Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Пазухин Василий Всеволодович.

Пазухин Василий Всеволодович - (19.12.1871- 1961) -  активный член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Учился Пазухин в реальном училище Костромы и со студенческих лет стал заниматься революционной пропагандой. Еще при первом  обыске среди прочей нелегальной литературы полиция нашла  у него статью Л. Тихомирова «В мире мерзости и запустения». Из-за частых нареканий в дисциплине окончить училище Пазухину не удалось - в декабре 1890г. его арестовали и заключили в тюрьму за участие в революци­онной деятельности круж­ка, организованного М.Сабунаевым. Через год Пазухина освободили под залог в1000 рублейна поруки родителей, Ва­силий вернулся в Ищеи­но. Но и здесь он нашел единомышленников, объ­единял вокруг себя рево­люционно настроенных ин­теллигентов. Его вновь арестовали и посадили те­перь уже в кинешемскую тюрьму.

Затем была служба в царской армии в течение двух с по­ловиной лет. Но и здесь за Пазухиным был установлен надзор. Даже из казармы  ему  разре­шали выходить не иначе как в сопровождении сол­дат. А окончив службу,  Василий  едет в Петербург, где продолжает образование и увлекается идеями марк­сизма. В дальнейшем Василий Всеволодович отдает им всего себя, становится страстным пропагандистом революционной теории. Связи и встречи с Лени­ным, Дзержинским, Бау­маном, Кржижановским, другими организаторами «Союза борьбы за осво­бождение рабочего клас­са» становятся для него естественными и постоян­ными.

Уже в 1894 г. марксисты начали переходить от пропаганды в отдельных рабочих кружках к широкой политической агитации среди рабочих масс, теснее связываться с рабочим движением. Василий Пазухин  был замечательным пропагандистом, умел убеждать своими речами, подкупал непосредственностью и эрудицией.

Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» был фактически зародышем марксистской партии. И Василий Всеволодович являлся, таким образом,  одним из ее основателей. В декабре 1895г. царская охранка арестовала  88 членов «Союза», в том числе и Ленина. Но «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» не прекратил своей деятельности,  вел политическую агитацию, выпускал листовки. Активным автором текстов листовок был В.В. Пазухин.

    Сохранилась справка «Всесоюзного общества политкаторжан и ее поселенцев» за декабрь 1930г., где черными, не потерявшими цвет чернилами, выведена приписка: «Дана для предъявления в исполком г. Кинешмы». Справка удостоверяет, что пропагандист Нарвского района в Петербурге Василий Пазухин арестован 21 марта 1897г.и заключен в Петропавловскую крепость как активный член «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и привлечен по одному делу с В.И. Лениным и  Г.М. Кржижановским.С 1897г. по 1900г. отбывал ссылку в Вятской губернии.

- По высочайшему по­велению,- говорится в письме петербургского градоначальника губерна­тору Вятки, — в Вятскую губернию высылаются: еф­рейтор из дворян В. В. Пазухин, дочь статского советника К. Н. Приходькова, ветеринарные вра­чи В. Г. Сущинский, Н.Э. Бауман, сын купца, врач М. Я. Ситников, студен­ты А. Ф.Спицин, С. П. Козьмин, В. П. Миртов... [1]

И даже там, в ссылке, в течение четырех лет им полагалось состоять под гласным надзором поли­ции.

Кинешемский краевед Б. Чистяков писал в своих исследованиях:«Полицейских чиновни­ков поражала крайняя политическая неблагона­дежность» Василия Все­володовича.  В декабре 1900г., как сообщалось в одном из доносов, Пазу­хин организовал в г. Нолинске похороны ссыль­ной Е. Дьяковой (Жили­ной) и превратил их в по­литическую демонстрацию, «отказался убрать ленты с непозволительными над­писями, бросающими тень» на самодержавие.

За неповиновение сле­дует наказание. Его отпра­вляют вс. Кай, одно из наиболее глухих мест гу­бернии, запрятанное среди лесов и болот. Ине одно­го. Сюда же за неподчи­нение властям направляет­ся Ф. Э. Дзержинский.В конце назначенного срока полицейская служ­ба соблаговолила дать неко­торое послабление ссыль­ным. Пазухин переезжа­ет сначала в Вятку, а за­тем в свое имение Ищеи­но.[2]После ссылки он находился под надзором полиции в  имении отца Ищеино близ Кинешмы. В Кинешме он про­должает пропаганду марк­сизма, сходится с братья­ми Кирпичниковыми, уча­ствует в организации по­литических кружков.

Среди местных жителей ходили слухи, что в усадьбе бывал В.И. Ленин, т.к. Пазухин был  его другом.  Начало революционной бури 1905г. застает Василия Всеволодовича в г.  Москве. Срок  запрещения проживания в столицах к этому време­ни у него уже кончился. Но ссылка и тюрьмы не прошли даром для его здоровья. Последним уда­ром судьбы послужило убийство товарища по борьбе Н. Э. Баумана. На демонстрации по случаю похорон  Пазухин потерял сознание. Тяжелое нервное рас­стройство заставило его вернуться в Ищеино. По воспоминаниям местных жителей Василий Всеволодович был очень вежливый: "при встрече отцы кланялись, он то же кланялся в ответ". Деревенские подростки очень любили, когда молодой барин  собирался на выезд из усадьбы – мальчишкам  нравилось открывать перед ним ворота.

С 1913г. здоровье начало восстанавливаться. К сожалению, здоровье не позволило ему стать активным участником событий 1917 г. Василий Всеволодович устроился чертежником в Кинешемское земство, позднее он работал в совет­ских учреждениях уезда, длительное время на фаб­рике Севрюгова. Вместе с семьей вступил в сель­скохозяйственную артель. Как писал в своем очерке о революционере Б. Чистяков, местные влас­ти дважды проводили экспроприа­цию имущества Пазухиных, считая их обычны­ми дворянами. Но вскоре экспроприация отменялась. По словам ме­стного старожила И. И. Кочерина, была у Пазухина  «охранная грамота» - документ, подписанный председате­лем СНК В. И. Лениным, о неприкосновенности лич­ности и имущества этого человека. Василий Все­володович не любил его показывать. Со временем артель рас­палась, но Пазухин про­должал заниматься на вы­деленном ему участке зем­ли в свободное от служ­бы время вплоть до 1930 года. В возрасте 60 лет он ушел на пенсию, отка­зался от земли, но еще долго оставался в Ищеи­но. В годы Великой Отечественной войны Василий Всеволодович переехал жить в г. Иваново в семью сына.

В журнале "Жизнь” заапрель 1902г.  в отделе "Хроника рабо­чих волнений и стачек” по Костромской губернии указывается, что "в течение пос­ледних 15 лет в ней, так же, как и в окружающих ее губерниях, вырабо­тались известные приёмы стачечной борьбы, эти приёмы уже не имеют характера отчаянных вспышек, принимавших раньше форму погромов; рабо­чие начинают держать себя во время стачек с большой выдержкой". В листке "Рабочего дела"  от 1 июня 1900г., в отделе "стачки" впервые упоминается о Кинешме и указывается, что наступивший кризис вызвал массовые расчеты рабочих и понижение расценок.

Самая первая организованная стачка за экономические права рабочих в нашем крае произошла 8 ноября 1874года на Долматовской фабрике предпринимателя Зубкова. Рабочие требовали надбавки к  ежедневной зарплате в 4 копейки. Бастующие получили расчет. Через год стачка была повторена, но так же безрезультатно.

И хотя  не было достигнуто взаимопонимания между рабочими и их хозяевами, стачки стали возникать одна за одной: в 1885г. снова на Долматовской фабрике, в 1891г. на фабрике «Ветка», в 1895г. три стачки на фабрике Морокиных в Новой Гольчихе, в 1895г. стачка в Богоявленье.

Примером такого выступления рабочих может служитьстачка 17 сентября 1888г. на Наволокской фабрике. Фабрикант Миндовский в течение меся­ца оштрафовал рабо­чего Ясникова на 12 рублей, а заработал Ясников всего 10 рублей. Тогда сразу 600 ткачей прекратили рабо­ту. Вызванные из города полицейские арестовали зачинщиков. 40 человек рабочих пошли на выручку и освободили арестованных. К 20 сентября число бастующих возросло до тысячи человек, и фабрика была оста­новлена. Стачка продолжалась в течение недели — до 23 сен­тября.

Как показывают донесения в департамент полиции начальни­ка Костромского губернского жандармского управления гене­рал-майора И.Н. Чалеева, стачка ра­бочих на бумаготкацкой фабрике товарищества Миндовского и Бакакина, требовавших повы­шения зарплаты и сокращения штрафов, была внушительной и вызвала у жандармерии и по­лиции немало беспокойства.

[1]Б. Чистяков. Член союза борьбы // Приволжская правда от 30 декабря 1988г.

[2]Там же.

мы в социальных сетях