приходов, поdсюду засылают своих агентов и соблазняют Православных деньгами и другими выгодами к присоединению к Единоверию. В сущности же и Морокин и Клементьев и Галактион Миндовский суть раскольники, а не Единоверцы, потому, что они питают совершенное презрение к Единоверческому Священнику Розову ими же выбранному и держат его как говорится в черном теле, тогда как чтецы находящиеся при Церкви из крестьян, а не из духовного сословия пользуются их милостью и вниманием. Даже ключи от Церкви находятся не у Священника Розова, а по приказанию Морокина хранятся у крестьянина причетника. Священник Розов до того боится купца Морокина, что не смеет читать у себя дома ни одной книги, которая не при Патриархах Иове, Ермогене, Иоасафе и Иосифе, не смеет посетить Священника Православной церкви, или принять у себя, и кроме того не раз был вынужден выслушивать от него Морокина укорные и дерзкие слова без жалоб потому, что получаешь от него жалованье и боится вовсе лишиться места; хотя признавался мне, что был бы совершенно счастлив если бы его перевели куда-нибудь в Православный Приход. Священник Розов вместе с дьяконом получает 420 руб. ас. в год, не пользуясь уже никакими другими доходами, а причетник из крестьян один получает 400 руб. Вот каково положение Единоверческих Священников. Теперь мне остается только упомянуть о двух происшествиях в д. Гольчихе, в подкрепление всего мною сказанного. При освящении Единоверческой Церкви Дьякон села Введенского при многочисленном стечении публично был выведен купцом Морокиным из Церкви, в которой находился с позволения Архимандрита Единоверческого Высоковского Монастыря, совершавшего освящение. Хотя и было об этом происшествии произведено следствие, по которому открыты оскорбительные для Духовенства действия Морокина, но он по сие время не получил еще достойного наказания, откупаясь всегда деньгами от всех взысканий. Другой пример своевольства Морокина, не менее важный и служащий к явному соблазну Православных, также остался без последствий. - Купеческая жена Миндовская, состоявшая в приходе Хреновской церкви скончалась в Православии и мужем ее была уже сделана повестка, по которой жители разных сословий приглашались на отпевание тела жены его, в Хреновскую Церковь, но купец Морокин убедил его произвесть отпевание в Единоверческой Церкви, что и было исполнено Священником Розовым. - Благочинным Священником села Вичуги Иоанном Беликовым было донесено об этом Костромскому Епархиальному Начальству; но произведенное дознание остается без всякого дальнейшего движения в Духовной Консистории.*
 
(*О сих двух происшествиях докладной запиской известил я Г. Исправляющего должность Начальника Костромской Губернии).
 
Местная Земская Полиция находится совершенно под влиянием богатых купцов раскольников и всячески скрывает их противузаконные действия; Священники соседних приходов то же своей стороны часто имеют случай получать вспоможение от купцов, тайно состоящих в расколе и потому не смеют им прекословить. К сожалению и Костромская Духовная Консистория тоже им потворствует. Один только Священник Беликов находится с ними в борьбе и отстаивает Православную Церковь. Беликов рассказывал мне между прочим, что купцы, живущие близ с. Вичуги и в особенности Миндовские и Морокин пользуются покровительством Штаб-Офицера Корпусов Жандармов Подполковника Шевелева, который находится с ними в переписке и когда бывает у них, то всегда угощается великолепным образом. О дружбе г. Шевелева с Миндовскими я слышал ещё от купца Петра Подгорного в г. Плёсе. Кроме того Морокин, возвратившись однажды из Костромы, хвастался громко, что с Архимандритом Платоном он обделал все свои дела, и что он будто из человекоугодия благословил его при прощании раскольничьим крестом.
 
В доказательство изумительной дерзости раскольников я приведу здесь рассказ г. Менгдена Православного Вероисповедания. Он рассказывал мне, что его крестьянин Григорий Семенов богатый старик пришел к нему однажды просить о какой-то помощи и даже говорил, что будет вечно за него Бога молить, если он исполнит его просьбу. Менгден, подозревая его, что он тайно состоит в расколе, желал в этом убедиться и просил его с ним сесть за стол, но крестьянин отказывался, уверяя, что сделает всё что прикажет, но что этого не может сделать. Менгден настаивал и тогда Григорий Семенов сказал ему в глаза, что он считает всех так называемых Православных хуже псов, а потому не может разделить с ним трапезы. Ещё следует обратить внимание Духовного Начальства на следующие обстоятельства: не знаю, по какой причине приходорасходные книги Единоверческих церквей не подлежат никакой отчетности. Купец Морокин делая большие поборы в пользу Церкви, может очень легко поправить этими вкладами свои торговые дела в случае нужды и употребить таким образом во зло доверие легковерных прихожан. Несмотря на то, что приход Единоверческой церкви в Гольчихе, как я уже сказал состоит только из 4-х семейств, Церковь во время праздников всегда бывает полна, но только не раскольниками.
 
 

Село Новинское.


 
Душ в этом приходе 685 обоего пола. Раскол здесь вовсе не развивается и все прихожане усердны к Церкви; не смотря на то, что купец Морокин не раз подсылал в деревню Захарову уговаривать некоторых крестьян объявить себя давно состоящими в расколе и потом присоединиться к Единоверию. По уверению Священника тоже нет ни тайных, ни явных раскольниковв приходе села Новинского. По своей ведомости он насчитал мне только 6 душ, которых можно подозревать в склонности к расколу, по непосещению ими Церкви и по небытности их у исповеди без всякой законной причины с давнего времени.
 
 

Село Углец.


 
Явных раскольников 27 душ обоего пола, из них 19 по Спасову Согласу и 8 по Секте Перекрещиванцов.
 
В приходе села Углец у 4-х Священников считается 4590 душ обоего пола. Из них по их указаниям, кроме явных раскольников, только 82 души тайно придерживаются раскола: 62 души по Спасову Согласу и 20 по Поморской секте. Купцы Кобелевы придерживаясь Спасова Согласа подозреваются также и в укрывательстве Странников. Купец Чесноков тоже тайно состоит в расколе по Секте Перекрещиванцов. Прежде у него бывали собрания раскольников, но в последнее время частые появления Чиновника особых поручений г. Министра Внутренних Дел Графа Стенбока в этих местах, заставили его прекратить эти сборища. Духом раскола заражены в этом приходе 800 душ, которые не бывают у Исповеди и чуждаются Церкви. Деревни Ликино, Никоновская, Косачево, Потекино, Гольцовка, Юсуповская и Большой Бор подозреваются в сношениях с бегунами. В деревне Потекине Евгений Евграфов может быть подозреваем в странноприимстве. В Косачеве староста Петр Николаев и крестьянин Григорий Андреев. В Гольцовке то же Алексей Максимов, у которого, кроме того, бывают собрания раскольников. В деревне Юсуповском брат бурмистра Григорий Михайлов и крестьянин Михаил Матвеев и в деревне Никоновской Андрей Степанов и Марья Андреева. Из деревни Большой Бор ушло 4 человека в странство; из деревни Боровитихи Андрей Степанов уходил в странство, но возвратился. Все сии сведения получил я в разных деревнях от крестьян. Главная же пристань странников и их Наставников у купца Абрама Петрова Кобелево в д. Ликино.
 
 

Погост Введенский.


....Остальные же крестьяне других деревень весьма усердны к Церкви и даже крестятся трехперстным крестом, что весьма редко встречается в Кинешемском уезде, даже в Православных селениях.


мы в социальных сетях