Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9410

Храмы г. Кинешма. Продолжение.

Церковь Александра Невского.

О строительстве церкви во имя Благоверного Князя Александра Невского  и в память 900-летия крещения Руси подробно известно из дневника  кинешемца Ивана Николаевича Калинина. Есть точная дата закладки церкви – воскресенье 17 июня 1890 года. Первоначально Кинешемским Мещанским Обществом было задумано строительство часовни на городском Спасо – Успенском кладбище, новый участок которого  отведен был на границе города между рекой Волгой и Юрьевецким трактом. «При Мещанском старосте Иване Авксентьевиче Могутове, добросовестных членах строителях Алексее Яковлевиче Автомонове, Иване Николаевиче Калинине, Иване Владимировиче Потапове, Иване Константиновиче Шипове, Иване Федоровиче Виноградове, Иване Ильиче Ронзине и Андрее Григорьвиче Поленове,  при Протоиерее Кинешемского Собора Александре Кузьмиче Горицком и Городском Голове Иване Леонтьевиче Душине» состоялось «молебствие и закладка часовни».  Калинин называет и средства, предназначенные для строительства -  средства Кинешемского Мещанского Общества. 20 августа 1895 года Калинин в дневнике рапортует: «Освящена церковь при Спасо – Успенском кладбище устроенная из часовни в 1891 и 1892 гг.»

На фотографиях начала 20 века видно, что церковь обнесена невысокой деревянной оградой, внутри  заметны кресты и надгробия.  Цвет церкви – розовый, традиционный для церквей с таким названием, т.к. посвящена  она лицу воинского звания.

Кто был первым священником церкви не установлено. Но известно, что в 1907-1913 гг. здесь служил    Геннадий Георгиевич Титов. Затем с 1914 года  священником становится  Анатолий Степанович Смирнов, родившийся 16.2.1880г.  В 1932г. он еще служил  (служение начал с 1912 г. где - неизвестно). Священник имел четверых детей. Жил в двухэтажном  доме на ул.  Юрьевецкой д.1.

Псаломщиком  в начале 20 века был Василий Александрович Попов. В этом храме  крестились его дети – Александр и Мария. Восприемниками  детей были сын священника Титова учитель Галичской церковной семинарии и сестра  Василия Попова  из Бежецка.

 В Кинешемском объединенном городском районном архиве в фонде №148 опись1  хранится дело № 14  "Документы Александро-Невской церкви 1924-1931 гг."   о закрытии Александро-Невской церкви. Есть и анкета на Смирнова А.С.   Из анкеты на священника Александро-Невской православной религиозной общины г. Кинешмы видно, что « Под судом не был. Духовные требы исполняются для прихожан в Заречной части города, улицы: Юрьевецкая 1 и 2, Нагорная 2-я, Садовая, район напольных улиц, слободы: Пестовка, Козловка, Ленинская, Пушкинский пос., Яранское, Куприянова, Красная  горка и Америка. 23 сентября 1930 г. Священник Анатолий Степанович Смирнов. Ни диакона, ни псаломщика при церкви не имеется". Последняя анкета составлена священником 20 июля 1931 г. Видимо, в 1931 г. храм был закрыт.

  В этом же деле есть и списки прихожан церкви на 1924 год. Вот лишь некоторые фамилии:

Герасимова Надежда, дом.хоз., крещенная, свой дом;

Миронов Александр Фёдорович, кустарь, кр., с.дом;

Воробейчикова Мар. Вас, инвалид., с.дом;

Голубева Матрона Алексеевна, дом.хоз, кр., с.дом;

Заборская (Доброва) Анна Владимировна, дом.хоз., мещан., с.дом;

Заборская Синкл. Иванов., дом.хоз, кр., с.дом;

Заборская Екатерина Андреевна, куст, кр., с.дом,

Карасёв Василий Климентович, рабочий, кр., с.дом не имеет,

Белков Александр Иванович, кустарь, кр., с.дом

Яблокова Пелагея Сильверстовна, д.хоз, кр., с.дом

Теплов Степан Михайлович, рабочий, кр., с.дом

Душина Елизавета Фёдоровна, д.хоз., кр., с.дом

Капустина Феоктиста Ивановна, рабочая, кр., с.дом

Соловьёва Марья Павловна, дом.хоз, кр., с.дом

Румянцев Алексей Кузьмич, рабочий, кр., с.дом

Румянцев Фёдор Степанович, рабочий, кр., с.дом

Дарбина Надежда Сергеевна, рабочая, кр., с.дом

Борисова Марья Николаевна, рабочая, кр., с.дом

Платонов Влас Андреевич, рабочий, кр., с.дом

Иванова Васса Семёновна, дом.хоз, кр., с.дом

Лапшина Анна Сергеевна, куст., кр., с.дом

Смирнова Елизавета Ивановна, дом.хоз., дух., дома не имеет

Кучин Василий Иванович, кустарь, кр., с.дом

Сушенкова Екатерина Фёдоровна, рабочая, кр., с.дом

Смирнова Александра Алексеевна дом.хоз., кр., с.дом

Алексеев Степан Алексеевич, инвалид, кр., с.дом".

МУ КГА. Ф. 148 – Районный исполнительный комитет - оп. 1, д. 14 – списки прихожан церкви Александра Невского. 1924 г.

И здесь же список  членов приходского совета  на 1928 год.:

Любимов Иван Виссарионович, цер. сторож, прожив. - Успенская Слобода, осн. проф. - приказчик

Самохвалов Моисей Павлович, пом. сторожа, проживает - Пестовка, бакенщик

Окулов Михаил Михайлович, Пестовка, извозчик

Пахомов Васил. Игнатович, Пестовка, конторщик

Смирнов Никандр Алексеевич, подмастерье

Блохин Михаил Степанович, Лен.слобода

Дарьин Сергей Николаевич, Пестовка, сапожник

Духовные: Смирнов Анатолий Степанович - священник, Бобков Иван Тимофеевич - псаломщик.

МУ КГА ф.148, оп.1, д.14 Список членов приходского совета А-Н общины в г. Кинешма 

Еще в одном документе псаломщиком указан Яков Иванович Шемякин, проживавший на улице Песочной в собственном доме. (На этом месте сейчас располагаются корпуса швейной фабрики).

Что было в церкви сразу же после закрытия - не известно. Кладбище при ней просуществовало до середины 50-х годов ХХ века. Правда, уже после 1931 года здесь никого не хоронили. Самым известным кинешемцем, нашедшим здесь приют, стал Валентин Федосеевич Нагорский -  выдающийся ученый и организатор русской ветеринарии, доктор медицины,  начальник Ветеринарного управления Министерства внутренних дел, скончавшийся  29.3(11.4).1912 года. как писал его друг священник из Вятки Блинов, могила находилась на самом берегу Волги. Теперь ничего не напоминает о Нагорском, и отыскать могилу не возможно – ее просто нет. Теперь это район  больших и дорогих особняков. Можно понять акцию по снятию могильных оград в самые трудные дни Великой Отечественной войны, тогда каждый кусок металла стоил человеческие жизни. Именно поэтому, предположительно на  кладбище у церкви Александра Невского, и были сняты железные ограды для переплавки их  на заготовки для снарядов. И совсем другое дело – строительство на костях.  Да Бог всем судья!..

 Во времена борьбы с Богом  в церкви были утрачены главы , возведена капитальная перегородка, были заложены многие окна. Не смотря на  то, что церковь являлась архитектурным  памятником эпохи эклектики,  играла важную градостроительную роль, оформляя одну из городских площадей, она не охранялась государством и в реестр памятников не входила. До 90х годов 20 века здесь располагалась городская газораздатка.

 В начале июня 2002 года церковь вновь освящена.  

мы в социальных сетях