Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Варенцова Ольга Афанасьевна.

Варенцова Ольга Афанасьевна - революционный, партийный и государственный деятель, кандидат исторических наук,  родилась в Иваново-Вознесенске 8.07.1862г. Окончила городское училище и женскую гимназию.

В 1884г. поступила на высшие женские курсы в Москве. Здесь же Ольга Афанасьевна примкнула к революционерам-народникам. В апреле 1887г. при обыске в её квартире была обнаружена нелегальная литература. Последовал первый арест и 4 месяца заключения. В конце 1887г. она была вновь арестована и приговорена к 6 месяцам заключения, которые отбывала в шуйской тюрьме. После освобождения проживала в Иваново-Вознесенске и  установила связи с местными революционерами.

Начало 1890-х годов для многих народников стало переломным. Они поменяли взгляды на ведущую силу в революционном движении, т.к. к этому времени на сцену выходит новая сила - пролетариат. Варенцова тоже порывает с народничеством и переходит на позиции марксизма. В 1892г. она  создаёт первый в Иваново-Вознесенске марксистский рабочий кружок. В к.1893-н.1894г. организует женский кружок марксистской направленности.  Но вскоре вновь арестована и выслана в  Уфимскую губернию.

В начале февраля 1900г. на собрании местных социал-демократов О.А. Варенцова впервые встретилась-с В.И.Лениным. В 1900-1902 гг. активно участвовала в создании "Северного рабочего союза", была избрана ответственным секретарём и членом ЦК "Союза". Сотрудничала с газетой "Искра". В 1902г. по доносу провокатора организация была разгромлена, а Варенцова вместе с другими активистами арестована. Более полугода содержалась в Бутырской тюрьме. Затем сослана на 3 года Астрахань, затем в Вологду. В 1911-1913гг. работала в Московской партийной организации. В феврале 1913г. вновь арестована. Из ссылки возвратилась летом 1916г. и переехала в Москву.

После Февральской революции становится секретарём Военного бюро при Московском комитете большевиков. Принимает активное участие в октябрьских событиях в Москве, будучи одним из руководителей боевых операций в Городском районе. В августе 1919г. направлена на работу в Иваново-Вознесенскую губернию, где избрана секретарём губернского комитета РКП(б). Занималась восстановлением текстильной промышленности, оказанием помощи фронту.  На XI съезде РКП(б) была избрана членом ЦКК, затем работала в Институте марксизма-лени-низма. Награждена орденом Ленина.

Скончалась 22.03.1950 г. в Москве.

Совещание в Кинешме отметило, что большая часть революционных организаций на местах состоит из  интеллигентов. Именно поэтому связь с рабочими коллективами отсутствовала. Выяснилось так же, что возникла крайняя необходимость в собственной типографии.

«Все представители с мест подчеркивали, что широкая массовая политическая агитация есть очередная задача момента. Прокламации возбуждают среди рабочих живой интерес и с жадностью читаются. Но запросы в этом отношении, ни в коей мере не удовлетворяются. Листки, печатаемые на гектографе, мимеографе, выпускаются в сотнях экземпляров, тогда как потребность в них выражается в десятках тысяч».[1]

Варенцова в своем выступлении говорила о признании  политической линии и  организационных планах «Искры», т.к. кинешемская встреча проходила перед объединительным съездом в Цюрихе и ее материалы должны быть обязательно отражены в главной партийной газете.

Совещание прошло без помех со стороны властей. Но результаты  по организации революционного движения в Кинешемском районе были скромными. Не получалось создать рабочую революционную  организацию и у Миндовского в Вичуге. Чтобы работа шла быстрее, О.А. Варенцова прислала в Кинешму опытного революционера-подпольщика А.И. Шаповалова, недавно приехавшего из Батума. Но Шаповалов сильно заболел, и миссия его окончилась неудачей.

Приезд в город агитаторов из  Родников и Костромы позволил провести летучие митинги на фабриках и организовать боевые дружины по охране таких  митингов. Благодаря этой работе постепенно начали организовываться  партийные  группы на фабриках. Особенно оживилась работа после 2-го съезда РСДРП, основной итог которого - создание революционной марксистской партии.

Как пишет в своей книге «Зарницы Верхнего Поволжья»  Иван Николаевич Виноградов - один из организаторов в Кинешемском уезде большевистской партийной  группы, первые косвенные сведения  о наличии социал-демократической организации относятся к 1903г. В архиве  ЦК КПСС Виноградов нашел доклад Кинешемского комитета  судоходной организации Волжского бассейна РСДРП о состоянии работы в июле 1903г., о деятельности комитета и об избрании товарища «Иннокентия»[2] делегатом на  нижегородскую партийную конференцию.

Иван Николаевич Виноградов

Это известие дает право считать, что на  различных предприятиях города и уезда существовали довольно крепкие  группы, исповедовавшие марксизм.

Бывшая ватерщица фабрики Томна Елена Тимофеевна Павловская вспоминала о начале революционных выступлений под руководством фабричной партийной ячейки так: «Весной 1903 года, перед самой Пасхой, уп­равляющий фабрикой Зевакин объявил работницам, что после Пасхи будем работать не­полную смену.  Пря­жи у меня поднакопи­лось многовато. Пока не растоваримся, придется помешкать. Что значит работать неполную смену, все мы знали хорошо. Это опять снижение зарплаты, полуголодные дни для самих и для детей.

- Не соглашайтесь, бабы, — подговаривали нас члены социал-демо­кратического кружка, которым в ту пору руководил помощник мастера И.П. Седов -  Выходите на работу, как и прежде, а там посмотрим.

Но от того, что смену продолжали работать полностью, недосчитались многих гривенников. Среди работниц поднялся шум и гвалт.

- Чего зря кричите? Бросайте работу и выходите в рощу за фабрику, - советовали женщинам И. П. Седов и его товарищи-единомышленники Алексей Рамодин, Аристарх Макаров, Тимофей Скворцов и другие. Мы так и сделали. Ни какие увещевания и  посулы хозяйского холуя Зевакина (он обещал накинуть к зарплате семь процентов), не сломили воли участниц «бабьего бунта», как по политическим соображениям называли тогда эту стачку блюстители порядка.

Ни к чему не привели и  уговоры технического инспектора, приехавшего из Костромы. Прядильщицы стояли на своем: повысить расцен­ки на 17 процентов и уволить ненавистного им управляющего. К их требованиям присоединились ткачи, а затем и отделочники. Фабрика полностью остановилась». [3]

[1]О.А. Варенцова Как возник «Северный рабочий союз». Пролетарская революция, 1922, № 9, с. 15.

[2]Партийный псевдоним Иосифа Федоровича Дубровинского.

[3]КХИМ, материалы вспомогательного фонда.

мы в социальных сетях