Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Чалеев Иван Николаевич.

Чалеев Иван Николаевич - (1826 г. Галич - ? г. Кострома) -генерал-майор Отдельного Корпуса Жандармов, начальник Вятского (1867),  Костромского (70-80-е гг. 19в.) и Тульского губернского жандармского управления (1890-1893).Выйдя в отставку в Туле, Чалеев вернулся в Кострому. По своему происхождению он принадлежал к старинному дворянскому роду, представители которого с начала 17 века владели поместьями в Костромском крае. Многие мужчины этого рода были морскими офицерами. Скорее всего,  и Иван Николаевич до прихода в Корпус Жандармов служил по военному ведомству.

Последнее упоминание о нем относится к началу 20 века, когда И.Н. Чалеев пожертвовал 347 рублей на нужды Костромской губернской ученой архивной комиссии.[1]

Прибывшие из Кинешмы становой пристав и исправник принимали меры «к прекращению беспорядков», но ничего сделать с рабочими не могли. Как изложено в донесении «...ввиду возраставшего воз­буждения толпы, она обнаружи­ла полное непослушание и по­стоянно требовала вызова на место губернатора. Причем из толпы неизвестными злоумыш­ленниками брошено было поле­но в полицейского урядника и два камня по направлению про­ходившего исправника. Послед­ний в своем донесении к гу­бернатору, описывая эти обсто­ятельства, представил о необ­ходимости высылки на место воинской команды, как единст­венное, по его мнению, средст­во к прекращению беспоряд­ков».

По требованию исправника 22 сентября 1888 года в Наво­локи прибыл подполковник Ко­ренев с жандармами. Как описывается в донесении, подполковнику Кореневу по­сле переговоров с выборными уполномоченными удалось пре­кратить забастовку. И в ночь на 23 сентября фабрика была пущена.

В своих воспоминаниях рабо­чий Исаков писал: «Забастовка кончилась в нашу пользу, а выставленные требования хозя­ин принял на свой счет. Это была первая забастовка в Наво­локах».

Самой удачной была стачка рабочих фаб­рики Миндовского и Бакакина в1897г.

14 мая 1897г. ткачи в числе 1136 человек прекратили работу, выставив следующие требования:

увеличения зарплаты на 20%,

установления платы за простой станков,происшедший не по вине рабочих;

установления платы за излишние против расценки выработанные аршины;

увольнения управляющего фабрикой.

В листках «Жизни» от 25.09.1902г. указывается, что в стачке наволокских ткачей 1897г. принимал участие единственный уцелевший в Костроме кружок, очень молодой, но который своей деятельностью, хотя несколько бессистемной, много способствовал поддержанию среди рабочих революционных идей.[2]Как только летом в 1897г. возникла стачка в Наволоках, туда тотчас направили из Костромы нелегальную литературу.

Стачка продолжалась в течение месяца и причинила громадные убытки владельцам. Все время стачки рабочие держали себя крайне спокойно и сдержанно.Тогда  они добились повышения зарплаты на 10%.

Желая увеличить зарплату и улучшить распорядок работ 24 сентября забастовали рабочие фабрик товарищества Разоренова и Кокорева в с. Тезино. К ним примкнули рабочие ткацкой  фабрики Шилова в Новой Гольчихе. Стачка продол­жалась 5 дней, но ни одно из требований не было удовлетворено. Действия полицейской и административной власти, вылившиеся в расчеты, увольнения, аресты «за подстрекательство», лишний раз пока­зали рабочим, что за спиной фабрикантов стоит правительство, готовое всеми силами защищать неприкосновенность капитала.«Только на одно были щедры предприниматели - на строительство церквей и кабаков». Питейные заведения работали таким боевым темпом, что трудно приходилось самим фабрикантам. «В Вичуге в 80-х годах настолько развился пьяный разгул, что фабриканты вынуждены  были подать ходатайство о сокращении числа кабаков близ фабрик». Штрафы, обсчеты, принудительное кредитование в «хозяйских лавках», полное отсутствие охраны труда и медицинской помощи, мизерная зарплата при 12 – 14 часовом рабочем дне, плохие жилищные условия и полное отсутствие каких-либо прав - все это создавало невыносимо тяжелые условия труда и жизни рабочих, заставляя бороться за свои права.

Министр внутренних дел России в 1899-1902гг. Дмитрий Сергеевич Сипягин в рамках рабочего визита в Ярославскую, Владимирскую и Костромскую губернии в 1901г.посетил и кинешемские текстильные фабрики. Он отметил крайне страшные материальные и жилищные условия кинешемских рабочих. По этому поводу была составлена  пояснительная записка для государя-императора, но последний особого интереса к записке не проявил.

Дмитрий Сергеевич Сипягин

Никакие насильственные меры не могли остановить рабочее движение. В стачках 90-х годов 19 века все отчетливее проявляются элементы сознательности, сплоченности и настойчивости. Из среды рабочего класса все чаще выдвигаются неординарные личности, готовые не только возглавить, но и взять на себя ответственность за развитие событий.

В 90-х годах 19 века революционерам не удалось завершить объединение социал-демократических организаций в единую партию. Этому очень мешали массовые аресты активистов. В марте 1898г. в Минске оставшиеся на свободе представители социал-демократических организаций созвали I съезд РСДРП, на котором была сделана попытка создать единую партию. На съезде присутствовало 9 делегатов от крупнейших организаций страны. Съезд принял решение объединить социал-демократические кружки и группы в единую Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В начале 20века в промышленных районах вокруг Кинешмы существовали небольшие социал-демократические кружки, жившие замкнутой, изолированной жизнью. Не связанные друг с другом и с руководящими центрами, они в большинстве случаев влачили жалкое существование. Само происхождение их, по словам О. Варенцовой, носило случайный характер. Закинет судьба в такой «медвежий угол» студента-марксиста или сознательного рабочего из Питера, а может из Москвы - они на новом месте продолжают прерванную работу, заводя с рабочими знакомства, распространяя нелегальную литературу. Ни одной из таких организаций, взятой в отдельности, не под силу было поставить технику, без которой немыслима была систематическая агитация, регулярное получение нелегальной литературы.Притакой постановке работы о целесообразном распределении партийных сил и средств не могло быть и речи. За десятилетие 1893-1903гг. можно по пальцам перечесть социал-демократов интеллигентов, принимавших активное участие в партийной работе в нашем районе.

К 1900году Кинешемский уезд занимал первое место в Костромской губернии по количеству промышленных предприятий. В нашем крае преобладала текстильная промышленность. Прядильщики, ткачи и ситцепечатники вербовались из местных крестьян, были тесно связаны с землей и отличались низким уровнем культурного развития.  Но,  не смотря на это, на фабриках уже оформилась пролетарская солидарность и возможности участия в стачечной борьбе. В рабочей среде все чаще влиятельными становились социалисты, уверовавшие в  марксизм, такие как Ольга Варенцова, Виктор Кирпичников, Иван Седов. В 1901г. иваново-вознесенская организация  марксистов вошла в «Северный союз», стоящий на платформе ленинской «Искры». «Северный рабочий союз» -  организация, ставившая себе целью руководить рабочим движением в северных губерниях. В «Союз» входили Ярославский, Костромской, Иваново-Вознесенский социал-демократические комитеты и Владимирская группа. Инициаторами образования «Союза» были: бывший ученик Иваново-Вознесенского реального училища В.А. Носков[3], О.А. Варенцова,студент Демидовского лицея Доливо-Добровольский и бывший иваново-вознесенский рабочий М.А. Багаев. Волею судеб все эти товарищи оказались летом 1900г. в ссылке в Воронеже, здесь и родилась идея создания организации. После второго съезда партии «Северный комитет РСДРП» стал оплотом большевизма в нашем текстильном крае. Он сыграл большую роль в подготовке и проведении всеобщей стачки текстильщиков в мае 1905г. и организации первого Совета. А начиналось все так.

В августе 1901г. по инициативе О.А. Варенцовой в Кинешме организовывается и проходит совещание представителей Ярославской, Ивановской и Костромской организаций РСДРП с целью установления тесных отношений и выработки программы дальнейших совместных действий, т.к. некоторые группы придерживались так называемых примиренческих взглядов на рабочее движение. «Кинешемский уезд с его многочисленными и крупными текстильными фабриками принадлежал к тем забытым местам, куда еще не проникала революционная бацилла со своим разрушительным действием. В Кинешме не было ни революционных организаций, ни партийной работы. Об обысках и арестах «политиков» здесь не было слышно. Жандармы и полиция особой зоркости и бдительности не проявляли. В силу этих соображений наш выбор пал на Кинешму. Мы считали ее более безопасным и удобным местом для совещания, хотя ни у кого из нас совсем не было здесь знакомых».[4]Местом совещания был намечен лес за селом Владычня, версты 4 от берега.  

Совещание представителей организаций РСДРП, проходившее близ с. Богоявление Кинешемского уезда. Август 1901г.

Состав совещания был следующим: Николай Николаевич  Панин[5], Елизавета Аркадьевна Володина и Владимир Сергеевич Бубнов от Иваново-Вознесенска, Василий Миндовский от Вичуги, Ольга Афанасьевна Варенцова и Николай Николаевич Кардашев от Ярославля, Михаил Александрович Багаев от Владимира, статистик Александр П. Заварин от Костромы.

[1] См. Григоров А. А. Из истории костромского дворянства / Сост., вступ. ст. и примечания Н. А. Зонтикова. — Кострома, 1993.

[2]М. Растопчина "Очерки по истории революционного движения в Костроме"1922г.

[3]В 1900г. студент Технологического института  в Санкт-Петербурге.

[4] О.А. Варенцова Как возник «Северный рабочий союз».  Издательство Пролетарская революция, 1922, № 9, с. 13.

[5] Н.Н. Панин - партийная кличка Гавриил Петрович, ярый искровец,  один из подписавшихся под Протестом 17-ти, бывший рабочий  Путиловского завода. В 1896 г. он привлекался в Питере, был выслан в Восточную Сибирь. Это был первый профессионал-революционер в районе.

мы в социальных сетях