Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9325

Храмы г. Кинешма. Продолжение.

Троице-Успенский собор.

Один из самых величавых и  особо почитаемых символов города  - Троице-Успенский собор, о котором в очерке «Уездный городок Кинешма в 1851 году» писал уроженец г. Кинешмы  Алексей Антипович  Потехин: «…Перед вами крутой правый берег Волги, на вершине его высится белая масса собора, прекрасная архитектура которого привлечет ваше внимание…»

Действительно,  откуда бы  пассажиры  речных судов ни прибывали в наш город, их встречает громада и красота Кинешемского собора.  Но всегда ли он был таким? Мы уже говорили о том, что до периода каменного строительства в Кинешме в середине XVIII века, на месте современного собора могли находиться два храма – Покровский и Преображения Спасова.  В поместном приказе за 1618г.  по государевой грамоте  числится годовая плата причту собора, пожалованная царем Михаилом Федоровичем Романовым, скорее всего за героическое участие в Смутном времени: «… дьяку 2 рубля, хлеба 10 четвертей ржи, овса тож; пономарю и проскурнице по двадцати по осьми алтын по четыре денги, да хлеба по пяти четвертей ржи; сторожу восемь алтын, две деньги, да хлеба шесть четвертей ржи, овса тож; да на ладан и на свечи шесть рублей,  да на просвиры. Приписью дьяка Патракея Носонова дано протопопу с братию пустошь Ивановская, а в ней пашни паханой и перелогом поросло середние земли в поле 98четверти; сена по речке Казохе тридцать копен. Пустошь Ерютинская на речке Казохе, а в ней пашни перелогом и лесом поросло средния земли в поле 50 четвертей. Сена на тридцать копен, да в угодья. Да протопопу с братия  на реке на Волге вверх против Солдогского погосту Белкаш, а в нем по мере 30 десятин. Сена на нем ставится 700 копен и всего к соборной церкви протопопу с братией дано две пустоши, а в них пашни пахотные и перелогом и лесом поросло середния земля сто сорок восемь четец в поле авдву потомуж. Сена 605 копен, да на острову по мере земли сена 700 копен».  Соборный диакон Алексей имел свою торговую лавку в крашенинном ряду. В тексте встречаются труднопереводимые слова и выражения, а так же отсутствуют многие знаки препинания, от этого смысл несколько теряется. Понять  можно только то, что  собор был обласкан царем великими милостями и пользовался  царской добротой сполна.

Подлинных грамот царя Михаила Федоровича от 1618-1620 г.г. не сохранилось, а при соборе хранилась жалованная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей, данная притчу собора в 22 день декабря 1693 года, в коей подтверждается право на владение островом Белкаш, и исчисляются другие преимущества дарованные притчу Кинешемского собора. В сей жалованной грамоте указывалось, что царем Михаилом Федоровичем в 1628 году  в уважении потребления соборной церкви литовскими людьми и при ней домов священно-церковно-служителей, велено давать Государева жалованья ругу из таможенных и кабацких денег протопопу по 6 рублей и 10 алтына, хлеба по 20 четвертей, овса по 20 четвертей; попу денег 4 рубля. Да хлеба 15 четвертей ржи, овса столько же. Кроме того, в храм было пожаловано Евангелие, 1627 года, дар Михаила Федоровича. Из  надписи по листам читаем: сию книгу Евангелие пожаловал Государь, Царь и Великий князь Михаил Феодорович всея Русии на Кинешму в Соборную церковь Преображения Господня, с Москвы, при протопопе Иакове, лета 1631 года. июня в 5 день; подписал сию книгу приказа Большого Дворца подъячей Иосиф Сманов.

Каменный Успенский храм был построен  на средства прихожан в 1745 году, правда  называется несколько дат, когда эта постройка могла быть осуществлена. Не удивительно, ведь в соборе много раз велась перестройка и значительные ремонты.  В Книге Костромского  Губернского Архитектора 12 июля 1831г. на с. 53  рукой губернского архитектора Петра Ивановича Фурсова записан генеральный план Кинешемского собора.  На плане изображено место церковной земли, принадлежащее собору, обнесенное кругом каменною оградою,  внутри которой находятся соборные церковные здания: холодная каменная церковь во имя Успения Божией Матери с двумя небольшими одноэтажными каменными же с северной и южной сторон пристройками и с такою же трапезною с западной стороны; каменная соборная колокольня с пятью ярусами; две каменные ветхие теплая и холодная с приделами, построенные в разные давние времена  и назначенные к сносу. Место, занимаемое ветхими церквями, было предназначено для строительства Троицкого собора.

 В 1842г. были перестроены купола и в 1885 г., по-видимому, была перестроена центральная часть Успенской церкви. И.Н. Калинин в своем дневнике называет и причину перестройки: «1882 год. Января 14. Сильная буря, на Соборе раскрыло крышу, а также и на Вознесенской церкви и много поломало крыш на прочих зданиях.  Зима теплая, говорят, что такой давно не было, земля едва прикрыта снегом.

 Июля 30.  Громовой удар разразился над холодным Собором, в котором опалило иконостас. Нынешнее лето по преимуществу было сухое».

Городской голова Иван Леонтьевич Душин 10 июля 1888 года созвал экстренное заседание Городской Думы и предложил составить план подготовки и  проведения  городских торжеств  в честь девятисотлетия крещения Руси. Одним из решений Думы стало устройство при холодном Успенском соборе придела во имя равноапостольного Князя Владимира. Для этого пригласили « граждан г. Кинешмы и уезда к добровольной подписке на устройство придела», а «недостающую после подписки сумму на устройство придела дополнить из средств города». 

(ГАИО. Ф.500. оп.1., д.70, л.2 Копия с постановления Думы 10 июня представлена Губернатору 12 июня за № 285). 

У горожан была еще одна причина для расширения  Успенского собора. Ежегодно в летнее время, от Пасхи до Троицы из-за Волги из Макарьева монастыря  приносили  икону Иерусалимской Божией Матери. Ее встречали всей округой,  и это событие являлось важным, равным великим церковным праздникам. Перед образом молились одновременно  множество горожан. Икону могли поместить только в теплом Троицком соборе, в котором  летом служили крайне редко. Строительство придела позволило бы не только расширить  пространство церкви, но и принимать в Успенском холодном приделе икону по чину. 

15 июля Кинешму украсили флагами, в Успенском Соборе при огромном стечении народа отслужили литургию, по завершению которой общим крестным ходом  проследовали до Крестовоздвиженской часовни. Здесь был совершен благодарственный молебен. А на Волге  проведен чин водоосвящения. В этот день все торговые и питейные места были закрыты до окончания богослужения.

Открытая подписка к октябрю 1888г.  дала около 1000 рублей, но этих средств было не достаточно для начала работ. А тут 17 октября 1888 года пришла весть о крушении на 295-м километре линии Курск-Харьков-Азов  южнее Харькова царского поезда.  Вагон, в которой находились Александр III, его жена с детьми и свитой, потерпел полное крушение. Взрыв был такой ужасной силы, что во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять. Погибших  и изуродованных среди пассажиров и прислуги было множество. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. По стране прокатился вздох скорби и сочувствия. 

Для увековечивания памяти чудесного спасения царской семьи  был предпринят ряд памятных мероприятий.  По всей России стали строиться часовни и храмы святого покровителя царя – благоверного князя Александра Невского. « Желая достойно ознаменовать этот незабвенный день,  в коем проявлена новая милость Божия к русскому народу в Чудесном спасении Царя и его Августейшей семьи от величайшей опасности, городская Управа для увековечения сего в памяти русского народа и в чувствах благодарности к божественному промыслу и принимая во внимание  постановление Городской Думы … относительно устройства придела с правой стороны при Кинешемском Успенском соборе во имя святого и равноапостального Князя Владимира, и в то же время, сопоставляя означенное событие с настоящим, не менее дорогим для русского патриотического чувства … Городская Управа со своей стороны, полагала бы соорудить другой придел притом же Кинешемском Успенском Соборе с левой стороны во имя благоверного князя Александра Невского со чтимою иконою (святого пророка Осии и преподобного мученика Андрея, празднуемых 17 октября). Чрез сооружение этого придела расширится самый храм, и что главное примет подобающую святыне благовидность и скрасит фасад всего здания…»  ГАИО. Ф.500. оп.1., д.70, л.9

В марте 1889 года Городская Управа  представила Городской Думе план, фасад и техническую смету, составленные архитектором Черницким.  

Здесь же оговаривались и некоторые особенности строительства:  «полы нынче принято вообще делать асфальтовые, но не чугунные, что находят гораздо удобнее; иконостасы будут очень небольшие 7 аршин в длину и 6 аршин в вышину (400 руб. каждый, дабы не допустить роскоши).

Весь расход 12 000 руб, т.е. по 6000 за каждый придел». Там же л. 12.

О своем благом намерении горожане  поставили в известность губернатора Костромской губернии и получили  разрешение Костромской Духовной Консистории. В октябре 1889г. разрешено было гражданам г. Кинешмы устроить при соборной церкви два придельных храма во имя святого Равноапостального Князя Владимира и во имя Благоверного Великого князя Александра Невского. Правда, к проекту был выдвинут ряд условий:  начинать строительство следовало после сбора всей необходимой суммы денег,  архитектор  должен был дать подписку о наблюдении за  работами, работы производились безостановочно из материалов доброкачественных. 

 В период подготовки к строительству старостой собора  был Иван Алексеевич Поленов (умер в 1897 году), который хотел один из приделов построить за свой счет и принес пожертвование в размере 5000 руб.

Деньги были переданы в руки настоятеля собора А.И. Горицкого, который по неизвестной причине (замечание И.Л. Душина) пожертвование Поленова употребил  на отделку Дома Соборного причта,  сильно пострадавшего от пожара 1890г., т. к. здание это не было застраховано. Таким образом, из-за выведенных из строительства денег, собор оставался без приделов еще долгое время.

К слову о пожаре Кинешмы. Вот как описывает это бедствие в своем дневнике И.Н. Калинин: «Августа 15 среда. Сегодня Кинешма испытывает гнев Божий. В 3 часа дня, при ветре с Ю.В. загорелся в Благовещенском переулке дом Надежды Барановой (она же Сорокина) не прошло получаса как пламя охватило соседние дома и стало распространяться быстро во все стороны, не только по ветру,  но даже и против ветра к реке Кинешемке, ветер рвет и крутит искры и головни как зимою крутит снег в вихоре; загорелась Благовещенская колокольня за нею пожар охватил весь город, колокольня сгорела, колокола же уцелели не упали, на церкви сгорела глава и крыш, в самой церкви все выломано и вынесено. Сколько при этом было азарту в видах спасания: женщины заходили в алтарь; Человек  снимая ли, разламывая ли верхний ярус иконостаса упал на солею, и убился. На Никольской и Казанской церквях сгорели крыши, сгорели колокольни и попадали на землю колокола; в Казанской церкви обгорела часть иконостаса в правом приделе, но успели затушить. Вознесенская теплая церковь обгорела, монастырские кельи сгорели, сгорела и колокольня, и колокола попадали на землю. Иконы из церквей стояли на площадях и улицах, утварь же и сосуды перевезена в зарецкия храмы, из Собора паникадило было погружено разобранным в Волгу. Сгорели все ряды лавок за исключением старого Красного и нового двухэтажного, все хлебныя лабазы на берегу Волги и под горой у Собора, которому от них было очень опасно,  но, Слава Богу,  Собор отстояли. Сгорели улицы: Селивановская, Благовещенская, Благовещенская, Жуковая, Никольская, Плесские дворы, Набережная к мельнице, Широкая до дому Куфтина, а с другой стороны до дома Скорняжникова, Песочная с Приютом и в нем Церковь,  по другой же стороне пожар остановился на угольном доме Бубекина. Сгорела вся Московская улица до Сокольского, Вознесенская, Городские училища, дом Альбицкого и Мошкова стоявшие на горе над рекою Казокою, Набережная улица, Присутственные места и улица Соборная, и все дома по оврагу, сгорел мост через съезд к пристаням. Пароходныя пристани все были отведены пароходами за Волгу, туда же перевезены были и казначейство и множество семейств с детьми так как на берегу под бульваром оставаться было нельзя, загоралась одежда. Мимо города не могли пройти пароходы из боязни загореться, на Волге сгорела одна только кладмушка, а за Волгою на том берегу загорелась от городского пожара деревня Чирково и лес близ Богоявления. Нам Зарецким жителям страшно смотреть на этот невиданный пожар по обе стороны Волги, боялись не перешел бы и к нам за реку, и поэтому приняты были меры у всех кто куда только мог запасти воды, налить до краев. Мост через Кинешемку начали  было разбирать, но ограничились сломкою деревянных тротуаров и сломкою тумб. Убытка до ½ миллионов, хлеб и товар в лавках весь сгорел, шлют помощь хлебом печеным и одеждою из других городов и мест».

Пожар город переживал сложно. Но, тем не менее, И.Л. Душин желал приступить к постройке приделов собора как можно быстрее и успеть построить его за время своего срока пребывания на посту городского головы.  По смете архитектора Критского стоимость устройства приделов с окончательной отделкой их исчислялась в 13.640 руб. 88 к. Средств явно не хватало. Деньги на иконостас и утварь для придела во имя СВ. Равноапостольного Князя Владимира дал почетный гражданин гор. Кинешмы Иван Александрович Миндовский.

 Следуя отчету по устройству приделов при Кинешемском Успенском Соборе, выпущенному в 1898 г. в г. Кинешме в типолитографии И.П. Наумова, один неизвестный благотворитель дал обещание пожертвовать 1000 руб., когда будет приступлено к постройке. Подписка между благотворителями составила 700 руб.,  мещанское общество из своих средств выделило 1000 руб. и архитектор Тидень пожертвовал 400 руб. 

Благодаря полученным средствам 30 августа 1894 года совершена закладка придельного храма при летнем Соборе во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.  А 18 сентября совершена закладка и второго придела во имя святого Равноапостольного  Князя Владимира. К 1898 году постройка обоих приделов вчерне была окончена.  Декорирование  приделов в духе эклектики осуществлено в начале ХХ века. Освящены они в 1905 году:  правый -  в честь князя Александра Невского, левый – в честь равноапостольного князя Владимира. В техническом отношении эта постройка была дозволена Строительным Отделом Костромского Губернского Правления. Акт осмотра постройки составлен бывшим Губернским инженером господином Тидень.

Крупные алтарные апсиды собора обращены к центральной части города. Двусветный четверик под четырехскатной кровлей вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми главами с полусферическими куполами. Два пониженных боковых придела имеют полукруглые апсиды – они располагаются по сторонам трех высоких, так же полукруглых апсид главного алтаря, но слегка отодвинуты к западу. Одноэтажный западный притвор вытянут по основной оси храма, и заканчивается скруглением паперти.

Собор под своими сводами встречал многих великих мира сего. Например,  в 1834году, путешествуя по Волге, его посетили и отстояли здесь службу император Николай I и шеф жандармов, начальник III отделения Собственной Его императорского величества канцелярии граф Александр Христофорович  Бенкендорф.  В 1850-м году здесь на богослужении присутствовали великие князья Михаил и Николай Николаевичи Романовы.  Май 1888года обозначился прибытием в Кинешму Сербского Митрополита Михаила, который отслужив в соборе, проследовал на пароходе в Кострому.  Во вторник 5 июля 1902 года проезжал по Волге вниз и заехал в Кинешму отец Иоанн Кронштадтский. При большом стечении народа он служил в Соборе обедню.

В разное время в соборе служили: Иван Алексеев - диакон Кинешемского Успенского собора.   Книга генерального межевания 1773г. 14.V. Пл. 1773г. 16.VI.

Александр Космич Горицкий -  р.1811г. с. Толпыгино Нерехтского уезда -  † 16.1.1894, 83 л., Кинешма, захоронен на Сретенском кладбище. Священствовал 61год. Более 50 лет находился в должности благочинного  Кинешемского округа,  член от духовного ведомства Костромского губернского земского собрания (1865-67), кавалер ордена Св. Владимира 3-4 и Св. Анны 2-3 степеней, знака Красного креста. С  30.11.1832г. по 1838г. священник с. Шилекша.  С 1860г. по 1863г. служил в церкви  с. Гольчиха.  С 1863г. Протоиерей Кинешемского Успенского собора.  Участник отпевания  А.Н. Островского. Смотритель Кинешемского ДУ в 1863-1871гг.

Иван Ильин сын Голубков – на 1861 г. ему 48 лет, дьячок  Кинешемского Успенского собора и жена его Матрена Петрова дочь – 41 год.

Иван Степанович Беляев – протоирей Успенского собора в 1862 г.

Феодор Михайлович Алфеев- по спискам КОА  за 871г. он диакон Кинешемского собора.

Иоанн Иоаннович Победоносцев- по спискам КОА за 1871г. священник.

Иоанн Феодорович Аретов-  по спискам КОА  за  1871г. священник.

Флегонт Александрович Богданов- по спискам КОА  за  1871г., 1890г.,  1900г. -  1й диакон  Успенского собора.                                      

Федор Дмитриевич Преображенский- по спискам КОА  за  1890г. - 1й псаломщик-диакон, В 1900г.-1917г.  диакон Успенского собора.                                        

Василий Иванович Поздеев-  по спискам КОА  за  1890г. заштатный псаломщик, а в 1900г. псаломщик Успенского собора.                                                    

Николай  Александрович Реформатский-  в 1890г. - 1й священник,  в 1900г.-1910г. протоирей Успенского собора.  Духовник кинешемского братства.                            

Николай Аристов- в 1890г.  заштатный  диакон  собора.                                                         

Федор Александрович Ширяев-  в  1890г. 3й псаломщик Успенского собора г. Кинешмы.                                                      

Николай Николаевич Розин-  в  1890г. 2й священник,  в 1900г.-1910г.  протоирей Успенского собора.  В1892г. награжден наперстным крестом.

Алексей Александрович  Альбицкий- по спискам КОА  за  1890г.  2й псаломщик–диакон, В 1900г.  псаломщик – диакон  собора.

Петр Клиентов- в 1900г. протоирей Успенского собора.

Иван Рождественский- в 1900г. псаломщик церкви с.Угольское, а в  1910г. переведен псаломщиком в собор.                                                           

Николай Евхарицкий- по спискам КОА  за  1910г. - диакон  собора.

Сергей Павлович Владимиров- по спискам КОА  за 1900г. псаломщик в Спас Заборье, а в 1910г. псаломщик Успенского собора.

Иван Павлович Альтовский-  в 1900г.-1910г. священник Богородицкой церкви при доме призрения бедных.Отчет  гор. управы за 1911г. Стр. 181.  А в 1917г.  протоирей Успенского собора.

Алексей Афиневский- по спискам КОА  за 1917г. диакон  собора.

Константин Горицкий  - в  1917г.  диакон  собора.                                        

Павлин Михайлович  Мегалинский- по спискам КОА  за  1917г.  сверх штата священник Успенского собора.                                                                 

Василий Румянцев– в 1917г. псаломщик  собора.                                                   

Леонид Соболев  - в том же 1917г. диакон Успенского собора  г. Кинешмы. 16.12.17г. назначен священником погоста Богословского в Нерехту.

Николай Флеров-  по спискам КОА  за  1890г. 2й священник,  в 1900г. священник  Спасо-Преображенской церкви г. Кинешмы. В 1910г. священник Сретенской церкви, а в  1917г. священник Успенского собора.

Николай Евлампиевич  Юницкий-  по спискам КОА  за  1917г. священник Успенского собора  г. Кинешма.                         

Это не полный список тех, кто принимал на себя грехи других и верностно служил Богу.

Но всему хорошему рано или поздно приходит конец. 23 января 1918г. новой властью был издан Декрет «Об отделении Церкви от государства». С 1919г. по соглашению с уездным Совдепом имущества церквей Кинешмы  и их здания стали передаваться религиозным обществам.  В 20-е годы им переданы Сретенская, Вознесенская церкви и Троицко-Успенский собор. На церковь начались гонения. Примером может служить статья из газеты «Приволжская правда» №77 от 7 апреля 1931года, где на странице 4 читаем: « Успенский собор. Причт по штату семичленный - 1 протоиерей, 2 священника, 2 дьякона и 3 псаломщика. Постоянные средства причта: а) проценты с общим капиталом 15.540 р. б) арендная плата до 3075 р. в год. Помещение для причта церковное. Картина довольно поучительная: семь паразитов ничего не делая, живя в теплых и светлых поповских хоромах, получали в общей сложности до 22. 423 руб., на «брата», в месяц 266 руб.» По традиции того времени в газетах процветали псевдонимы и анонимы. Статья подписана просто - Д.Л.

Возможно, что поводом  для написания подобных статей стало то, что среди достойных священнослужителей встречались и такие, как Василий Александрович Орлов- 1880г. рождения. Из его анкеты известно, что с 1914 по 1923г. он состоял  церковным сторожем при  Казанской  церкви г. Кинешмы. С 1923г. по 1926г. жил в селе  Колшево и занимался сельским хозяйством. С 1926 по 1930г. состоял псаломщиком соборной церкви г. Кинешмы. ГАКО. Ф Р-148, оп.1, ед. хр. 17, Л.55,57, 67-68, 90.  Диакон  церкви в Заволжске  с июля 1930г. Служил  2 года и был снят с учета по требованию  прихожан  «за зазорное поведение».                       

В тридцатые годы в наш город направляется много священников из других регионов страны. Среди них в 1934г. в собор  назначается уполномоченный Синодальных церквей Кинешмы и района Александр Иванович  Боярский - епископ, митрополит Ивановский и Кинешемский, видный деятель обновленчества,[1] вошедший в историю в ореоле мученика. В 1930 году его сослали в Кинешму, а в 1937 году расстреляли в г. Иваново. Однако до 90-х годов прошлого века о  судьбе Боярского ничего не было известно. Подробности его жизни  мы узнаем  из книги двоюродной сестры актера Михаила Сергеевича Боярского  писательницы Екатерины Боярской «Боярские. Театральная династия».  Повествование о династии начинается с Кинешмы. Не смотря на то, что о. Александр был обновленцем, властям не нравилась его деятельность. Известен случай, когда кто-то из прихожан хотел упрекнуть его в сотрудничестве с ВЧК-ОГПУ, на что он ответил: «Александр Невский тоже в Орду ездил. Надо было ему - и ездил. И мы: надо нам - вот мы и бегаем!»  

Жена священника матушка Екатерина проводила новогодние елки для детей, помогала бедным и делилась с соседями книгами из своей библиотеки. В годы войны Екатерина Боярская, будучи учительницей иностранных языков,  общалась с англичанами, которые занимались сбором самолетов ленд-лиза в Кинешме.  Екатерина Николаевна приглашала союзников к себе в дом и водила их в театр. Дом, где жили Боярские, находился на 2-й Кузнецкой улице близ Кузнецкого моста. Улицу эту затопило после строительства Горьковской плотины.

В архиве Ивановского КГБ  обнаружилось дело, в котором четко прослеживается факт -  против митрополита Ивановского и Кинешемского свидетельствовала только своя «братия» - священники. Донос писал заштатный обновленческий епископ Николай Автономов. Он обвинял митрополита в антисоветской агитации и в том, что якобы тот объединял вокруг себя «реакционно и фашистки настроенную» часть обновленческого духовенства, высланную из Ленинграда и области. (Известно,  что главный доносчик Николай Автономов во время войны перешел на сторону фашистов, затем бежал в Европу, где принял католичество, а умер в США в глубокой старости).

Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 15 июля 1936 митрополит Александр Боярский приговорен к пяти годам заключения, наказание отбывал в Суздальской тюрьме. 16 августа 1937 года Екатерина Николаевна получила от мужа последнее письмо. 9 сентября по решению «тройки» Александр Иванович был расстрелян в Иваново. Где захоронен о. Александр неизвестно, но писательница предполагает, что речь идет о местечке Балино под Иваново. Источник: статья в газете «168 часов».  Автор - Юрий Головин, журналист. И Екатерина Боярская «Боярские. Театральная династия», М. 2015г.. 

Троицкий храм.

В ансамбле Троице-Успенского собора находятся так же пятиярусная, украшенная полуколоннами и портиками, колокольня-звонница 1798 года постройки и зимний Троицкий храм в стиле позднего классицизма. История создания храма представляется занимательным детективом. Начнем с того, что 16 июня 1820 года архитектор Иван  Ефимов внес на рассмотрение  Совета Академии художеств проект соборной церкви г. Кинешмы,  в связи с ходатайством его же на звание академика.  В журнале «Отечественные записки» № 6 за 1820год (ч.3, кн.4, с.288-289) напечатано официальное сообщение о  чрезвычайном собрании Императорской Академии художеств от 17 сентября 1820 года, на котором были оглашены «имена особ, предлагаемых в академическое достоинство».  Под номером шесть по представленному  проекту соборной церкви в город Кинешму избран в назначенные академики художник 12 класса Иван Ефимов.  Теперь немного о личности архитектора, отметившего Кинешму своим творением. Иван Ефимович Ефимов родился 18 марта 1795 года в деревне Яковлевка Обоянского уезда Курской губернии Российской империи. Незаконнорождённый сын крепостной крестьянки Анисьи Леонтьевой и суворовского офицера помещика Ефима Григорьевича Заплатина. В девятилетнем возрасте был принят в Санкт-Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1815 году с большой золотой медалью, благодаря чему получил право на двухлетнюю стажировку в Европе за казённый счёт. Но война в Европе помешала этому. С 1817 года работал в Москве, в Комитете строений и гидравлических  работ  у  А. А. Бетанкура. С 1819 года — в Нижнем Новгороде, куда был направлен для строительства тюремного острога. В 1820 году по просьбе губернатора А. С. Крюкова стал нижегородским губернским архитектором.16 сентября 1825 года избран Санкт-Петербургской Академией художеств академиком архитектуры. Излюбленный стиль мастера в архитектуре -  классицизм.  Ефимов создавал от 50 до 200 проектов ежегодно, одновременно осуществляя контроль за возведением казенных зданий, храмов и частных домов по всем городам края, участвовал в строительстве в Санкт-Петербурге, Костроме, Ярославле и других городах. Разработал несколько типов доходных домов. На основе образцовых фасадов проектировал   2-3-этажные особняки с колонными портиками или пилястрами на главных фасадах. Участвовал в установке обелиска в честь К. Минина и Д. Пожарского (1826—1828) в Нижнем Новгороде. Вместе с П. Д. Готманом разработал программу коренного градостроительного переустройства Нижнего Новгорода (1834—1842 гг.). Чрезвычайно интенсивная работа привела к болезни и смерти 15 августа 1841 года.

Сохранился документ о строительстве этого храма: «Журналы Комитета Министров. Главное управление Путей Сообщения и Публичных зданий. Департамент, отделение 6, стол 2. 8 октября 1834г. № 2840. О предоставлении  проекта на построение каменной теплой соборной церкви в городе Кинешме. Слушание в комитете министров 9 октября 1834г. Записано в журнал под № 1982. Комиссия проектов и смет ГУПС и ПЗ, рассмотрев означенный проект и найдя оный несообразным с правилами Архитектуры, составил новый  на постройку упомянутой церкви проект в общем виде, дав более благовидности и  правильности, не изменяя при том размеров и пространств противу проекта, присланного от Консистории. Составленный упомянутою комиссией проект Соборной церкви одобрен СПУС и ПЗ.

Справка. В  высочайше утвержденном 3-го мая 1829года расписании дел по Министерству Внутренних дел на дальнейшее утверждение  постановлено: «планы и фасады зданиям, рассмотренные в Строительном Комитете, или самим комитетом составленные, предполагающие отступления от изданных образцов, так же на важнейшие здания, требующие значительных издержек, особенно же на  здания,  помещаемые около площадей и главных улиц города, представлять на Высочайшее усмотрение через Комитет Министров».

Заключение: Главное управление путям сообщений и публичными зданиями признавая и со своей стороны составленный Комиссией проектов и смет на постройку каменной соборной церкви в г. Кинешме проект, заслуживающим предпочтения перед доставленным Костромской Духовной Консисторией, и принимая в соображение, что постройка сия  предполагается на городской площади в лучшей части города, имеет честь на основе выше приведенного постановления от 3-го мая 1829года представить при сем в Комитет Г.Г. Министров таковой проект, с тем, не богоугодно ли будет подвергнуть оный на Высочайшее Его Императорского Величества благоусмотрение. Причем прилагается и проект, доставленный от Костромской Духовной Консистории с планом местоположения  всего на 8 листах».  ЦГИАС-Пб ф. 1263, оп.1, год 1834. 1 дела 925, л. 1982.Журналы Комитета Министров.   Проектную документацию  для нового варианта Кинешемского Троицкого собора выполнил в 1834г.  архитектор Висконти. Скорее всего, император и выбрал его вариант собора, т.е. переработанный и исправленный чертеж проекта Ефимова. На проекте собор был одноглавым. Л. Шлычков «Листая времени страницы», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль 1983г. с.57-58. Некоторая неуравновешенность  композиции сооружения заставила  возвести по углам крыши четыре ложных барабана. Пятиглавым  Троицкий собор стал только в начале XX века.

В1838 году храм был построен. Соединение традиционного для русских храмов куба в основном объеме и античного портика на трех фасадах, плавное полукружье апсиды с восточной стороны создает величавость и могущество. Простота и почти полное отсутствие мелкого декора, гладкость стен придают храму строгость и сочетание с соседними объемами Успенского собора и колокольни.  Получился завершенный стройный архитектурный ансамбль зданий.

Внутреннее убранство храма, его своды, верхние части стен, фронтоны портиков покрыты масляной живописью, выполненной в теплой коричнево-золотистой гамме. Существует предположение, что эти росписи, созданные неизвестными мастерами, относятся ко времени постройки здания – 1-й пол. XIX века. Наиболее выразительны композиции «Рождество Христово» и «Притча о богатом юноше, вопрошавшем о жизни вечной». Подлинным украшением центральной части Троицкого  собора является паникадило XIX века.

[1]Обновленчество - раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года, поддерживающее новый режим.

мы в социальных сетях