Как мы снимали фильм Бесприданница.
Главный оператор фильма «Бесприданница» Марк Магидсон.
Картина «Бесприданница» - результат двухлетнего труда. Мы начали съемку летом 1935 года, но дело продвигалось черепашьим шагом из-за отвратительной погоды: во второй половине лета мы насчитали 50 дождливых и пасмурных дней, когда делать съемку было невозможно. Солнечные летние дни 1936 года позволили нам заснять множество кадров в натуре – под открытым небом в Кинешме. Более половины картины заснято в павильонной обстановке нашей московской студии «Рот – Фронт».
Свою задачу оператора я считал весьма сложной: мне хотелось строго выдержать в картине и в отдельных кадрах стиль и настроение эпохи. Эту эпоху я рассматривал как «печальное кладбище человеческой мысли и воли». (Добролюбов).
Как оператор, я располагал множеством средств показать в кадрах этот характер эпохи. Обычно я намечал в схемах, эскизах и набросках предварительный план съемки. Художники Репин, Левитан, Серов оставили нам много прекрасных живописных свидетельств о пейзаже и бытовой обстановке того времени. «Над вечным покоем» и другие волжские картины Левитана отразили настроения, вызванные пейзажем. «Бурлаки» Репина – блестящее реалистическое произведение великого мастера композиции и портрета дали возможность всмотреться в типаж, характерный для Волги во времена Островского.
Волжский пейзаж использовали для съемки не только в игровых кадрах, но и введен мною в надписи: все они подаются на фоне Волги. Ясно, что этот пейзаж мы не стремимся показать веселым и жизнерадостным: он должен подчеркивать основную идею картины – трагедию молодой девушки во всей обстановке прошлого.
Кадры, показывающие бурлаков (их три), засняты так, чтобы зритель почувствовал всю жестокость и тяжесть труда того времени. Я отказался даже от портретной живописи в этих кадрах: мускульные усилия, невозможность выйти из общей лямки – вот основное для этих кадров.
Даже в мелочах и деталях зритель найдет ту же продуманную попытку оператора подчеркнуть основную идею фильма и стиль эпохи. Так, например, когда Лариса играет на гитаре (действие длительное), то здесь, помимо световой скульптурной задачи – показать выразительнейшим образом фигуру, я стремился разрешить и задачу фона: за белую стену падает светлое теневое изображение ветки с листьями из окна, которое не участвует в кадре; эту тень от ветки я заставляю покачиваться, как бы дирижировать печальной песней.
В общем я считаю «Бесприданницу» своей самой удачной работой и глубоко доволен тем, что эта работа протекала в тесном содружестве с режиссером и всем коллективом фильма.
Беседа с директором съемочной группы тов. Г.А. Аветисовым.
- В каждой картине остается скрытой от зрителя вся та сложная производственная обстановка, которая сопутствует съемке. Самое, я бы сказал, «страшное» в этой технике – погода. В 1935 году мы просидели 50 дней без солнца и почти ничего не сняли. В 1936 году, при избытке солнца мы еле успевали снимать. И все же солнце коварно подводило нас. У зрителя остается, например, прекрасное впечатление от сцены с шубой Паратова. Эту шубу артист Кторов расстилает в снежной луже, чтобы Лариса смогла пройти в карету. Кажется, просто: кадр занимает не более минуты времени. Но прежде... пришлось снять на две недели несколько квартир для статистов вблизи места съемки (у церкви). Все статисты находились в порядке пожарной готовности. В зимние дни вести съемку было нельзя: для сцены потребовалась полузима – полувесна. Покуда ждали – стояли пасмурные дни и снег растаял. Пришлось ночью привозить снег из других мест. Потребовалось десять грузовиков. Однако утром солнце не взошло, а снег вновь растаял. Опять привозили снег. Хотели снимать с сильным электросветом. Но не выдержала нагрузку электролиния. Наконец – то выглянуло солнце.
Для съемки сцен на Волге мы на несколько дней заарендовали два парохода. Переименовали их, разодели капитанов, команду в соответствующие костюмы. К нашему счастью, солнце светило во-всю, и мы исключительно быстро провели все пароходные съемки. В качестве пассажиров снималось много кинешемцев.
Особенно отличилась на наших съемках кинешемская домохозяйка Анна Николаевна Соловьева. Зрители легко узнают ее в сцене на полустанке: она превосходно поет песню «То не ветер ветку клонит». Ее сын Коля, восьми лет, тоже снимался. Он теперь ходит с приятелями на каждый сеанс, смотреть самого себя.
Часть пейзажей мы засняли в Плесе – в местах, послужившим когда – то объектом для картин Левитана.
Замечательная сцена у фонтана (цепи) в конце фильма – также снята в Кинешме; это сооружение мы разыскали здесь.
Алла Демидова на скамейке Волжского бульвара.
Очень хорошо обыграна в съемке высокая дощатая лестница от пристани на бульвар, знакомая вероятно, и многим ивановцам, побывавшим в Кинешме.
мы в социальных сетях