Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Чаев Афанасий Яковлевич.

Чаев Афанасий Яковлевич - (1886 в деревне Поспелиха – 1964 гг.) – окончил ремесленное училище, работал в кроватной мастерской отца. Один из самых активных революционеров в нашем  крае. Член кинешемской  «хлебной комиссии». В конце 1911 г. был призван в армию –  в состав 172-го пехотного Лидского полка Виленского военного округа. В 1912 г. за революционную агитацию в армии был арестован. Воевал на фронтах 1-й мировой войны. Член солдатского комитета. В октябре 17-го переведен уполномоченным в г. Двинск. Его часть должна была по приказу Керенского выступить на Петроград. Поход был сорван.  В декабре 1917-го Чаев в Кинешме. В 1917-1918 гг. работал в Кинешемском ЧК, участвовал в ликвидации мятежа в уезде[1] и в Ярославле. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.[2]

 Затем Чаев стал председателем городского Совета, какое-то время работал директором «Ивстройтреста», директором хлебозавода. В конце 30х гг. осужден по 58 статье, срок отбывал на Колыме. Освобожден после Великой Отечественной войны в 1947г. После освобождения  вернулся в Кинешму, поселился в своем деревянном доме[3] вместе с женой[4] и дочерью Галиной.[5] Преследования не прекратились и по освобождению из лагеря. Афанасий Яковлевич был отправлен на  вольное поселение в Красноярский край. 

А.Я. Чаев назвал дату появления клуба ошибочно, т.к. клуб открылся  только в  июле 1906 г. Его правление состо­яло из 16 человек, но, социал-демократов было только двое: Иван Павлович Седов и Валерьян Юль­евич Редлих - мастер-электромеханик завода «Элек­троугли» А. И. Бюксенмейстера.

 Рядом с клубом всегда стояли казаки, которые часто нападали на посетителей клуба и избивали их нагайками. Но другого, более удобного места для встреч у подпольщиков не было. И здесь проводилась вся подготовка массовых революционных выступлений. Рабочий клуб жил кипучей жизнью: организовывал массовки и громкие читки для городских рабочих и ремесленников, собрания и маевки в лесу за Черной речкой.  В помощь народному клубу и правлению, состоящему из 16 человек, в Кинешме в доме Хлебниковых на Никольской улице открылось книжное агентство «Луч», возглавляемое кинешемским мещани­ном Владимировым Иваном Александровичем (1887г.р.). Свою квартиру при книжном агентстве он превратил в явку для связи с рабочими города Костромы, распрост­ранял, нелегальную лите­ратуру и проводил рево­люционную пропаганду среди рабочих фабрик и заводов города.

Иван Александрович Владимиров

К этому времени был выработан устав Кинешемской группы РСДРП. На фабриках партийной работой руководили за­водские комитеты, в горо­де - Городской комитет, а их представители со­ставляли Районный ко­митет, который называл­ся Кинешемской группой Костромского комитета РСДРП и имел свою пе­чать с указанным назва­нием. В составе городской организации большевиков числились более 300 рабочих с предприятий Кинешмы и Томны.

На Томне организация РСДРП создана одной из первых в нашем крае и была самой многочисленной – около 65 человек.[6]В октябре 1905г. в ответ на всеобщую политическую стачку и царский «Манифест о свободах» на Томне под руководством партийной группы в составе Ивана Павловича Седова, Алексея Васильевича Рамодина и Тимофея Пучкова был организован профсоюз текстильщиков. В результате вербовки в него записалось более 950 человек. Ежемесячные членские взносы были установлены в сумме 35 копеек. Для профсоюзной и культурно-массовой работы по требованию текстильщиков администрация фабрики предоставила помещение моленной комнаты в казарме №5. Там проводились собрания, и устраивался ликбез. Об этом  вспоминали А.В. Рамодин и Е.Т. Павловская. Последняя лично завербовала в союз текстилей более 60 человек, главным образом, из работниц своего цеха  и проживающих совместно с ней в пятой казарме.

    «Под предлогом на моление, - вспоминала Елена Тимофеевна, - мы собирались в моленной комнате. А на самом деле с нами проводились беседы, читки прокламаций и другой политической литературы, которая пряталась за иконами на иконостасе. В этой моленной комнате находилась разрешенная властями библиотека-читальня».

Сразу же за Томной  группа РСДРП была создана на фабрике Миндовских в Наволоках. Каждый член партийной организации обязывался вносить на нужды организации 2% от своей зарплаты.[7] Велась кружковая работа, проводились массовки. В 1906 г. образовалась небольшая эсеровская группа, имевшая сторонников в Наволоках. Однако эсеры никогда не пользовались влиянием в рабочей среде.

Кроме революционных групп активно стали возникать профсоюзные организации, объединявшие большое количество рабочих. За организацией профсоюзов следило местное жандармское управление. В ноябре-декабре 1905г. КЖУ проводилось следствие по делу об орга­низации профсоюзов в Кинешме. В ходе следствия выяснилось, что 12 декабря 1905г. рабочие Долматовской фабрики обратились к фабричному инспектору Клепикову с заявлением об организуемом ими профессиональном союзе. Показали ему устав союза.

Ткацкий подмастерье Г.И.Гладышев рассказал на следствии, что у рабочих Долматовской фабрики в декабре 1905 г. собрания  проходили в столо­вой. Ткацкий подмастерье Ф.Ф. Суворов во время допросов перечислил неко­торых членов Союза - П. Соловьева, П. Тихомирова, Ф. Хорькова. Рабочий В.А. Малиновский рассказал, что ему предлагали вступить в члены Союза, и что членский взнос собирали по 10 коп.

А.Ф. Вишневский показал, что как-то в ноябре 1905г. он шел в Кинеш­му через двор фабрики Томна. Там он  увидел  людей, сидев­ших близь казармы, и читавших какую-то рукопись. Рукопись оказалась Уставом профессионального союза рабочих фабрики Томна. Он попросил рукопись и прочел её на собраниях,быв­ших на Долматовской фабрике. Устав этот не понравился ра­бочим фабрики, т.к.в нем заключалось слишком мало требований  к хозяевам, и они разорвали этот устав.Свой же устав выработали постепенно на собраниях. На этих собраниях депутатами выбрали  Вишневского, Хорькова, Тихомирова и Соловьева. Кроме того, было решено произвести добровольный сбор по 10 коп.с человека. Эти деньги долж­ны идти на улучшение быта всех фабричных рабочих. Было собрано около 13 рублей, часть из которых была израсходована на уплату за прогульный день Вишневскому, Хорькову, Соловье­ву и Тихомирову, когда они ходили в Кинешму к фабричному инспектору Клепикову за советом по поводу  своего союза... «Устав союза составили сами рабочие, а ниоткуда не списыва­ли»,  - сказал во время допроса Вишневский.

П.Е.Тихомиров, ткач, показал, что тогда в союз записалось около 500 рабочих Долматовской фабрики.

Были опрошены некоторые лица с фабрики Томна. И.П. Седов показал, что после выхода Манифеста государя от 17 октября на фабрике в помещении, где совершались богослужения,начались собра­ния. На собраниях выбирались депутаты в городской Союз текстильщиков. Ими стали  Седов, Серов, Кочетов, Рыбаков и другие рабочие. 

    Рабочий П.С. Кочетов, 28 лет, на допросах  показал, что «на бывших после 17октября собраниях, рабочие решили основать свой профессиональный союз, для чего он, Кочетов,  списал устав союза из газеты «Вечерняя почта» и из статьи  «Профессиональный союз петербургских газетчиков».  На собрании  тот устав одобрили, но сделали некоторые изменения и дополнения»... 

Инженер-механик С.Н. Хлебников рассказал, что 19 ноября 1905г. по просьбе рабочих механического отдела он присутствовал на их собрании в казарме, где кроме ра­бочих  этого отдела были и другие. Там ему показа­ли рукописный устав, где, между прочим, было сказано, что владельцы фабрики не имеют права рассчитывать рабочих и что в противном случае рабочие забастуют. Собранияскоро прекратились, т.к. устав с 935 подписями рабочих  был сожжен работницей фабрики Евгенией Ушаковой.

Ушакова, 45 лет, ткачиха, в свою очередь рассказала, что как-то в конце ноября в общей рабочей кухне собралось около 100 человек рабочих, желавших выйтииз союза, многие из них требовали уничтожения устава и подписей, которых набралось около 1000. Тогда она, Ушакова, взяла устав с подписями и бросила в печь, где все  это сгорело,  и таким образом союз распался.[8]

 Кульминацией революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве. Не были безучастными к нему и рабочие Томны. По инициативе членов группы РСДРП в помощь восставшим москвичам они сформировали боевую рабочую дружину. Во главе ее был назначен брат И.П. Седова - Артемий Седов и братья Николай и Мартын Малковы. Однако томненской боевой рабочей дружине не довелось участвовать в Московском вооруженном восстании, которое было жестоко подавлено царскими войсками еще до прибытия в Москву ткачей из Кинешмы. 

В 1906г. среди рабочих фабрик и кустарей города организуются новые кружки. В состав городского комитета избираются пред­ставители от фабрик. Заседания комитета и кружковая работа про­водятсяна Поповке в бане Краснова и в слесарной ма­стерской Чаевых на улице Юрьевецкой, а так же в роще за рекой Кинешемкой.

За три дня до 1 мая 1906 г.была организована и проведена массовка на Черной речкеза Межаками, где присутствовали представители всех фабрик и заводов.Здесь был разработан подробный план проведения Первомайской демонстрации. Для организации  демонстрации бюро Кинешемской группы выпустило про­кламацию с объяснениями  политического значения праздника 1 Мая и призывом кинешемских рабочих оставить в этот день станки. Работавший в нотариальной конторе И.Н. Виноградов выбил на пишущей машинке два восковых оригинала листовки. Ночью Михаил Дмитриевич Краснов, Андрей Петрович Широ­ков, Арсений Федорович Грибков[9] отпечатали 5000 экземпляров листовок,[10]которые были тут же расклеены на домах, заборах, фонарных столбах, на бульварных скамейках.

На следующий день, как вспоминал Виноградов, молодежь отправилась кататься по Волге на лодках  и во время катания  под аккомпанемент гармони и гитары  впервые в истории города подняли красный флаг на глазах у праздношатающейся  по бульвару многочисленной городской толпы. «С Волги громко звучали «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!».

По плану празднование начиналось с «Томны». Остано­вив утром 1 Мая фабрику, демонстранты, следуя через город на «Ветку», Анненскую мануфактуру, Севрюгов- скую, должны были присоединять по дороге рабочих дру­гих предприятий. Но план стал известен полиции. Рано утром исправник с полицейскими и стражниками прибыл на «Томну». Ткачи хотя и успели выйти на демонстрацию, но провели её только на фабричной территории. В город прорвались немногие и то с опозданием».[11]

Утром 1 Мая городские рабочие, около 50 человек, собрались на верхней торговой площади. К ним присоединилисьслужащие почты и магазинов. В это время из окна гостиницы «Эрмитаж» черносотенец извозопромышленник Второв крикнул городовому: «Казаки,полиция! Бейте их!» На его крик полицейские ворвались в ряды демонстрантов и арестовали около 20 человек. К оставшимся на площади рабочим вскоре прибыло подкреплениесТомны. Митингующие направились к полицейскому управлению и потребовали освобождения арестованных. Под напором демонстрантов начальник полиции освободил арестантов.Казаки, спешившись,лишь наблюдали за движением демонстрации.Воодушевленнаяуспехом, толпа двинулась к фабрике «Ветка».По дороге к демонстрантам примкнули рабочие заводов Бюксенмейстера и Спиридонова. Здесь  толпа соединилась с веткинцами. Александр Васильевич Веселов[12]на­правился в контору для переговоров о прекращении ра­бот. Заревел фабричный гудок,идемонстрация организован­но, колонной, под красным знаменем, с пением револю­ционных песенустремилась на фабрику Коновалова. Демонстранты разошлись по цехам и обратились к текстильщикам с призывом бросать работу. Фабрика остановилась. После этого митингующиедвинулись к фабрикеСеврюгова.[13]

   Бывший рабочий фабрики Ветка В. Смирнов так вспоминал о том событии: «Остановилась фабрика, и все рабочие пошли на соседнюю фабрику Севрюгова, чтобы провести там совместный митинг. После митинга, когда рабочеестали выходить со двора, появились казаки и  пустили в ход нагайки. Завязалась горячая схватка. Многие рабочие испытали на своих спинах побои, но здорово досталось и казакам».[14]Несколько демонстрантов было арестовано, однако на другой день они были освобождены.

И.Н. Виноградов в книге «Зарницы Верхнего Поволжья» описывает это столкновение так: «У Севрюговской фабрики демонстранты раздели­лись: одни вошли во двор, другие у ворот открыли митинг. Но показались казаки. Пристав со стражниками потребо­вали прекратить митинг. Рабочие оттеснили полицию и стражников. Казаки на рысях двинулись к воротам. Рабо­чие заволновались. Руководители, пытаясь сохранить по­рядок, убеждали малодушных. Группа молодежи дружно двинулась вперед к воротам. Пока шли рядами - как в строю - казаки стояли спокойно. Но вот вышли со двора и стали разбиваться на кучки, появились одиночки. Тогда засвистели нагайки: многих избили, ранили. Стражники, преследуя бегущих, разыскивали ораторов.

Закончить демонстрацию по плану - пройти обратно в город и провести там митинг - не удалось. И хотя празднование прошло и не совсем так, как намечали, оно продемонстрировало рабочую солидарность, силу партий­ной организации, послужило толчком к усилению рабочего движения и в Кинешме, и в Вичуге»[15].

Не смотря ни на что текстильщики Томны в этот день тоже провелиорганизованную демонстрацию, вылившуюся в открытое столкновение с казаками. Демонстрация началась во дворе фабрики, затем рабочие обошли вокруг казарм и отправились на речку Томна, в деревню Устиниха. «Над головами участников демонстрации развевались красные знамена, рабочие пели революционные песни. Администрация фабрики вызвала исправника, который выехал на фабрику с казаками и стражниками. Исправник обратился к рабочим с вопросом:

- Почему гуляете, что у вас за праздник? — и предъявил требование идти на фабрику.

От имени рабочих член партии Василий Рыбин ответил:

- На работу не пойдем.

По команде исправника казаки на лошадях стали врезаться в гущу демонстрантов. Рабочие отступили на фабричный двор.Один из организаторов демонстрации И.П. Седов позвал к себе группу молодежи, предложил ей закрыть ворота и установить охрану от казаков, а для защиты  натаскать дров и в случае надобности применить их в дело.Исправник, натолкнувшись на организованные действия рабочих, скомандовал казакам прорваться в ворота и пустить в ход нагайки. Но в это время со двора через забор полетели поленья. Это задержало казаков и дало возможность большинству рабочих разойтись через запасную калитку. Когда казаки прорвались и с гиком пустились за рабочими, не успевших уйти оставалось очень мало. Лишь группа молодежи продолжала поленьями отбиваться от казаков. Тут несколько человек, в том числе и я, испытало на себе казацкие нагайки.На этом рабочие не успокоились. В казармах они пели революционные песни, а из окон кричали исправнику и казакам:

- Кровопийцы!

После демонстрации у ряда большевиков были произведены обыски, некоторые арестованы. Борьба продолжалась» - так описывал произошедшие события В.Н. Макаров.[16]

Подго­товка и празднование 1 Мая[17] проде­монстрировала рабочую солидарность и по­служила толчком к уси­лению рабочего движения в Кинешемском уезде, хотя этому мероприятию усиленно мешали жандармы. Кинешемский исправник доносил губернатору, что через становых приставов, полицей­ских надзирателей, урядников было установлено строжайшее наблюдение за всеми поли­тически неблагонадежными, за всеми прибывшими в город по железным дорогам, а так же на кинешемские пристани.

8.07.1906 г. в Кинеш­ме состоялась городская конференция РСДРП с участием М. В. Фрунзе.  Вернувшись  с IV съезда партии,  с отчетом о поездке и результатах съезда  выступил Виктор Кирпичников.  По решению конференции на пред­приятиях формировались рабочие боевые дружины. Из Костромы приехал представитель окружного комитета партии под кличкой Петр. Ему и было поручено создание боевых дружин, призванных охранять порядок на проводимых собраниях, а в нужный момент быть готовыми оказать вооруженное сопротивление полиции, казакам и погромщикам.

[1]Шевалдовская  и Никитинская волости пошли за эсерами

[2] см.  сборник «Революционеры текстильного края», Ярославль, 1980г., с. 277-79.

[3]Этот дом стоялна улице Юрьевецкойрядом с домом с колоннами В.Ф. Нагорского.

[4]Учительница  русского языка в школе №1.

[5] Окончилахимический техникум в Кинешме, затем хим. институт, жила в Днепропетровске.

[7]В. Галкин. «Иваново-Вознесенские большевики в период  первой русской революции». Обл. ГИЗ 1952г. с.22.

[8]Следственное дело по организации профессионального союза текстильщиков в Кинешме и уезде.// ГАИО,  ОДФ, ф.349, оп.1, д. 611, л. 1- 11 об.

[9]А.Ф. Грибков – 1884г. рождения, д. Загарье, сын крестьянина. Окончил Шеломовскую земскую школу. Жил и работал в Кинешме.

[10] Листовки были напечатаны в  доме Грибкова на Никольской улице.

[11]И.Н. Виноградов  «Зарницы Верхнего Поволжья» // Верхне-Волж-ское книжное издательство, Ярославль 1966г., с.43.

[12]Веселов А.В. - псевдоним  «Осип», студент, секретарь кинешемской группы  РСДРП в 1908г.

[13]Приволжская правда от  30.04. 1961г. №52.

[14]В. Смирнов .Путь борьбы и побед. // Приволжская  правда от  4.10. 1957г. №118.

[15]И.Н. Виноградов  «Зарницы Верхнего Поволжья» // Верхне-Волж-ское книжное издательство, Ярославль 1966г., с.44.

[16]Памятные дни революционных событий в Кинешме. Воспоминания старого большевика. // Приволжская правда № 69 от 8.06.1955г.

[17]Кинешемская организация РСДРП  впервые праздновала 1 Мая общей забастовкой и широкой демонстрацией.

мы в социальных сетях