Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9499

ПИТИРИМ НИЖЕГОРОДСКИЙ

ПИТИРИМ НИЖЕГОРОДСКИЙ

Питирим, архиепископ Нижегородский.

Питирим (1665 - 1738), архиепископ Нижегородский и Алатырский, энергичный борец со старообрядческим расколом.

В миру Петр, родился в 1665 г. в с. Горицах, близ г. Шуи, в семье старообрядцев и получил воспитание, согласное с их духом.

С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к старообрядцам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий.

Пылая ревностью к защите раскола, он обратился к изучению соборных постановлений и творений св. отцев Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением отказался от них и перешел в лоно Православной Церкви.

С 1704 г. - строитель Николаевского монастыря в Переславле-Залесском.

С 1707 г. ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.

Около 1705 г. основал Кержебельмашский монастырь.

Встретясь со святителем Димитрием Ростовским (+ 1709) за год до его кончины, Питирим показал ему свои обличения против раскола, и святитель высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.

С 1709 г. - строитель Кержебельмашский монастыря.

В 1717 г. (или 1718) г. возведен в сан архимандрита.

23 марта 1719 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

Епископ Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась проповедовал истину и обличал ложь.

К 1737 г. он уничтожил почти все скиты керженские и чернораменские, ставшие рассадниками раскола, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевского и Шарапанского.

Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около 80.000 человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства. Ко времени кончины архиеп. Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников. Кроме борьбы с расколом он обращал к христианской вере и иноверцев.

Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц им основаны монастыри: мужской Кержебельмашский Успенский и два женских - Троицкий Бельмашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.

Он много заботился о распространении духовного просвещения - домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в 2-х нижегородских школах, присоединив к ним 3-ю новую, высшую под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться семинариями. Всего в своей епархии он учредил 13 приготовительных к семинарскому образованию школ.

24 мая 1724 г. возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.

С 21 июля 1730 г. - член Св. Синода.

Скончался 8 мая 1738 г.

Архиеп. Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение.

Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.

Труды

Пращица. СПб, 1721. М., 1752.
Переписка с керженскими раскольниками в 1716 г. (Ист. Нижегор. иерархии, с. 53-66).
Письма к царю и доношения Синоду (там же, с. 47, 83, 93).
Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. СПб, 1720 и 1782.
Доношение Питиримово (царю). Чтен. общ. ист., 1860.
Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах (Есипов Раскольничьи дела. СПб, 1861, с. 644-650).
Доклад архим. Питирима о раскольниках и др. бумаги (там же, с. 193, 194, 208, 210-220, 235, 272).

Литература

Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПБ, 1857, с. 34-49, 64, 65, 77, 78, 87, 88, 90-103.
Рункевич С. Александро-Невская Лавра, прилож., с. 49.
Щегольков Н. Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 56, 77, 82, 83, 84.
Толостой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 623, 624, пр. 62.
Субботин Н. И. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиеп. Нижегородского с прилож. новооткрытого Питиримова соч. М., 1889.
Розанов Н. Ист. Моск. еп. управления, ч. II, кн. I, примеч. с. 6 и 8.
Булгаков, с. 1406.
Денисов, с. 336, 337.
Толстой Ю., № 18.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 134.
Строев П., с. 606, 626, 686.
Списки архиереев, № 18.
Обзор рус. дух. лит., с. 300.
Истор. вестн., 1885, февраль, с. 466, 1892, февраль, с. 492, 493, 1906, август, с. 531.
Рус. старина, 1881, май, с. 173, 1882, январь, с. 69, 1886, февраль, с. 273, 1887, июль, с. 1.
Прав. обозрен., 1863, январь, с. 65-72.
Прав. собес., 1897, июнь, с. 200, 1907, апрель, с. 544; сентябрь, с. 430; ноябрь, с. 722.
Рус. архив, 1870, № 11, с. 1957, 1900, кн. 2-я, № 8, с. 415, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 423.
Н. Д., с. 58.
БЭС, т. II, с. 1633, 1811.
ЭС, т. XXIII-а (кн. 47), с. 735, 736.
Морохин А.В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церков. деятель эпохи перемен. Н. Новгород: Книги (Растр-НН), 2009. 272 с.: ил.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6328

мы в социальных сетях