Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Н.Р. ШЕПЕЛЕВА "Взгляд из прошлого."

29 января 2023 14:41:14

Шепелева Наталья Рудольфовна – заведующая историческим отделом Кинешемского художественно-исторического музея.

Взгляд из прошлого.

История Кинешмы в дневниках горожан.

Аннотация к статье: Статья включает в себя исследования дневниковых записей жителей г. Кинешмы с 1819 по 1935 годы. Дневники принадлежат лицам разных возрастов,  различных полов и социального происхождения. Они позволяют представить жизнь Кинешмы на протяжении почти ста двадцати летней истории, дать оценку тем или иным событиям, мыслям и переживаниям горожан, их участию в общественной и культурной жизни провинциального города. 

Ключевые слова:дневник, провинциальный город Кинешма, социальное происхождение, историческая память, наследие, религиозные убеждения, культура, личностное отношение.

Академик Д.С. Лихачев оставил потомкам четкое определение исторической памяти: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры... Память – наше богатство. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память».

Память является связующим звеном между прошлым и настоящим. И это справедливо. Каждая социальная группа имеет собственную трактовку прошлого и передает ее из поколения в поколение, порождая мифы о прошлом, через призму своего понимания и мироощущения. Хорошо, если эта память запечатлена не только в устных преданиях и воспоминаниях стариков.

Среди источников исторической памяти отдельно стоят дневники жителей города. Они интересны историей частного лица, через которую можно узнать любопытные факты общей истории, как из глубинки виделись те или иные крупные события, вопросы быта, природные явления и т.п. Многие кинешемцы пытались записывать события, свидетелями которых они стали. Из известных на сегодняшний день дневников горожан самым первым является дневник И.Я. Автамонова. Он передает нам, чем и как жил городской человек 19 - начала 20 века.

Иван Яковлевич являлся вторым среди основателей богатого кинешемского купеческого рода, который занимался и хлебной торговлей, и ювелирным делом. Автамоновы держали в центре Кинешмы Гостиный Двор, сдавая лавки в нём мелким торговцам и именитым заезжим купцам. Иван Яковлевич начал писать свой дневник в 1819г. Затем его записи продолжили дети. Его дневник не отдельная тетрадь, а толстый печатный месяцеслов, где специально для памятных записей издательство в Санкт-Петербурге оставляло пустые страницы. Сначала записи шли по порядку, т.е. по месяцам 1819года, а в последующие годы они стали хаотичными - писали там, где оставалось свободное место.

Автамоновы бережно, с большим уважением относились к своей  семейной истории. Дневник пестрит записями о рождениях и смертях членов семьи, близких и друзей, отмечаются даты бракосочетаний и других важных событий. Например, встречаются такие записи: "1842г., марта 25. Скончалась родительница наша Александра Парфентьевна Автамонова из рода Стрижевых, оставившая пятерых малолетних сыновей и овдовевшего супруга Якова Ивановича Автамонова, удрученного горестью и крайней нуждой".

"1869г., января 8. Около 5 часов пополудни родился сын Михаил. 12-го крещен, восприемниками были святой отец Георгий Иорданский и Лариса Петровна Трулина".

"1894г., января 1. Помолившись Господу Богу, помолвили дочь Марию Ивановну с господином Гиринским Анатолием Федоровичем. Февраля 6 состоялся брак".

Любое важное дело не обходилось без обращения к Богу, именно поэтому в дневнике часто упоминаются сведения о праздниках и молебнах. Из дневниковых записей видим, что Автамоновы были прихожанами  Никольского храма, глубоко верующими людьми. Иван Андреевич, например, стал монахом Кривоезерского монастыря, и скончался "в монашеском звании и монашеском образе 1864г., апреля 13".

О том, каким уважением в кругу горожан пользовались лица духовного звания и люди, честно исполняющие свой профессиональный долг, говорят следующие записи:"1889г., июля 20. Скончался городской фельдшер Константин Иванович Евдокимов. Исполнял обязанности около 40 лет и был везде принят", или "1890г., мая 10. Святому отцу Николаю Геннадьевичу Клиентову гражданами города и дворянством преподнесен наперстный крест с каменьями по случаю 35-летия в священническом сане".

И.Я. Автамонов принимал активное участие в общественной жизни Кинешмы. Не без гордости пишет он о том, что "в 1865г. поступил на общественную службу в должность мещанского старосты. Служил безвозмездно".  Есть записи и о земских делах, в которых ИванЯковлевич принимал непосредственное участие: "В 1866г. устроен мост через Кинешемку - земляная насыпь и деревянный - из города за речку по Нижегородскому тракту". Благодаря дневнику Автамонова знаем, что в 1868г. "усовершенствовали и выстроили мостовую. Против дома Грязновых по оврагу сделан съезд к Волге к пароходным пристаням. В то время приводили в порядок и городской бульвар".

К числу знаменательных событий жизни семьи и города Автамонов относит посещение Кинешмы отцом Иоанном Кронштадским, и членами царской семьи: "1858г., августа 17. По Волге мимо Кинешмы проехал Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич на пароходе компании "Самов"…

"1863г., июля 5. Изволил проплывать по Волге наследник цесаревич Николай Александрович. Был в Кинешме, слушал литургию в Соборепо случаю тезоименитства Августейшего Сергия Александровича".

"1866г., августа 14. Изволили проехать на пароходе Их Императорские Высочества Александр Александрович и Владимир Александрович. Поспешно посетили Собор, простояв краткий молебен. Проследовали до пристани пешком мимо присутственных мест оврагом. Народу было множество. Был и городской голова Александр Дмитриевич. Поднес хлеб-соль и удостоился приятия". Как тонко подмечены на первый взгляд незначительные детали: поспешно, изволили, удостоили, краткий молебен и т.п.

Дневниковые записи говорят о том, что Автамоновы считали себя монархистами. Царская семьяв дневнике окружена ореолом святости. С ужасом Иван Яковлевич доверяет бумаге следующие строки: "1866г., апреля 4. С 17-го часа в Летнем саду Его Императорское Величество Государь Император, прогулявшись, возвращался, чтобы сесть в коляску. При сем сгруппировалась многочисленная толпа народа. И в это время один злодей направил дуло пистолета в садившегося монарха. В этот самый момент крестьянин Буйского уезда Костромской губернии села Молвитино Осип Иванов Комиссаров предупредил выстрел, подтолкнув руку злодея, от чего выстрел пронесся выше головы Государя, и тем спас драгоценнейшую жизнь Императора. Злодей оказался нигилист. Какой-то Каракозов".

А вот как о покушении на царя пишет в своем дневнике служащий кинешемского земства Калинин: "1879г. Апреля 3. За ранней обедней сегодня объявили телеграмму, что вчера в 9 часов утра, во время прогулки в Государя Императора Александра Николаевича, неизвестный человек сделал несколько выстрелов из револьвера. Божиим промыслом Священная Особа спасена, злодей схвачен, случай этот был в С.П-бурге, у здания управления Петербургского военного округа". Два одинаковых  события, но переданы по-разному. В первом Автамонов вкладывает чувства, а во втором идет констатация факта.

В записях И.Я. Автамонова немало говорится и о бедствиях, которые случались в 19 веке в Кинешме и в окрестностях: "1847г., май 8. В 2 часа по полудни пошел град покрупней клюквы и покрыл всю землю. Не прошло и 10 минут - растаял"; "1864г., мая 24. В окрестностях Кинешемского уезда свирепствовала ужасная буря и гроза, какой не запомнили старожилы. Град был необыкновенный, как куски рубленого льда, весом до 7 штук на фунт. Более 50 полей ржи и прочих хлебов истребило, многие перепахивали снова и засевали новыми семенами"; "1866г., 26 сентября. Во время литургии нашла такая сильная буря или ураган с градом! За рекой у церкви Успения Пресвятой Богородицы сшибло главу, а также поблизости - у Спасо- Преображенской церкви главу сбросило на землю, на кладбищенские могилы. В Соборе главы наклонило, сорвало часть крыш".

"1890г., августа 15. В среду, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, во втором часу дня вспыхнул пожар и спалил весь город. Такого сильного пожара не бывало. У меня сгорели и дом, и лавки, и товары. Я был в Нижнем на ярмарке. Не думали перенести такое горе".Получается, что дневник Автамонов всегда носил с собой.

Далее в записях Ивана Яковлевича читаем: "1891г., мая 18. Состоялась у меня закладка фундамента дома. Отслужил молебен о. Сергий с иконами Вознесения Господня, Иерусалимской Божьей Матери и угодника Николая".

Две последние иконы имели для города особое значение. Никола Зимний – часто встречающийся годовой праздник вокруг Кинешмы. В Никольском храме на алтаре Никола был украшен не только серебряной ризой, но и пятидесятью восьмью  крупными жемчужинами. Около этой иконы купцы и мещане заключали  сделки, ударив по рукам и произнеся дату выплат. При этом никто никого никогда не обманывал.

Икона иерусалимской Божьей Матери привозилась по реке каждый год из Юрьевецкого Кривоезерского монастыря. Для нее устраивали  крестный ход вокруг всех церквей, пели церковные и фабричные хоры, звучали все колокола.  В каждом кинешемском доме  в  "красном углу" стояли такие иконы. Они защищали, успокаивали, вселяли надежду.

О пожаре 1890г. автор пишет лишь скупые строки – дату и потери. Более живописно рассказывает о событии того дня дневник другого кинешемца – И.Н.Калинина. Здесь описана причина пожара – жадность купчихи Н.И. Барановой, его развитие и последствия: "Августа 15 среда. Сегодня Кинешма испытывает гнев Божий.В 3 часа дня, при ветре с Ю.В., загорелся в Благовещенском переулке дом Надежды Барановой (она же Сорокина).Не прошло получаса как пламя охватило соседние дома и стало распространяться быстро во все стороны, не только по ветру, но даже и против ветра к реке Кинешемке.Ветер рвет и крутит искры и головни, как зимою крутит снег ввихоре.ЗагореласьБлаговещенская колокольня, за нею пожар охватил весь город.Колокольнясгорела, колокола же уцелели, не упали.Нацеркви сгорела глава и крыша, в самой церкви все выломано и вынесено. Сколько при этом было азарту в видах спасания: женщины заходили в алтарь,  человек снимая или разламывая верхний ярус иконостаса упал на солею и убился. На Никольской и Казанской церквях сгорели крыши, сгорели колокольни и попадали на землю колокола; в Казанской церкви обгорела часть иконостаса в правом приделе, но успели затушить. Вознесенская теплая церковь обгорела, монастырские кельи сгорели, сгорела и колокольня, и колокола попадали на землю, Иконы из церквей стояли на площадях и улицах, утварь же и сосуды перевезена в зарецкие храмы, из Собора паникадило было погружено разобранным в Волгу. Сгорели все ряды лавок за исключением старого Красного и нового двухэтажного, все хлебные лабазы на берегу Волги и под горой у Собора, которому от них было очень опасно, но, Слава Богу, Собор отстояли.

Сгорели улицы: Селивановская, Благовещенская, Жуковая, Никольская, Плесские дворы, Набережная к мельнице, Широкая до дому Куфтина, а с другой стороны до дома Скорняжникова, Песочная с Приютом и в нем Церковь,  по другой же стороне пожар остановился на угольном доме Бубекина. Сгорела вся Московская улица до Сокольского, Вознесенская, Городские училища, дом Альбицкого и Мошкова стоявшие на горе над рекою Казокою, Присутственные места и улица Соборная, и все дома по оврагу, сгорел мост через съезд к пристаням; Пароходныя пристани все были отведены пароходами за Волгу, туда же перевезены были и казначейство и множество семейств с детьми т.к. на берегу под бульваром оставаться было нельзя, загоралась одежда. Мимо города не могли пройти пароходы из боязни загореться.НаВолге сгорела одна только кладнушка, а за Волгою на том берегу загорелась от городского пожара деревня Чирково и лес близ Богоявления. Нам Зарецким жителям страшно смотреть на этот невиданный пожар по обе стороны Волги, боялись, не перешел бы и к нам за реку, и поэтому приняты были меры. Мост через Кинешемку начали  было разбирать, но ограничились сломкою деревянных тротуаров и сломкою тумб.Убытка до ½ миллионов, хлеб и товар в лавках весь сгорел, шлют помощь хлебом печеным и одеждою из других городов и мест".

Жуткая картина. Тот же Калинин пишет, что в таком состоянии многие дома  стояли до 1905-1910гг. Первыми начали отстраивать храмы.

Калинин в дневнике так же оставил много фенологических наблюдений, например: "1872г. в январе месяце небесное знамение: все небо горело как бы огнем с самого вечера и до полночи, при холодной погоде. После полуночи же образовались по небу огненные столбы, то потухая в одном месте, то появляясь в другом;  всю ночь так было от этого светло, как будто днем, но свет кровавый – красный и … неба какая – либо часть была объята, - а целиком вся, народу полны улицы  и площади"; или "1875г. апреля 28Волга ото льда очистилась и сегодня пароход "Борис" купца Масленникова вышел за Иерусалимскою Божией матерью. Нынешнюю зиму стояли в Кинешме 4 парохода "Галкин", "Воля", "Русский" и "Борис" и до 30 баржей". Интересны и такие наблюдения: "Мая 23 выпал снег при таком сильном ветре, что на Волге не могли идти пароходы", "Августа 17. Выпал град, величиною с орех, в таком множестве, что покрыл всю землю, везде забелелось, точно зимою, и лежал от 2 час по полудни, до вечера. Вомногих домах перебиты стекла.Август отличается частыми и сильными грозами и бурями".В его же дневнике встречаем вести и о пожаре в Кинешме в 1885г. - "Сентябрь 29. Ночью в 10 часов с сего числа, а именно с Воскресенья на понедельник произошел пожар, сгорели все временные ярмарочные балаганы, средний каменный корпус, гостиница и харчевня, пожар начался у посудника близ Казанской часовни, убытки большие".

Писал Калинин  и о международных событиях. Он, так же как и И.Я. Автамонов, только констатировал факты, не передавая своего отношения к происходящему: "1877г. Апреля 12. Государь Император Александр Николаевич, манифестом данным сего числа в городе Кишеневе, объявил Турции войну за  улучшении участи восточных христиан Болгарии, Боснии, Герцеговины, Сербии и Черногории", или о том же - "Октября 5. Городской голова И.А. Васютин получил из С.П-бурга телеграмму, что русские на Кавказе после боя взяли в плен 6 генералов, три дивизии турок, 40 орудий и множество военных запасов".

Ожидание победы позволяло записывать основные вехи той войны: "Ноябрь. С 5 на 6 число сего ноября м. крепость Турецкая Карс взята русскими штурмом. Ноября 29. Взят русскими город Плевна с 50 000 турецких солдат.Декабря 2.Сегодня Кинешма праздновала взятие Плевны, был настоящий праздник, утром народ был в Соборе за обедней и за молебном, затем весело гуляли до глубокой ночи, город изукрасился флагами, а вечером была иллюминация.Официально сообщено, что наши взяли в плен 10 пашей (генералов), 2128 штат и обер-офицеров, 36000 пехоты, 1200 кавалерии и 77 орудий". Читая такие строки, можно сделать вывод, что война за независимость Болгарии и Балканского полуострова считалась у россиян святым делом, и не было предела радости от известий о той великой победе.

Следующий год в дневнике отмечен записью о прибытии января 14 дня в Кинешму партии пленных турок: "нижних чинов 200 человек, офицеров 16 человек; из них оставлено в Кинешме нижних чинов - 60 человек, офицеров - 4, а остальные разосланы по другим городам".

А еще из дневниковых записей узнаем, что  24 мая 1880г. в Кинешму прибыл министр внутренних дел Маков, пробыл в Кинешме весь день, осмотрел собор, пожарную, и присутственные места, в Кинешме его встречал губернатор Андреевский; что 3 марта

народ, солдаты Псковского полка, стоявшего тогда в Кинешме, воинская команда, и гражданские чины принимали присягу Государю Александру III - одни в соборе, а другие, за теснотой помещения, перед собором.

Интересен взгляд обывателя на события революции.  Как бы, между прочим, автор сообщает: "1905г. Октября 16. Сегодня в первый раз идет снег. Пароходы на Волге продолжают ходить. Повсюду фабричные и заводские забастовки и возмущения, а в настоящее время все железные дороги прекратили движение, во многих городах порваны телефоны и телеграфы нет сообщения с Москвой и Петербургом, не выходят газеты. Что где делается неизвестно. По сведениям " Костромского листка" и "Волгаря" в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове и др. городах казенные учреждения, а особенно денежные, охраняются артиллерией и даже пулеметами, как например в Киеве. Войска казаки и кавалерия на улицах, а не в казармах, как будто на войне. Чем и когда это положение окончится известно только Богу. В Кинешму прислана сотня донских казаков 30-го полка, в числе 147 человек". Участь этих казаков - простоять в Кинешме до 1918г., разгоняя рабочие демонстрации, сборища солдат 66-го запасного полка, контролировать "винную" обстановку в городе. Настроение горожан, нет, не безразличное, а затаенное, в ожидании страшных и непредвиденных событий, хотя автор пытается не показывать этого.

В дневнике Калинина есть рассказ о событиях, которые для кинешемцев на протяжении многих лет оставались священными – речь идет об участии Кинешмы в Смуте XVII века. Это особенно горькая и героическая страница истории города, которая с каждым годом обрастает всё новыми версиями событий. Чем больше открытых источников, тем больше загадок. Неизменным остается то, что горожане на протяжении веков чтят память предков, погибших в Кинешме 26 мая 1609г.  Калинин о памяти пишет так: "1909г. Мая 26 дня совершилась память разорения Кинешмы поляками в 1609г. под предводительством пана Лисовского. Накануне этого дня на площади перед часовнею совершена была заупокойная всенощная всем городским духовенством в особо устроенном шатре при многочисленных молящихся.Ав день 26 мая после обедни из собора отправился крестный ход к часовне в бору, где была отслужена панихида по убиенным в 1609г. при нападении на Кинешму гражданам и поселянам.Отсюда крестный ход направился в город к часовне на площади, у которой вновь была отслужена панихида.

Весь ход сопровождался пением громадного хора, составленного из хоров церковных и всех учебных заведений. Народу была масса, при пении "вечная память" сотня донских казаков, квартировавшая в Кинешме, произвела как у часовни в бору, так и у часовни на площади троекратный салют из ружей". Эта традиция была прекращена в советские годы, но в конце 80-х вновь стали служить в храмах панихиду, крестным ходом горожане от собора идут к часовне на месте братской могилы земляков, геройски погибших  при защите города.

Об Иване Николаевиче Калинине известно очень мало, только то, что написано на  титульном листке его дневника. Дата рождения и смерти не известна. Поступил  на службу в  Городскую Земскую Управу 11 мая 1864г. Надо полагать, что было ему  тогда не менее 21 года  от роду. О возрасте можно судить по тому, что  у Калинина имелись дети:  Николай 1884г. рождения, Павел 1887г. рождения, Анна – дата рождения не установлена. Получается, что рождение самого Калинина можно определить между 1843-1850гг. Известно, что служил он бухгалтером и получил звание потомственного Почетного гражданина г. Кинешмы: "1911г. мая 6 дня. Государь Император по всеподданнейшему ходатайству Министру Внутренних Дел и согласно положению Комитета о службе чинов Гражданского ведомства и о наградах ко дню 6 мая сего года Всемилостивейше соизволил пожаловать звание потомственного Почетного Гражданина бухгалтеру Кинешемской Городской Управы Ивану Калинину.Выписка из правительственного Вестника 1911г. 6 мая №100".

Дневник хранился в семье П.И. Калинина (1887-1955), который с декабря 1904 по 1916г. работал счетоводом в городском общественном банке, затем помощником бухгалтера. С октября 1918г. бухгалтером подотдела главной бухгалтерии уездного финансового отдела. За долголетнюю и безупречную работу был награжден орденом Ленина (1952). Павел Иванович  в 1926, 1929, 1950гг. избирался депутатом Кинешемского городского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Дневник Ивана Калинина был предан семьей в фонды Кинешемского художественно-исторического музея.

Нам интересен еще один дневник - рабочего фабрики "Ветка" Семена Алексеевича Киселева. Здесь тоже есть упоминания о пожаре 1890г. Но это уже взгляд молодого человека, который только слышал о трагедии, обросшей многими мифами. Он говорит, что в день пожара в городе было знамение – утром над крестом Никольской церкви люди видели пыльный светло-серый столб. Второй раз такой же столб появился над крестом в день освящения какой-то иконы (дата не известна). А третье явление было "12.12.1901г. в течение 2-х часов, приблизительно между 10 и 12 часами". Что предвещали эти знамения? События ближайшего кровавого будущего? Слом миров и мнений?  Не случайно одно - первым в нашем городе в 1928г. был разрушен именно этот храм.

26.11.2022г. над городом вновь повис крест. Его образовали лучи восходящего солнца и облака, низко повисшие над площадью Революции. Со стороны Стрелки  восход казался совсем другой картиной – над березовой рощей навис "ядерный гриб". Настолько причудлива природа! Или новое знамение? Время покажет…

Дневник Киселева за 1901-1912гг. несёт в себе сведения не только окраинной, т.е. фабричной жизни, но и даёт представление о жизни горожан вообще. Образованный и по-своему уникальный человек, Семен Киселев имел трехгодичное образование, много читал, был хорошо знаком с классикой, выписывал серьёзные журналы и самоучители из Москвы и Петербурга. Любопытно его замечание о том, как он провёл Пасху: "Занимался чтением, праздник провел не шумно-весело и нескучно, сей праздник душевно-радостный, а не плотски весёлый." Интересно и его замечание о своём дневнике: "Дневник пишется не для того, чтобы читать посторонним, а для успокоения своих горестей и радостей, для воспоминаний в будущем". Есть в дневнике суждения автора о войне с Японией, о Манифесте 17 октября 1905г., о попытке создания союза рабочих в защиту своих интересов, о забастовке на фабрике с положительным результатом, о создании в городе общества трезвости. Именно Киселев сыграл в Обществе главную роль – он написал его Устав. Благодаря этому дневнику стало известно, кому принадлежала идея создания общества, и как шло его становление. Киселев не только констатирует факты, он показывает свое отношение к ним. Так он утверждает, помня пример своего отца, что никогда не будет пить, и детям своим не позволит.

При 13-ти часовом рабочем дне Киселев освоил парикмахерское дело, подрабатывал этим, в частности, стриг директора фабрики Хлебникова. По самоучителю освоил переплётное и печатное дело, приобрёл пресс и прочие механизмы, и этим тоже подрабатывал. Активно   проводил занятия в Обществе Трезвости, при всём этом находил время на знакомства с девушками и на участие в гулянках. Из дневника Семена Алексеевича узнаем, как знакомились, как выбирали будущую пару на рабочих окраинах города, чем отличались беседы от вечеринок... А был еще вечер в складчину, который заканчивался "миндальскими" огнями. Чего только стоила модная в то время игра в Хлопка!

В дневнике звучит интересная речь. Так теперь не говорят: "хоросьво", "скипятить", "чего не то куплю", "хлёбальная ложка",  "поход на беседу", "дилектор", "паликмахтер", "одёжа". В гостиницу Эрмитаж ходили пить чай. Свободное время проводили в галерее у Доброхотова.

Судя по дневнику, руководство фабрики относилось к Киселеву достойно.  В 1903г.  Семен Алексеевич  женился. В 1907г. для рабочих предприятия  Разореновы выделили в кредит кусок своей земли, размежевали его на 57 участков, на которых образовался рабочий поселок. Семен Алексеевич получил 7-ой участок и начал строить дом, а в 1908 выкупил землю, и семья переехала в собственное жильё. Первоначальное название поселка былоУспенская слобода, а потом Затенки. Сегодня это окраина города. Домашнее хозяйство всегда вел по науке, и оно было самым крепким в поселке, его даже

раскулачивать пытались, хотя кроме семейных ресурсов он ничей труд не использовал.

Старшего сына отправил на курсы пчеловодов, когда тому исполнилось только 9 лет. Сын окончил их на "отлично" и отвечал за домашнюю пасеку.

Практически в это время Киселев перестал вести дневник, есть лишь несколько записей о том, кто родился и где крестили. Заканчивается всё 1912-м годом.

К сожалению, не известно, чем занимался Семен Алексеевич с 1912 по 1917 г., и до какой должности он дослужился. Но в первые годы после революции текстильные предприятия простаивали, и из жителей Затенок образовалась сельскохозяйственная артель, потом при коллективизации превратившаяся в колхоз. Семен Алексеевич был избран председателем.

Он увлекался выведением новых сортов растений, особенно ему удались огурцы и малина. В середине 20-х годов, он был в Москве на выставке с достижениями своего хозяйства, последние "свободные" деньги истратил на подарок сыну Михаилу - набор материалов для изготовления детекторного радиоприемника. Вручил подарок со словами: "За этим будущее - осваивай". Сын оправдал ожидания, и во многих домах кинешемцев тогда появились детекторные приемники – это Михаил со своими друзьями делал их для горожан.

Особняком в длинной череде дневниковых записей кинешемцев стоят дневники, написанные детьми и подростками. Дневник в раннем возрасте вел Иван Капитонович Коновалов – московский купец первой гильдии, владевший в нашем городе "Анненской" мануфактурой. Сохранились и дневники Николая Низова, выходца из  семьи прислуги купца П.Л. Баранова, пятнадцатилетнего учащегося Кинешемского высшего начального училища. Если Коновалов ежедневно кратко описывал события, то Низов писал редко, но подробно и только о самых значимых на его взгляд событиях. Николай выносил на бумагу  свои суждения, переживания, ставил риторические вопросы. Удивительны юношеские представления о революции: "Октябрь 1917г.Настроение какое-то тревожное: все чего-то ожидают. В политической жизни страны начинают играть большую роль большевики, левые эсеры и анархисты. 17 ноября будет созвано Учредительное собрание, а они стараются его всячески сорвать.Ведут пропаганду и агитацию, и вот результаты: восстания крестьян, выступления рабочих, т.е. их забастовки, выступления солдат. С фронта идут один за другим эшелоны с воинскими частями, уходят целые полки, говорят, что война кончилась, а по городам идут беспорядки, аресты, расстрелы, грабежи, избиения, т.е. страну охватывает анархия…А телеграммы идут одна страшней другой… Все они говорят лишь о насилии, арестах и убийствах…Главные военные действия с фронта перенесены сейчас в Москву, и здесь идет борьба за власть… С большевиками заодно идут матросы, рабочие фабрик и часть солдат, против, т.е. за Временное правительство: офицерство, юнкера, часть гарнизона и солдат-фронтовиков, студенчество и служащие государственных учреждений…Мы тоже чего-то ждем. Александр Павлович вынул из казенного сундука револьверы и поручил нам с Николаем Михайловичем разобрать и вычистить их на «всякий случай», сам же в это время убежал к себе в квартиру (он страшный трус и боится огнестрельного оружия). Интересно, что в городе? Сюда приезжал было с большевицким докладом Зельдин из Кинешмы, но мужики прогнали его с напутствием, что если он еще раз явится, то убьют его…" В то время Низов служит по почтовому ведомству в заволжском селе Колшево, но связь с городом не прерывает.

10 ноября 1924г. Низов напишет: "Правды больше нет, и жить правдою, значит, нельзя". Что связано с таким отчаяньем? Вот ответ: "Может быть, многие завидуют нам, думают, мы, как имеющие свой дом, хорошо живем, тем более что дом большой, обстановка хорошая… Но нет, не рады подчас, что имеется и свой дом. Справедливость трудно нынче стало найти, а закон не на стороне того, кого он должен защищать, а на стороне сильного. Около 10 сентября был издан приказ об уплотнении квартир. Сначала уплотнение было предложено добровольное, а за ним должно было следовать принудительное.Ладно, раз издано распоряжение, надо его исполнить. Происходит самоуплотнение. В верхний этаж, так как там только три человека, в одну комнату переходят квартиранты снизу, а вниз мама пускает других, оставив для себя одну небольшую комнату. Но вот сообщаю я, что еду домой из волости. Помещения нет. На счастье верхние квартиранты ввиду перемены службы комнату освобождают. Поместиться мне есть где, но… не тут-то было. Благодаря чему-то Коммунальный отдел ставит семью в три человека (хотя въехало пять) совершенно чужих, а мне в своем же доме отказывают в квартире. Ну, разве это справедливо?"  Всё, что связывало Низова со свободой, радостью обновления мира, в один день рухнуло, он впервые столкнулся с несправедливостью по отношению к себе и своей семье. Этот всплеск эмоций юноша смог доверить только дневнику. Он по-прежнему ходил на работу, общался с друзьями, был непроницаем эмоционально, но возникла глубокая трещина сомнения: а  для кого новая власть, для чего она, правильно ли поступили, приняв ее? Николай Низов превратился в  "человека в футляре". И только дневник становится его настоящим другом.

Иногда кинешемцы начинали вести дневники в детском возрасте, но потом забрасывали и только на границе жизни возвращались к ним. Так случилось с Юрием Михайловичем Куломзиным, опубликовавшим в 1996г. " Записки старого дворянина". Его детские воспоминания перекликаются с дневниковыми записями Низова, Киселева и Калинина. Куломзин пишет о тех событиях, которые наиболее ярко отложились в памяти: праздники, походы в кинотеатр, учеба в гимназии. Его мировоззрение отличается от взглядов выше перечисленных авторов, ведь Юрий был выходцем из семьи дворян, занимавших всегда высокое положение не только в обществе Кинешмы, но и в столицах.Отец Юрия, Михаил Николаевич, служил инспектором мелкого кредита в Госбанке, а мать, получившая блестящее образование в одном из институтов, вела домашнее хозяйство. Детство Куломзина было благополучным и обеспеченным. Ярким воспоминанием всплывают в памяти Куломзина праздники: Рождество в доме Дворянского собрания, Пасха с неизменными куличами и походами в храм, народные гуляния на городской площади или в роще на правом берегу реки Кинешемки.

Все изменилось с началом Первой мировой войны. Городзахлестнул поток беженцев.

Возникли  общественные комитеты, которые занимались сбором средств на помощь раненым и семьям, оставшимся без своих кормильцев. В городе поселился страх. Куломзин пишет о группах озверелых солдат, которые шныряли по улицам в  поисках винных магазинов и складов, устраивая погромы. Семья тогда пряталась в оврагах по склону берега Волги.

Затем грянула революционная пора. Юра Куломзин вместо обучения в гимназии вместе с дядей вынужден был ходить на барахолку для получения хоть каких-то денег на пропитание: "На ступеньках крытого рынка, выкладывали Байрона, Шиллера, роскошные издания Брокгауза и Эфрона, бронзовые подсвечники, гипсовые бюсты и другой ассортимент", - пишет в дневнике Юрий Михайлович.

Сегодня, листая страницы "Записок старого дворянина", мы можем добавить очередной фрагмент в красочную мозаику исторической памяти Кинешмы начала ХХ века.

Говоря о творчестве горожан невозможно умолчать еще об одной жемчужине - "Дневнике буржуйки", написанном в 1901-1935гг. кинешемской купчихой Евдокией Ивановной Шемякиной. Дневник делится на три части. Первая посвящена жизни в доме отца в Шуе. Евдокия Турушина была выпускницей женской гимназии, писала стихи, играла на музыкальных инструментах, много читала, знала пять иностранных языков. Судьба свела ее с Бальмонтом и Цветаевой. Турушина знала Фрунзе. В дневнике она размышляет над тем, как, оказавшись в такой творческой компании, она смогла дать согласие на брак "с мужиком" – полуобразованным приказчиком из Кинешмы. Интересны письма, которые Евдокия приводит в дневнике. Это не любовная чушь, которой увлекаются барышни, а осознанные рассуждения о смысле и стоимости жизни, ее предназначении.

Вторая часть дневника – описание семейной жизни – от воли родителей до настоящего чувства, про которое говорят: "любовь – одна на миллион". Евдокия Шемякина исподволь наслаждается чувствами, охватившими ее в роли жены и матери. Она объясняет, как из робкого и скромного приказчика сумела воспитать сильного и нахрапистого купца, одного из  меценатов Кинешмы. Евдокия Ивановна с любовью говорит о муже, который для любимой жены выучил английский язык, изучал экономические журналы, стал  заядлым театралом, перевернул всё побережье Крымского полуострова, чтобы познакомить жену с Шаляпиным и Алексеем Толстым. Друзьям Шемякиным в "Хождениях по мукам"Толстой пришлёт привет в сцене, где Даша и Телегин, путешествуя по Волге на пароходе, среди ночи  услышат: "Станция Кинешма…" Она была счастлива, несмотря на горести, постигнувшие семью в годы войны, в революцию.

Третьячасть дневника может стать самостоятельным произведением, потому что она о страшных событиях не только семьи, но и всей страны. Тридцать шесть страниц дневника – время пребывания в Костромской тюрьме. Это время сломало прежние представления о справедливости и счастье. Оно вскрыло невозможное: оказывается, дружба ничего не значит, жизнь зависит от предательства, доверия нет… Дневнику доверяет Шемякина свои потаенные мысли о  муже, отбывавшем ссылку в Архангельских лагерях, о дочерях, оказавшихся вместе с ней в одной камере, об их будущем.

Мы видим, что человека не сломили. Шемякина боролась со своими мучителями интеллигентностью и образованностью, каждый раз выводя  из себя следователей.

Трагедия страны и народа в строках этого дневника.

Вот она – историческая память, которую надо знать и о которой надо помнить. Можно сказать: "У каждого своя правда". Но истина всегда посередине.  

Литература и источники.

И.Я. Автамонов. Дневник. 1819-1917гг. // Фонды КХИМ.
И.Н. Калинин.  Дневник. 1872-1916гг. // Фонды КХИМ.
С.А. Киселев.Дневник. 1901-1912гг. // г. Москва, архив семьи.
Дневник Николая Низова. // г. Кинешма, архив семьи Калининых.
Ю.М. Куломзин "Записки старого дворянина" //"Дворянский альманах". Нижний Новгород. 1996г. 1й выпуск.
Е.И. Шемякина "Дневник буржуйки" // Фонды КХИМ.

мы в социальных сетях