Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Оживают дорогие имена.

Ваши судьбы, наши слезы – вот они!

Перед нами золотые письмена.

Помни, Родина, те тягостные дни!

Сыны лучшие твои на эшафот

Шли – за что? Иль за любовь к тебе?

И безмолвствовал запуганный народ.

Вся история твоя – браслет из бед!

На костях людей Магнитка, Беломор.

Их омыли слезы жен и матерей…

Против правды, против совести террор!

Помяни, страна, поруганных детей!

Неумолимо летит время, и многое сглаживается в нашей памяти. Но короткая память умеет жестоко мстить. Забвение своей истории, а тем более ее мрачных страниц, боязнь исторической правды чревато повторением некогда пережитых трагедий, повторением страданий людей.И мы, ныне живущие, в неоплатном долгу перед бесчисленными жертвами репрессивной системы. Пусть эта рубрикабудет нашим искренним покаянием перед памятью несправедливо пострадавших и назиданием намвсем, их потомкам!

Для нашей страны годы репрессий XX века стали национальнойтрагедией, которая коснулась многих семей и сказалась на судьбе всейнации. Миллионы людей, честных и преданных Родине, подверглисьнезаконным обвинениям, были лишены жизни, свободы, а на судьбы ихродных и близких на долгие годы роковой тенью легло страшное клеймо «врагов народа».

Самыми первыми под топор палача всегда шли те, кто владел душами людей. Душа – самая высокая цена в борьбе добра и зла. Как никто другой это знают священники. Именно их  и истребляла новая власть первыми. Они были оберегом, они были защитой, они были знаменем веры, которую рубили под корень, заменяя вседозволенностью и свержением прежних законов. Они были первыми мучениками, открывавшими дорогу в рай.

Многие кинешемские священники стоят в ряду путников, взошедших на Голгофу. Имена одних мы знаем. Имена других нам еще предстоит открыть. Но многие канули в лету безвозвратно. Новая власть сделала для этого все, чтобы вытравить подвиг этих людей из памяти народной.

Такое страшное было время.

Врагом народа был сам народ.

Любое слово, любая тема...

И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.

На всё запреты, на всех печать...

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять...

Виноградов Леонид Александрович – священник Никольского храма в селе Николо-Ез.Он родился в Костроме 3.8.1897г.  По матери происходил из рода купцов Маянских. Отец Виноградов Александр Александрович - купец, торговал мехами. Мать  в раннем детстве часто возила  Леонида к о. Иоанну Кронштадтскому. Кронштадтский пастырь произвёл на мальчика такое сильное впечатление, что Леонид твёрдо решил посвятить свою жизнь церкви.

Мальчику было всего лишь 12 лет, когда он осиротел, и его взяла на воспитание бабушка, которая  хотела, чтобы Леонид учился купеческому ремеслу. Она  не разделила  душевных устремлений и выгнала Лёню из дома за то, что он не захотел стать учеником купца.

Свой первый приют Леонид нашел  в Ипатьевском монастыре, где прожил до совершеннолетия и получил послушание пономаря. В монастыре, Леонид познакомился со своей будущей женой Фокиной Клавдией Николаевной 1900г.р. 

В 1918 году он женится на ней и получает место псаломщика, через два года его рукополагает в сан диакона архиепископ Костромской Севастиан. Молодой дьякон замечен Патриархом за усердие и веру.  27 марта 1924 г. Патриарх Тихон рукоположил  о. Леонида в сан священника в храме села Никола Эз рядом с Кинешмой.

Не успел пастырь с семьей обжиться на новом месте, наладить отношения с паствой, как в Кинешемское ГПУ поступил на него первый донос. А гепеушники посчитали необходимым  познакомиться со священником лично. Тем более что борьба со священничеством в нашем крае началась уже в 1918г.,  и многие пастыри успели уже пострадать от жестокой чистки первых лет революции.

Перед вами уникальный снимок – летучий отряд ЧК, который прошелся по всей Верхней Волге от Ярославля до Нижнего, наводя ужас на обывателей жестокими казнями и расстрелами в селе Красном, в Судиславле, Солигаличе. Там волна кровавого террора была наиболее сильной. После них оставались только кровавые ямы, по Волге плыли баржи смерти. Берега реки часто оглашались стройным пением заупокойной молитвы. Это плывущие на смерть сами себя отпевали заживо, прекрасно зная, что с ними будет дальше.  До Кинешмы докатились лишь отголоски этого террора. Но и этого хватило, чтобы стали неизвестными судьбы многих расстрелянных кинешемских священников.

Леонида Александровича Виноградова впервые арестовали в том же 1924году. Но за короткий срок пребывания в Николо-Ез молодой священник сумел стать авторитетом для прихожан. Они готовы были за ним идти и в огонь и в воду. Поэтому они стали добиваться освобождения батюшки, даже ездили в Москву к М.И. Калинину.

Через  год по ходатайству прихожан о. Леонид был освобожден. Такую любовь  священнику, естественно, не простили.  После  освобождения он служил еще во многих храмах Кинешемского района. Каждый его день проходил под пристальным вниманием властей.о. Леонид с 1924 по 17 сентября 1938г.  арестовывался  шесть раз.  Каждый раз от него требовали только одного - отказаться от Бога и священнического сана, но он неизменно отвечал: "Служу Богу моему, дондежеесмь!"  И каждый раз Господь помогал ему выбраться на свободу.

После четвертого ареста о. Леонид был переведен в село Сокольское Ивановской области.   В 1934 году местный исполком постановил снести церковь, где служил  виноградов  и уничтожить обширное кладбище вокруг храма, устроив на этом месте парк для прогулок и увеселений.  Единственный, кто вступился за храм был его священник.

На этот раз было сфабриковано групповое  "Дело священника Виноградова". Протесты верующих привели лишь к тому, что о. Леонида, старосту храма Александру Косулину и члена церковного совета Хионию Сафонову заключили в Кинешемскую тюрьму. С 7 января 1935 года в течение трех дней в селе Сокольском проходил закрытый суд.о. Леонид был приговорен к 7 годам заключения, женщины - к 4 годам.  Летом 1935 года жена и дети о. Леонида съездили на прием к Молотову и в ноябре 1935 года  приговоренных освободили.  

Последний раз его арестовали 17 сентября 1938 года.  Это был его 7 арест. Отца Леонида приговорили тогда к 4 годам заключения. Был отправлен в лагерь Николо-Елнать Юрьевецкого района Ивановской области. В 1940 году дети добились свидания с отцом в лагере. А вскоре началась война.

Заключенных концлагерей переводили на восток страны. Осужденный по 58 статье за контрреволюционную деятельность Леонид Александрович Виноградов оказался в самом страшном в наших краях месте – Бурлаге. Буреполомская колония – самая старая из существующих сегодня колоний, оставшихся от страны под названием Гулаг.  Она была основана в далёком 1929 году на 735 км железной дороги Горький – Котельнич.

«Лесной край за Волгой,некогда укрывавший старообрядческие скиты,описанные Мельниковым-Печерским, был густо населёнразноплеменным,разноязычным, разношерстным населением.На больших прогалинах и просеках теснилисьпрямоугольные серые бараки,

огороженные двойными заборамииз колючей проволоки, торчали бревенчатые

сторожевые вышки.Ночами темноту расчерчивалибледно-лиловые лучи прожекторов.

По лагерной ветке днем и ночью сновали поезда.Отсюда катили платформы,груженые бревнами, досками (...).А сюда (...) ежедневно везли арестантов...»

До сегодняшнего дня считается, что Буреполомская колония, окруженная лесами и непроходимыми болотами, самая режимная и беспредельная. 

Узнал и я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жёсткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одном,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.

30 октября 1941 года о. Леонид отправил домой последнее письмо; с дороги он писал, что их везут в Пермскую область.

В конце октября 1941 года переведен в Чердынский ИТЛ Пермской области. Этот этап оказался для о. Леонида последним. 12 ноября 1941 года он скончался от непосильной работы и голода.  

А на земле живет Любовь. И доказательством тому стал удивительный случай: ровно  через два дня после  смерти о. Леонида в деревне Власово Костромской области скончалась его жена Клавдия Николаевна,  поддерживавшая его на всём нелёгком жизненном  пути.                              

Какая дьявольская сила

Их гонит строем в никуда

В полях безропотной России

Они исчезнут навсегда.

Запоминай, мой друг свидетель,

Какие страшные дела

Идут – бредут на белом свете,

И бьют навзрыд колокола.

И неужели воля божья

Благословила этот ад,

Где свет свободе не поможет

И к правде нет пути назад?

На этой фотографии - семья Виноградовых: Леонид Виноградов, Ермиония -учительница (р.6.08.1920), Агафангел (1922 - 1935), Нина -единственный ребенок Виноградова, кто дожил до наших дней.(р. 18.10.1926), Рафаил (1924 г.р.) и Клавдия Николаевна(1900- 14.11.1941) -  окончила Костромское епархиальное училище и работала учительницей.

Внуки проживают  в Пермской области. Общецерковное почитание иерея Леонида установлено Архиерейским Собором 2000 года.

Сегодня десятилетия отделяют нас от тех трагических событий.И оглядываясь на прошлое нашей страны, мы стараемся осмыслить еёнепростую историю. Это нужно нам и нашим потомкам. Пониманиетого, что происходило в те далёкие годы, даёт осознание важности гражданской позиции каждого человека, ценности человеческой личностии свободы.

Житников Николай Сергеевич   - 1884г. р.,  г. Переяславль-Залесский Влад. Губернии.  1912г. рукоположен в сан священника к ц-ви села Толпыгино Середского уезда, где прослужил до 1919 года.С 1922г. до момента закрытия храма служил в Сретенской ц-ви г.Кинешмы, был благочинным церквей города. Отец Николай вел  дружбу со многими духовными людьми - Патриархом Тихоном, епископом Кинешемским Василием, старицей Марфой Лаврентьевной, особенно же с блаженным Максимом Ивановичем, свидетелем праведной кончины которого он стал. В 1929 году о. Николай был арестован. На вопрос следователя, как он думает, почему его арестовали, священник ответил: «Причин моего ареста я объяснить не могу». О том, что высланный ОГПУ епископ Василий благословил своих последователей посещать только один храм, в котором служу я, - мне неизвестно. Епископ Василий мне ничего не говорил об этом, хотя я с ним и виделся. Его последователи и члены кружков ревнителей православия также ничего мне не говорили. Прихожане Знаменской церкви, в которой служил епископ Василий, ходят ко мне в храм на богослужения, а также и во время служения второго священника нашего храма. В другой раз  о.Николай был арестован в 1937 году и, по-видимому, тогда же был расстрелян в городе Иваново. 

о. Николай с прихожанками его храма.

Успенский  Иван Александрович - 1870-1871г. р. вс. Большие Соли  Ярославской  губернии.  Окончил ДУ. В 1890г. был рукоположен в диаконы.  Служил в храме села Введенское Кинешемского района, а  с 1914г.  он дьякон  Казанской ц.  г. Кинешмы. С 1.11.1930г. священник церкви Петра и Павла села Шихово.

            В начале ноября 1937 года  был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря. В январе 1938 года отца  Иоанна Успенского привезли в тюрьму города Иванова и поместили в камеру №7. Там он встретил шестерых священников: Николая Бухарина, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Розанова, Иоанна Коржавина и Иоанна Доброхотова. Всех их, ранее приговоренных к 10 годам ИТЛ, свезли из разных тюрем в Ивановскую тюрьму и поместили в одну камеру. Туда же поместили четырех осведомителей из заключенных, регулярно доносивших о всех разговорах, которые вели батюшки. 25 января 1938 года против священников было открыто новое следственное дело. На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали, и 3 февраля 1938 года тройка при УНКВД по Ивановской области приговорила их всех к высшей мере наказания. 4 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение, и протоиерей Иоанн Доброхотов, протоиерей Николай Бухарин, иерей Иоанн Розанов, иерей Петр Зяблицкий, иерей Иаков Зяблицкий, иерей Иоанн Коржавин и иерей Иоанн Успенский были расстреляны. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году они были прославлены в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Румянцев Иван Иванович - 1889 г.р., село КарчиноМакарьевского уезда. С 1914 по 1923г. диакон РешемскогоМакариев монастыря. В 1923-1929гг.  священник вс. Воскресенское. В 1933-1936 гг. священник вс. Воздвиженское

             7. 9.1929г. был арестован Особым Совещанием  при коллегии ОГПУ 3.1.1929  за антисоветскую агитацию по ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Сидел в Ивановской тюрьме.  На вопросы следователя он отвечал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, подтверждаю, что нахожусь в общении с епископом Николаем Голубевым. Вошел в общение с ним по своему желанию, от верующих своего прихода я никакого давления на это не имел и даже думаю, что они об этом не знают. Декларацию митрополита Сергия я читал, но верующим ее не разъяснял, и они совершенно не знают о ее существовании. Сам я лично декларацию не могу принять, ибо не нахожу возможным согласиться с призывом митрополита Сергия радоваться радостям и успехам безбожной власти, ибо это противоречит моим религиозным убеждениям».

Приговор- 3 года лишения свободы.  Групповое дело "дело духовенства Ивановской Промышленной области, 1930г." Виновным себя не признал. С 1930 по 1933г. находился в концлагере. Вернувшись на родину, о.Иоанн поселился в с.Воздвиженском Наволокского р-на Ивановской обл.

В феврале 1936г.  арестован вместе с священником Кинешемского монастыря Константином Разумовым и мирянами  Елизаветой Румянцевой, Анной Серовой, всего семь человек. Их привезли в Кинешемскую тюрьму, которая разместилась в монастыре,  где некогда отец Константин был священником. Очень больно было пастырю видеть поруганной столь дорогую его сердцу святыню. Допросы начались сразу после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника, он знал только, что он знаком с находящимся в концлагере святителем Василием Кинешемским, при обыске у отца Константина была изъята их переписка. Он пытался вынудить священника признаться в антисоветской агитации. Священник обвинения отверг, во время допросов держался очень твёрдо. Также твёрдо держались и женщины. 15 июля 1937 года отец Константин Разумов и Елизавета Румянцева были приговорены к пяти годам ссылки в Казахстан, отец Иоанн Румянцев и Анна Серова – к пяти годам исправительно-трудового лагеря.   Скончался в ИТЛ 1937(?)г.

Канонизирован Архиерейским Собором  Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 

Документы:

1. Архив УФСБ по Ярославской обл. Д.С-9031.

2. Архив УФСБ по Ивановской обл. Д.9974-П.

 Елизавета Григорьевна Румянцева - родилась в деревне Ильинской Костромской губернии. Жила в деревне Вандышки Кинешемского района, где была арестована. Обвинялась в том, что принимала в своем доме священников и верующих и вела антисоветскую агитацию. Виновной себя не признала, была приговорена к пяти годам ссылки в Казахстан. В сороковых годах она писала жалобу на неправое осуждение и просила разрешения переехать на родину, но НКВД ей в этом отказал. Умерла она в ссылке.

Анна Васильевна Серова - родилась в деревне Большие Ламы Ветлужского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на ткацкой фабрике имени "Демьяна Бедного"; жила в общежитии при фабрике. Ее обвинили в том, что она принимала у себя священников, ходила молиться, а также в том, что разорвала портрет одного из советских вождей. Была приговорена к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

мы в социальных сетях