Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9413

Храмы г. Кинешма. Продолжение.

Комплекс Златоустовской и Вознесенской церквей.

В документах РГАДА есть упоминание о двух церквях, расположенных на территории девичьего монастыря. Церковь  Иоанна Предтечи в приделе Варвары Мученицы.  Про  нее мы знаем следующее: поп Никон вдов, пономарь Никон Федоров, просвирница Офимьица, церковный дьячок Митрошка вдовый. Упоминается девичь  монастырь Иоанна Предтечи. Да в монастыре же кельи игуменьи Анны, старицы Прасковьи, Улии, Евдокии, Евдоксии, Евфимии, просвирницы Анны и  еще одной старицы, кормящейся от  церкви Божией. За монастырем двор попа Никона Вавилова, церковного дьячка Ивашки Давыдова, пономаря Никона Нестерова.  И  церковь святой мученицы Пятницы (нищий губной дьячок Матюшка Якимов в Пятнице).

Именно на этом месте сейчас расположены церкви  Иоанна Златоуста и Вознесения.

Уже в  1646 году встречается запись: «Да на посаде ж приходских церквей Церковь Вознесения  Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,  а у церкви поп Митрофан Давыдов, церковный дьячок Степка Фомин, пономарь Петрушка Давыдов,  просвирница  Офимьица Авдеева дочь». РГАДА, ф. 1209 материалы  Поместного приказа  оп. 1 д. 15395.   В 1653 году в переписной книге  кинешемской десятины читаем: «церковь Вознесения, поп Митрофан, поп Иосиф,  да на монастыре у церкви 22 старицы". РГАДА, ф. 281 д. 395 л. 419-440.  В переписных книгах Кинешмы  от 1678 г. про монастырь не упоминается,  но написано - церковь Вознесения Господня. Встречаются и такие записи: «города Кинешмы церкви Вознесения Господня, что в девичьем монастыре поп Анисим Михайлов нынешнего 718 года ...» РГАДА, ф.235 оп. 1 д. 330.  

В Деле 1718 года есть просьба попа Церкви Вознесения Господня, что в девичьем монастыре, Анисима Михайлова о разрешении перебрать обветшавшую деревянную церковь во имя святого  Иоанна Златоуста и сделать ее из холодной с приделом  теплою без приделов. Поп Анисим просит его величество дать новый антиминс и велеть освятить вновь построенную церковь игумену Преображенского монастыря Иоасафу. РГАДА, ф. 235 оп. 1 д. 330.   В 1735 г. по челобитной города Кинешмы церкви Вознесения, что в девичьем монастыре, попа Анисима Михайлова велено вместо старой и ветхой деревянной холодной церкви во имя святого Иоанна Златоуста построить новую теплую церковь без приделы во имя  святого Иоанна Златоуста. Указ об освящении был дан, но «тоя церковь в показанном кинешемском монастыре за скудостью и за другими невозможностями и по се время не построена. А ныне тоя церкви приходские люди вместо выше именованной старой и ветхой холодной церкви во имя святого Иоанна Златоуста обещаются паки строить на том же месте по силе выше писанного  данного указа новую церковь во имя святого Иоанна Златоуста теплую, на которую уже и лес совсем изготовлен,  а без вторичного  Ея императорского величества указа оной церкви строить не смеют. О сем доносит города Кинешмы церкви Вознесения Господня, что в девичьем монастыре, поп Иоаким Петров 1735 г. февраля. К поданию надлежит в синодальном  казенном приказе. Доношение писал Кинешемского Преображенского собору дьячок Петр Протопопов. К сему доношению Вознесенского девичьего монастыря поп Иоаким Петров руку приложил».

20 марта 1735 г. пишется новое донесение о том, что церковь построена и к освящению готова. Доношение  писал кинешемского Преображенского собора  дьячок Петр Протопопов: «Сие прошение писано не на гербовой бумаге того ради, что в Кинешме гербовой бумаги в продаже не имеется».

В январе 1737 года в Москву в синодальный казенный приказ пишет города Кинешмы Преображенского собора протопоп Дмитрий  Иванов о том, что «ново построенная церковь во имя Иоанна Златоустого 24 октября 1736 года освящена на прежнем освященном антиминсе».  РГАДА  ф.235. оп.1. д.3116. Остается загадкой, почему новый теплый деревянный храм простоял всего лишь 24 года. В 1760году здесь по грамоте, выданной из Владимирской Духовной Консистории в 1759 г., по прошению священника Феодора Игнатьева, игуменьи Марии с сестрами, и по ходатайству вкладчика, купца Ивана Никифоровича Таланова появляется  каменная зимняя церковь Иоанна Златоуста  с колокольней. В зимнем храме 3 престола: а) в честь св. Иоанна Златоуста, б) св. ап. Андрея Первозванного, в) святит. Григория Богослова и Тихона Амафунтского.

Вместе с Вознесенской (летней) церковью Иоанн Златоуст составляет храмовый комплекс бывшего  женского монастыря.  Считается, что основан и устроен Вознесенский женский монастырь был в память разграбления и сожжения города отрядами  Лисовского  накануне праздника Вознесения Господня. В нем нашли себе приют и утешение многие вдовы и сироты.  Монастырь  особенно пользовался трогательной народной любовью, которая затем перешла к Вознесенскому храму.  Считается, что здесь были погребены граждане, убитые при нападении на Кинешму 26 мая 1609г. Именно поэтому каждый год в храме Вознесения собирались на всенощное бдение и литургию поселяне в траурном уборе – в серых кафтанах и тёмных платках, а по окончании обедни переодевались в цветные платки. Этот местный вековой обычай строго выполнялся до половины XIX века.

 «В 1764г. монастырь закрыт,  и его храмы обращены в приходские. От времени существования монастыря сохранился Синодик, находившийся в церковной библиотеке – рукопись форматом в лист в ветхом кожаном переплете». Миловидов Материалы для истории Костромы. 1887г. стр.9  (указана сохранность на 1887г.)

 Но возвратимся к истории самих храмов. В синодальном казенномприказе встречаем: в окладных прошлых и сего 1735 года книгах по кинешемской десятине написано - церковь Вознесения Господня да святые мученицы Параскевы,  нарицаемые Пятницы,  в девичьем монастыре на посаде дани 2 руб. 2 коп, и казенных пошлин 17 коп.  Итого - рубль 19 коп. И на оные деньги 1735 г. в оплате имеются сполна». А в писцовых кинешемских 161 г. книгах у показанной церкви написано 2 двора поповых, в приходе 10 дворов.

В 1779г. строится летний каменный Вознесенский храм. Людская молва указывает, что средства на строительство каменного храма  дал Григорий Иванович Таланов. В летнем храме также 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) св. Иоанна Предтечи и в) св. ап. Иоанна Богослова.

 Выше уже упоминались имена  некоторых священников, служивших здесь верой и правдой, созидавших монастырские и церковные строения и отпускавших грехи мирянам. В переписных 1703 г. книгах у  Вознесенской церкви записаны попы Иван Игнатьев, Сергей Иванов, дьякон Анисим Михайлов. В приходе 91 двор. «А пашни и сенных покосов при том монастыре не написано».

Среди причта храмов  Крылов Алексей Иванович.  По  спискам КОА  за 1871г.  он числится как диакон Вознесенской церкви.   В 1890году за церковью был закреплен псаломщик Ермолай Груздев. Здесь же заштатный псаломщик  Иван Вознесенский.  С 10.11.1890г. он был перемещен в Предтеченскую церковь г. Юрьевца.

С января 1909-го по март 1912 г. настоятелем Вознесенской церкви был  Александр Преображенский.   В это же время   как псаломщик числится Михаил Успенский.

В 1917году священником становится  Василий Арменский,  до 12.9.17г. служивший в Воскресенской церкви.  Диаконом при нем был Иван Груздев. В том же году священником  церкви  Вознесения   становится бывший надзиратель Кинешемского Духовного Училища Семен Васильевич Троицкий.   

Настоящим украшением и гордостью Вознесенского храмового комплекса была династия священников Перебаскиных – Херсонских – Преображенских.  Протоиерей Василий Перебаскин (прадед святителя Василия) служил в Вознесенской церкви в 1804-1836 годах, умер 29 марта 1836 года от чахотки в возрасте 59 лет.  Ему на смену пришел  иерей Капитон Максимович Херсонский, который  служил в этом храме с декабря 1836 г. до своей скоропостижной кончины  22 ноября 1868г. Женат он был на Надежде Васильевне Перебаскиной. 

С 1869 по 1910-й год  священником  Вознесенской церкви становится  Сергей Александрович Преображенский. С 1910г.  его выводят за штат, но он продолжает служить. Сергей Александрович Преображенский был сыном дьячка  Ярославской епархии, Любимского уезда  села Троицкого, что на болоте Александра Федорова Преображенского.  В 1869 году,  еще студентом выпускного класса Ярославской духовной семинарии, Сергей Александрович венчается с дочерью священника Костромской губернии  Вознесенской церкви г. Кинешмы Павлой Капитоновной Херсонской.  По существующей в то время традиции церковный приход, лишившийся настоятеля, переходил либо к сыну, либо к зятю.  Поэтому летом 1869 г.  Сергей  Преображенский, закончив Ярославскую Д.С. по первому разряду, удостоившись права  поступления в Духовную Академию, становится настоятелем Кинешемской Вознесенской церкви - 16 августа 1869 года рукоположен в сан священника епископом Кинешемским Иоанафаном. И «с открытием при сей церкви женской общины состоял приходским священником, исполняя (в течение 19 лет) должность священника и духовника сей обители с 20 мая 1869 года». Клировая ведомость по Вознесенской церкви за 1891 год. 

 Павла Капитоновна Херсонская, родилась 18 мая 1845 года, получила домашнее воспитание и «была очень религиозной женщиной». Она   четвертый ребенок в семье настоятеля Вознесенской церкви иерея К. Херсонского и его жены Надежды Васильевны.  Умерла  Павла  Капитоновна 19 ноября 1913 года и похоронена в Кинешме на Сретенском кладбище рядом с супругом и родителями.   

Преображенские жили на ул. Вознесенской рядом с храмом, где протоиерей Сергий служил настоятелем. «Алфавитный список домовладельцев г. Кинешмы за 1888-1889 годы» - под №  384 значится: «Преображенская Павла Капитоновна - жена священника». Двухэтажный деревянный дом, окруженный садом и забором с высокими воротами,  был снесен в 60-е годы ХХ столетия. На его месте в настоящее время находится здание городской прокуратуры.

В семье отца Сергия и матушки Павлы было несколько детей. В декабре 1869 года родилась дочь Валентина. Валентина  окончила курс учения в Кинешемском женском двухклассном училище, где преподавала её тётя по материнской линии - Вера Капитоновна Херсонская. В апреле 1887 г. в возрасте 17 лет она бракосочеталась с Дмитрием Дмитриевичем Побединским 26-и лет. Жених на тот момент служил псаломщиком Николаевской ц. с. Вичуга Кинешемского у. Костромской епархии. С 23 апреля 1887 года Дмитрий Дмитриевич Побединский из псаломщиков села Вичуги переводится священником Кинешемской Вознесенской женской общины. Известно о рождении в семье Побединских дочерей Нины, Лидии и Софии. 

В 1874 году в семье Сергея и Павлы Преображенских на свет появилась Агния. Агния Сергеевна Преображенская училась в женском двухклассном училище. В 1901 году в возрасте 27 лет она венчалась с костромским мещанином Василием Григорьевичем Орловым.

7 января 1876 года с семье Преображенских родился сын Вениамин. Запись в метрической книге Вознесенской церкви г. Кинешмы гласит: " Обряд крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил "Кинешемского Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром Горским". Восприемниками Вениамина стали "плесский мещанин Николай Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна Михайлова".  Вениамин в 1885-1890 гг. учился в Кинешемском Духовном Училище, которое окончил по первому разряду с правом поступления в Духовную Семинарию без экзамена. В 1890 году  он поступил в Костромскую Духовную Семинарию. Вместе с ним на одном курсе учился Александр Поздеевский  (будущий архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор).  После блестящего окончания курса обучения Вениамин   был направлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. В 1900 г. заканчивает ее со степенью кандидата богословия, тема диссертации «Славяно-русский скитский Патерик».

В 1901-1902 гг. Вениамин Сергеевич   обучался в Императорском Археологическом институте в Санкт-Петербурге.  До 1910 г. преподавал в Воронежской Духовной Семинарии историю и обличение русского раскола и местных сект, обличительное богословие и Священное Писание Нового Завета.  В это время он  написал диссертацию «О скитском Патерике», за которую получил степень магистра богословия. В Воронежской мужской воскресной школе им. А.С. Пушкина  преподавал русский язык, в Епархиальном женском училище – гражданскую историю, в частной женской гимназии М.П. Кожевниковой  историю. Входил в состав Губернской ученой архивной комиссии и был членом совета Церковного историко-археологического комитета, в котором в 1907г. занимал должность хранителя музея, а в 1909-1910 заведующего музеем. Проживал по адресу: ул. Большая Дворянская, д.30. 

В 1910-1911 гг. для изучения европейской культуры Преображенский ездил в Англию. В 1912 – 1913 гг. работал в Миргороде. В 1913 г. переехал в Москву и поступил в пединститут им. П.Г. Шелапутина, который окончил в 1915г.  В «Известиях» института в книге V за 1915 г. была помещена работа В.С. Преображенского «Бой-Скауты».  Книга выдержала за очень короткий срок два издания. В.С. Преображенского считают первым идеологом Русского скаутизма. С 1914 г. преподавал латинский язык в одной из первых частных гимназий в Москве при лютеранской церкви  Петра и Павла.  Осенью 1918 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, в которой служил его отец. Вскоре В.С. Преображенский приступил к созданию в Кинешме  православных кружков, целью которых было изучение Священного Писания.

16 июля 1920 г. архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым)   В.С. Преображенский был рукоположен в иерея и принял монашеский постриг с именем Василий в честь Василия Великого.  19 сентября 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония Василия в епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Ярый сторонник и товарищ патриарха Тихона. Скончался он 13 августа 1945 года в селе Бирилюссы на реке Чулым Красноярского края. В 2000 году епископ Василий был причислен к лику святых.

Дата рождения младшего сына Преображенских Антонина - 12 апреля 1877 года. Антонин, закончив Кинешемское Духовное училище, поступил в Костромскую Духовную семинарию. Учился  классом ниже Вениамина, находясь на попечении отца.

С   1919 г. имущества церквей Кинешмы  и их здания стали передаваться религиозным обществам.  Вознесенская церковь тоже была передана общине. После памятного Декрета  1922 г.  «Об изъятии из церковных имуществ и всех драгоценных  предметов из золота, серебра и камней. В том числе всех освященных  предметов» разрушается ограда Вознесенской церкви, уничтожается стенная роспись, снимаются кресты. В конце 20-х гг. переданные храмы изымаются из ведения  религиозных общин и используются под хозяйственные и административные нужды.  25 и 26 марта 1929 г. комиссия Горсовета произвела закрытие храма Вознесения в г. Кинешме. Комиссия постановила: «имущество и предметы религиозного культа  передать в Кинешемский Уфинотдел для зачисления в госфонд Республиканского значения  и отсылки в Москву НКФ, Валютный отдел».

Ниже приводится акт изъятия ценностей  Вознесенского храма: «25 и 26 марта 1929 года Комиссия в составе председателя Кинешемского Горсовета – Соколова И.А., от Уадмотдела – Стрекалова А.В. и от Уфинотдела  - Шулытина И.С. произвела изъятие имущества ликвидированного храма Вознесения в Кинешме и передачу части такового Кинешемскому Гортеатру:

1.         Подсвечников стоячих малых - 2

2.         Стихарей – 64

3.         Облачений престольных - 26

4.         Платков напрестольных – 9

5.         Пелен – 13

6.         Занавесей больших и малых – 12

7.         Срачиц полотняных – 7

8.         Ковер большой дорожка - 1

9.         Подрясников - 14

10.       Риз – облачений - 65

11.       Воздухов – 43

12.       Покрывал – 1

13.       Архиерейских полных облачений в футляре – 3

14.       3-х лампадник медный – 1

15.       Паникадило 12 свечное – 1

16.       Крест – распятие деревянное – 1

17.       Вешалок больших – 1

18.          «»     малых – 2

19.       Шкафов малых - 2

20.           «»    больших – 1

21.       Мантия архиерейская – 1

22.       Кадил медных – 1

23.       Кувшин медный – 1

24.       Венцы медные обручальные – 1 пара

25.       Престолов дубовых – 6

26.       Скамейка -1

27.       Столиков – 3

28.       Комод – 1

29.       Сундук – 1

30.       Табуретов – 3

31.       Хоругвей - 1 пара

32.       Свечей крупных – 10 штук

33.          «»       малых – 34 штуки

34.       Ручной фонарь – 1

35.       Часть иконостаса

36.       Иконы деревянные без риз и большие с трещинами – 35 штук

Все перечисленное имущество принято представителями Кинешемского Гортеатра тов. Трофимовым и Ивановым.

Кинешемский объединенный городской районный архив. Ф. 148 - Районный исполнительный комитет,  оп.1., д.33.

д. 3 – письма с просьбами о закрытии Вознесенской церкви г. Кинешмы, там же – списки прихожан (в одном письме особенно произвело впечатление соединение духовенства, торгашей и учительства как контрреволюционной силы).

 д. 55 – списки прихожан Вознесенской часовни (у вокзала) 1923 г.

Судя по составу причта часовня эта относилась к Вознесенской церкви:  Священник Панов Николай Иванович, диакон Груздев Иван Константинович, псаломщик Поспелов Василий Васильевич, староста Иванов Григорий Федорович, председатель приходского совета Книшек Екатерина Александровна, учительница, проживала на Сретенской ул.

Екатерина Александровна Книшек – родилась 15.12. 1885. в г. Санкт-Петербург. Родители  отдали дочь на Высшие женские курсы. Она окончила  историко-филологический факультет. После начала революции Екатерина с матерью уехала в г. Кинешму. С этого времени она стала ближайшей помощницей епископа Василия.  С 1920 по сентябрь 1928г. -  председатель церковного совета.  12.10.1928 г. арестована вместе с епископом и священником Вознесенского храма о. Николаем Пановым. Сидела в Ивановской тюрьме. Приговор 1929г. - 3 года ссылки.  Во время следствия виновной себя не признала. С 1933 по 1935гг. жила в Ленинграде. 10.04.1935г. вновь была  арестована. Дальнейшая ее судьба неизвестна.  Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской  Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. с.210–221. ; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей  и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999.  с . 59.

В начале 30-х годов Вознесенскую церковь приспособили под краеведческий музей. Для этого здание подверглось частичной перепланировке. С западного фасада была сделана кирпичная пристройка с внутренней лестницей на второй этаж, а в храмовой части установлены железобетонные перекрытия.  

 Зимняя церковь первоначально была приспособлена под складские помещения, где сначала располагались склады конторы Заготзерно, позднее – продовольственный склад военного госпиталя, а с начала 1950-х гг. помещение было переоборудовано под учебные мастерские Кинешемского химико-технологического техникума. 

Во время всех этих перестроек интерьеры в обоих храмах были сильно нарушены, утварь изъята, а настенные росписи частью сбиты, частью закрашены. Первые реставрационные работы на комплексе, носившие больше ремонтный характер, проводились в 1948 г. Позднее ремонты осуществлялись регулярно. Большие работы были проведены в 1988- 989 г. Кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской на средства облуправления культуры, в ходе которых на Вознесенской летней церкви были восстановлено пятиглавие, что фактически вернуло памятнику первоначальный архитектурный облик.

В 2010 г. Вознесенский храм возвращён  верующим. Возле него воздвигнут  поклонный крест- часовня, на котором высечены слова: «Святый отче Василие, моли Бога о нас». Состоялся многолюдный крестный ход. Впереди несли ковчег со святыми мощами исповедника. 20 января в день 135-ой годовщины со дня рождения свт. Василия в Вознесенской церкви совершился соборный молебен святому, в котором приняли участие священнослужители всей епархии. Возглавил богослужение епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.

мы в социальных сетях