Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9975

ВЕХИ ИСТОРИИ КИНЕШЕМСКОГО ПОРТА Из воспоминаний Е.В. Степанова.

ВЕХИ ИСТОРИИ КИНЕШЕМСКОГО ПОРТА

 Из воспоминаний Е.В. Степанова.

Завозня

    Первый пароход на Волге начал навигацию в 1846 году, а пассажирские стали ходить с 1854 года. Уже в 1860 году в бассейне Волги с притоками насчитывалось 220 пароходов, а в 1874 году здесь плавало 456 пароходов, в том числе 90 пассажирских, 18 товарных, 10 буксирно-пассажирских, 301 буксирный, 7 кабестанов, 8 завозенных и 22 туерных. На Кинешемском участке не было крупных судовладельцев. А такие предприниматели как Бурнаев-Курочкин, Севрюгов и др. владели только мелкими самоходными и несамоходными судами (около 100). Владельцами паромной переправы через Волгу были Соболевы, их пароход таки и назывался «Братья Соболевы», позднее он был переименован в «Островский». От братьев Соболевых переправа перешла к Второву, который купил в Казани еще пароход «Посланник», переименованный после национализации в «Кинешемец» и переданный впоследствии техническому участку пути.

1906 – произведены земляные работы по устройству гавани в р. Кинешемка.

1912 – Министерством путей сообщения отпущено 24 000 рублей на оборудование гавани. Произведены земляные работы по устройству откосов и застилке их камнем.

1917 – образован профсоюз водников в Кинешме.

1918 – национализация речного флота. Создано единое управление пристани «Кинешма». В Кинешме вступили в работу первые национализированные буксирные пароходы «Дружба» (капитан Вотяков И.А.) и «Текстильный край» (капитаны Сахаров Л.Ф и Краснов Н.И.). Первым заведующим пристани в Кинешме стал бывший агент пароходного общества «Кавказ и Меркурий» Ноздрин А.П. Позднее в 20-е годы заведующим пристанью были Орфелинов Н.И. и Горновов Н.Л. Пассажирские перевозки в местном и пригородном сообщении осуществлялись в Кинешме пароходами «Свободный» и «Каховский» (пассажировместимость около 150-200 человек) а также лодках-завознях.

1923 – вместо Волжского округа водных путей сообщения создается Волжское государственное речное пароходство.

1927 – в Кинешме строятся свайные деревянные склады, причалы оснащаются транспортной механизацией, пристань оснащается плавучим транспортерным перегружателем с деревянным корпусом.

1927 – на переправе через Волгу появляется пароход «Смычка», построенный на средства кинешемцев.

1930 – начинается активное строительство портов и пристанских сооружений в Москве, Нижнем Новгороде, Волгограде, затем – в Ярославле, Казани, Астрахани, Кинешме.

В 1931 году из состава Волжского Госпараходства было создано Волжское управление речным транспортом (ВРУТ), в системе которого возникли 8 районных управлений на полном хозрасчете. В Кинешме было организовано районное управление, начальником которого стал Минаев И.(Н?) О. Кинешемским районным управление речного транспорта осуществлялись местные перевозки грузов и пассажиров от Рыбинска до Пучежа. Управление размещалось в здании на улице Красной (ул. Ленина, 7, затем здесь  расположат Дом пионеров).

В  Кинешме было три водных организации: районной управление, пристань и судоремонтные мастерские.   

Пристань Кинешма имела границы от Наволок до Решмы и входила в состав Верхне-Волжского речного пароходства (ВВРП).

1932 – началось строительство портово-пристанских сооружений в Кинешме. Руководил строительством Озерецковский Н.Ф., проект пирса составил Кирсанов В.М.

Все делалось на высоком техническом уровне, прочно и добротно. Были построены свайные деревянные склады, вмещавшие свыше 1000 тонн грузов, причалы оснащались транспортерной механизацией. Пристань получила плавучий транспортный перегружатель, так называемый ДНТ (Даешь новую технику) с деревянным корпусом, применение которого резко повышало производительность труда на выгрузке барж с дровами, углем и солью.

В Кинешме построен береговой деревянный вокзал. Начинает внедряться диспетчерская система, появляются телефонная и селекторная связь. В 30-е годы старшим диспетчером в Кинешме работал Касаткин А.Н., затем до 1943 года Буторов Н.А., которого сменил Чистов Н.В., работавший до 1973 года.

1932 – 1934 – в Кинешме издается газета речников «Буксир». Всего вышло 127 номеров.

1935 – построены судоремонтные мастерские.

1937 – для канала Москва-Волга построен деревянный двухдечный дебаркадер №194. На нем размещался ресторан «Поплавок». Добрую память оставил у всех кинешемцев пароход «Смычка». Этот пароход пассажировместимостью 205 человек, прослуживший Кинешме до 1962 года, был построен в 1927 году рабочими Сормовского завода с привлечением средств, собранных в Кинешме, для работы на переправе через Волгу. Капитанами «Смычки» в разное время были Беляев П.В., Баусов А.С., Козлов Н.А, Калинин В.П.

Местные перевозки пассажиров и грузов выполнялись грузопассажирскими однодечными пароходами грузоподъемностью до 50 тонн и пассажировместимостью до 300 человек. Это были «Сура», «Красная Чувашия» (капитаны Малышев И.Д. и Бачаев А.Н.), «Историк Покровский». На перевозках пассажиров в пригородном сообщении начали работать винтовые теплоходы с деревянными корпусами пассажировместимостью 200 человек. Это были «Красинец», «Челюскинец» и, позднее, «Второй», «Третий», «Шестой», «Десятый», «Четырнадцатый».

В 30-е годы на Волге начинают плавать грузовые теплоходы грузоподъемностью свыше 3000 тонн и буксирные пароходы.

В 30-е годы для речников в Кинешме было построено несколько жилых домов, в том числе 2 деревянных дома на ул. Плешкова и дом на ул. Дзержинского, а также общежитие для грузчиков в Межаковском переулке. Из созданного в 20-е годы здравпункта в 30-е была организована Амбулатория водников.

1941 – 1945 – речной флот, наряду с перевозками н/х грузов и населения, в основном обслуживал нужды фронта. Многие суда из Кинешмы («Стерегущий», «Челюскинец», «Третий», «Шестой», «Десятый») были отправлены в район Сталинграда.

В порту ощущалась острая нехватка рабочих, многие водники ушли на фронт, флот работал с перебоями, недоставало топлива. В годы войны в Кинешме был построен специальный свайный причал-мостки для тяжеловесных грузов, через который при необходимости можно было перегружать военную технику. Руководил портом в годы войны Тихомиров Л.И.

1948 – постановлением Совета министров СССР пристань «Кинешма» преобразована в Кинешемский речной порт. В 1948 году на Волге были созданы два сухогрузных пароходства: Волжское грузовое с управлением в Куйбышеве (ВГРП) и Волжское грузопассажирское с управлением в Горьком (ВГПРП). Порт Кинешма входил в состав ВГПРП, и одновременно в Кинешме существовал до 1955 года эксплуатационный участок Ярославского районного управления ВГРП, выполнявший местные перевозки грузов и пассажиров. Его возглавлял старший диспетчер Чистов Н.В. В 1955 году эксплуатационный участок был передан порту, Ярославское райуправление ликвидировано и Кинешемский порт вошел в состав Горьковского Линейного  пароходства Волжского Объединенного пароходства.

Восстановление речного транспорта полностью закончилось только в 1949 году. На Волге в большом количестве появились репарационные грузовые теплоходы грузоподъемностью от 50 до 500 тонн. Вместо устаревшего парохода «Перун» начал работать под командованием капитана Барабанова Г.П. другой колесный буксирный пароход «Борьба», прибывший из-под Сталинграда. Появился рейдовый винтовой пароход «Конаково» (капитан Бобков А.И.)

В послевоенные годы порт оснащается плавучими паровыми кранами типа «Старый бурлак» грузоподъемностью 1,5 тонны с вылетом стрелы 16 метров. Таких кранов было четыре: №26, 45, 187, 514.

На Волге широкое развитие получает социалистическое соревнование, руслановское движение, работа флота по графику, безостановочное движение судов, скоростная доставка грузов, работа сквозных смен.

Красная Чувашия

Руководили портом в 1940-е годы Добровольский В.П., Тихомиров Л.И., Маркин А.А., Баранов Б.И., Котляров А.Ф., Мясников К.Ф.

1950-е гг. – в Кинешме завершено строительство новых грузовых районов: грузопассажирский на Волге и перевалочный в искусственно образованной гавани р. Кинешемки. Появились портальные краны, железнодорожные подъемные пути. Руководили портом в 50-е годы Стоилов А.М., Сидоров В.Д.

Современный порт в Кинешме начал строиться в 1954 году в связи с образование Горьковского водохранилища. Развернулось строительство Волжского грузового района (на месте старого пирса) и перевалочного района в искусственно образованной гавани реки Кинешемки. Строительство порта осуществлял СМП-214.

Происходит техническое перевооружение порта. Маломощные плавучие краны типа «Старый бурлак» стали заменяться плавучими грейферными двухканатными кранами типа «РМЗ» грузоподъемностью 3 тонны и вылетом стрелы 19 м. Порт пополняется автопогрузчиками грузоподъемностью 3 и 5 тонн и электропогрузчиками разных моделей.

Техническое перевооружение порта резко повышало пропускную способность порта, и с его оснащением новыми перегрузочными машинами увеличился контингент рабочих-механизаторов, а численность грузчиков снизилась.

1955 – на базе Волжских грузового и грузопассажирского пароходств и районных управлений было создано Волжское объединенное пароходство с линейными пароходствами в его составе, которые руководили местными перевозками и пристанями. Кинешма входила в состав Горьковского линейного пароходства. Одновременно завершался процесс централизации руководства речным транспортом, были ликвидированы линейные пароходства (?) и укрупнены порты, в том числе и Кинешма – в его состав вошла пристань Семигорье.

Происходило качественное изменение речного флота, увеличивалась его мощность, грузоподъемность, пассажировместимость и скорости движения судов.

27 июля 1952 года был построен и открыт для эксплуатации Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина, и Кинешма, как перевалочный пункт Ивановской области, стала портом пяти морей.

Изменяется в порту и состав всех видов флота. Пароход «Борьба» уступил место буксирному пароходу «Плотник» (капитан Барабанов А.Г.), рейдовый буксирный пароход «Конаково» был заменен пароходом «Мичурин», были получены два теплохода-толкача: БТТ-2197 и БТТ-2172. В 19155 году в порт прибыл рейдовый теплоход ледокольного типа РБТ-226.  

Пассажирский флот стал обновляться. Тихоходные пароходы «Новатор», «Красный летчик», «Автозавод» заменяются современными «Москвичами» (М-213, М-223, М-225, М-237, М-119, ПТ-116), судами типа ОМ (ОМ-125, ОМ-336).

25 августа 1957 года в строй действующего флота на Волге вступил пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета».

В 1957 году были введены в эксплуатацию новые судоремонтные мастерские, полностью обновился и увеличился станочный парк.

В 1958 году сдан в эксплуатацию 24-квартиный дом со всеми удобствами по ул. Ленина 57. Началось строительство многоквартирных жилых домов на ул. Бредихина. На ул. Кутузова, Красина, Морская с участием жильцов строились кирпичные двухквартирные дома. В 1959 году был построен детский сад «Ручеек» на 50 мест.

1960 – 1970 – происходит кардинальное обновление портового хозяйства. Появляются современные теплоходы типа «РТ», «Волгарь», грузопассажирская переправа «СП».

В 1962 году строительство порта было закончено. Границы порта были определены – Плес (исключительно) и Столпино (включительно) – протяженностью 95 км.

В 60-е годы все плавучие краны типа «РМЗ» были заменены плавучими дизель-электрическими кранами (6 ед.) типа КПЛ-5-30 грузоподъемностью 5 тонн с вылетом стрелы 30 м. А в 1982 году получен плавкран типа КПЛ-16-30 грузоподъемностью 16 тонн.

В 60-е годы полностью обновился пассажирский, грузопассажирский, грузовой и буксирный флот порта. Паровые суда уступили место дизельным. Скоростные суда на подводных крыльях открыли скоростное пассажирское сообщение между Кинешмой, Ярославлем и Пучежем. В дополнение и на смену «Ракетам» в конце 70-х годов в порт прибыли новые суда на подводных крыльях типа «Восход» и, в 1980 году, теплоход «Метеор-158». Это позволило освоить новые пассажирские линии.

Вместо репарационных грузовых теплоходов порт получил теплоходы «Тобол» и «ГТ-212» грузоподъемностью по 390 тонн.

В Кинешме пополняется буксирный флот. Буксировщики постоянно закреплялись за баржами, с которых были сняты судовые команды и образованы сухогрузные составы. Снятие команд с барж повышало производительность труда на перевозках и решало кадровую проблему на несамоходном транспортном флоте.

В решении задачи защиты окружающей среды и водного бассейна имело большой значение выделение порту в 1976 году теплохода ОС-24 (речной санитар) грузоподъемностью 150 тонн для сбора с судов сухого мусора, фекалий и подсланевых вод с передачей их в береговые емкости.

В 1972 году был сдан в эксплуатацию 70-квартирный дом на ул. Дзержинского, 24, а в 1978 году – 100-квартирный жилой дом с пристроенным магазином «Речник» на ул. Спортивная,2. В 1968 году построен детский сад-ясли «Кораблик» на 140 мест по ул. Дзержинского.

1975 – в состав Кинешемского речного порта вошла пристань «Юрьевец» и было создано объединение с границами на Волге: Плес (исключительно) – Пучеж (включительно) протяженностью 161 км. Сюда же входили реки: Мера, Желвата, Елнать, Немда, Унжа, Ячменка. Перевозка грузов и пассажиров стала осуществляться от Ярославля до Городца.

1975 – введено в эксплуатацию совр. здание Речного вокзала.

1976 – введено в эксплуатацию здание Управления речного порта.

1977 -  порт имел 118 ед. флота, в том числе пассажирских судов – 17 ед. пассажировместимостью 2451 человек; грузопассажирского флота – 4 ед. пассажировместимостью 340 человек и грузоподъемностью 320 тонн; флот речных переправ – 5 ед. пассажировместимостью 360 чел. и грузоподъемностью 120 тонн; самоходный флот – 5 ед. грузоподъемностью 2400 тонн; служебно-вспомогательный флот – 7 ед.; несамоходный транспортный флот – 14 ед. и 39 железобетонных дебаркадеров и понтонов.

  1980 – 1990 – руководил портом Космалев Л.И.

С 1 января 1986 года все пароходства МРФ РСФСР, в том числе и Кинешемский порт, переведены на новые условия хозяйствования.

Все это – страницы славы города Кинешмы. Теперь порта нет! Город потерял крупный транспортный узел. Значение Кинешмы для страны резко упало. Стратегически важный объект оказался не нужен. Мельчаем, господа !

мы в социальных сетях