Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Андроников Владимир Николаевич.

Андроников Владимир Николаевич - (5.07.1885 г. с. Новая Гольчиха-5.02.1942 г. Алма-Ата) -  русский революционер, партийный и государственный деятель, крупный хозяйственник.

Родился  в семье священника, личный почетный гражданин. Окончил Костромское духовное училище, вышел из 2-го класса духовной семинарии. Трудовую деятельность на-чал в 1903г. учителем в школе в д. Загзы Варавинского уезда Костромской губернии. В 1905г. вступил в РСДРП(б). Партийную работу вёл в Костроме, Киеве, Самаре и других городах. Организатор боевых дружин в Кинешемском уезде.

 В 1908 г. секретарь Иваново-Вознесенского, а в 1914 г. Киевского комитета большевиков. За революционную деятельность 11 раз был арестован, два раза бежал, отсидел в тюрьме в общей сложности 5 лет, более 2-х лет находился в ссылке. В 1907 г. вместе с Фрунзе сидел во Владимирском централе, где помогал ему вести революционную работу среди заключенных. В 1912 г. был выслан в Вологодскую губернию. В 1916 г. Андроников арестован в Самаре и вместе с Куйбышевым и Бубновым отправлен в Сибирь, в Туруханскую ссылку.

После февральской революции в марте 1917 г. вернулся из ссылки и стал одним из организаторов борьбы за установление Советской власти на Урале: член Уральского областного комитета РСДРП(б), член комитета Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов.

9-14 июня 1917 г.  состоялся 1-й Екатеринбургский окружной съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, одним из руководителей которого был Андроников. На съезде он избран председателем Екатеринбургского окружного Совета.

30 ноября 1917 г. Уральским Областным Советом рабочих и солдатских депутатов  была созвана специальная сессия Заводского совещания,[1] на которой делегаты демократической группы Совещания выразили недоверие его Рабочему бюро. После бурных дебатов по новой программе действий Заводского совещания представители заводовладельцев и высших конторских служащих покинули заседание. В результате было избрано новое Рабочее бюро, председателем которого стал В. Н. Андроников. В декабре 1917 г., будучи избранным в члены Учредительного собрания, находился в Петрограде, где неоднократно встречался с Лениным.

В январе 1918 г. Андроников становится председателем Совета комиссаров Урала и проводит национализацию промышленности региона. С марта 1918 по февраль 1919 г. - комиссар производства Урала. В мае 1918 г. участвовал в I Всероссийском съезде совнархозов, где выступал за хозяйственную независимость регионов и предприятий.

В 1919 г. возглавил губсовнархоз в Вятке, а после освобождения края от Колчака переехал в Екатеринбург и работал членом бюро отдела металлов ВСНХ на Урале.

В 1920-м был направлен на Украину, где руководил восстановлением металлургических заводов.

В 1924-м перешёл на работу в Главметалл, а в 1925-м  вновь вернулся на Урал, год работал в Уралплане, в ноябре 1925 г. стал первым председателем Уральского областного радиобюро, в 1926 г.  назначен председателем областного совнархоза, а в 1929 г. - зампредом Уралоблисполкома.

С весны 1931 г.  был представителем Уралсовета при ВЦИК в Москве. В 1933 г. был назначен председателем Госплана Казахстана и заместителем председателя СНК республики.

Делегат съездов РКП(б)-ВКП(б): XI-го (1922), XII-го (1923), XV-го (1927), XVII-го (1934).

В мае 1938 г. Андроников был арестован и приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Иван Николаевич Виноградов, Ми­хаил Павлович Тулин изготавливали для боевой дружины оружие - руч­ные бомбы «македонки» На железной дороге было перехвачено оружие, выписанное  хозяевами предприятий для вооружения черной сотни. Захваты оружия производили в  полицейском участке  и почтово-телеграф-ной конторе Вичуги. Конфискованное оружие хранили в деревне Скрылово в доме рабочего Ефима Ивановича Кашина.

    Н. Стародубцев - участник тех событий вспоминал: «Боевая дружина Кинешмы, в которой я состоял, насчитывала 30 человек. Мы охраня­ли тайные собрания и конферен­ции, предотвратили намечавшийся полицией и черносотенцами по­гром интеллигенции и евреев. Боевые дружины 1905-1907гг. послужили прообразом Красной гвардии, которая была создана в 1917 году».[2]

  А рабочий Родниковской фабрики М. Рябиков о деятельности рабочей дружины писал так: «В 1905—1907 гг. я был участником революционных со­бытий в Родниках. В этот пери­од особенно усилилось влияние большевиков среди рабочих. Большую помощь в работе местным организациям оказывала Ивановская революционерка О. А. Варенцова, которая несколько раз приезжала к нам. Через нее мы были связаны с Ивановым, Костромой, Кинешмой и другими городами. Бывал у нас М.В. Фрунзе. Летом 1906 года наступает реакция. Начались погромы. Партия отвечает на это организацией боевых дружин, обучает ра­бочих владеть оружием. Такая дружина была создана и у нас. Был такой случай: боевая дру­жина под руководством Е.Ф. Цветкова в июле 1906 года раз­громила полицейский участок в Вичуге и забрала 8 винтовок и 11 револьверов. В борьбе закалялись наши силы».[3]

Следом за акциями дружинников последовали аресты и обвинения. Полиция  обвинила  боевиков в нападении на лавку купца Пелевина в Вичуге. Задержанных членов вичугской группы жестоко избивали в тюрьме, требуя дать полные показания на членов боевых групп. Как утверждает И. Виноградов, ссылаясь госархив Костромы, фонд 133, были даже случаи смерти заключенных членов боевых дружин от истязаний полиции. Все это заставило  парторганизацию уезда отказаться от дружин, тем более что проконтролировать их деятельность  становилось невозможным.

Неудачи и ошибки  революционных  событий 1905 г.  показали, что  большевистская партия  должна использовать легальные формы борьбы. В частности трибуну Государственной Думы, куда на волне революции были выбраны и представители этой партии. Вторая Государственная Дума начала свою работу 20 февраля 1907 г. Но уже  2 июня, проведя всего одну сессию, была распущена.  Председательствовал в Думе кадет Ф. А. Головин. Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством. Из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом[4] было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И.Г. Церетели, прошла в Думу голосами мелкой буржуазии. Большевики отстаивали тактику "левого блока" с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьёзные политические просчёты по важнейшим программным и тактическим вопросам. Вопрос о борьбе между меньшевиками и большевиками внутри фракции был перенесён на Пятый (Лондонский) съезд РСДРП, где победила большевистская точка зрения. Однако фракции не пришлось воспользоваться директивами съезда, т.к. правительство решило разогнать Думу. Поводом для этого послужило сфабрикованное охранным отделением провокационное обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре против государя. В ночь на 3.06.1907г. социалдемократи-ческая фракция была арестована, затем предана суду. Дума была распущена, и опубликован новый избирательный закон в нарушение Манифеста 17.10.1905г. и основных законов от 23.04.1906г., избирательного закона от 11.12.1905г. По новому Закону количество выборщиков от крестьян уменьшилось с 44 до 22%, от рабочих -с 4 до 2%. Многие национальные окраины были вообще лишены представительства. Новый избирательный закон предоставил большинство в Думе помещикам и крупной буржуазии, которые вместе имели 65% всех выборщиков. В. И. Ленин указывал, что переворот 3 июня 1907г. положил начало так называемой третьеиюньской системе, обеспечившей «...всевластие крепостникам и привилегии буржуазии».[5]

  Вдохновителем переворота был "Совет объединённого дворянства". Правительство потребовало предания суду 55 социал-демократических депутатов Думы и в ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, арестовало их.    Таким образом, третьеиюньский государственный переворот знаменовал поражение революции 1905-1907гг. в России, временную победу сил контрреволюции. Начался так называемый период «столыпинской реакции» - массовых и жестоких репрессий против рабочего класса и крестьянства, черносотенного террора.

Газета «Пролетарий»[6] №30  от 23/10 мая 1908г. по этому поводу писала: «Довольно сильная Кинешемская организация пострадала после удачного выступления 22 ноября в день суда над социал-демократической фракцией Второй Государственной Думы. Большинство наиболее передовых рабочих были арестованы, профессиональные союзы закрыты. Но удар не был настолько силен, да и организация здесь такова, что, в общем,  она стала уже оправляться.

Большое значение социал-демократическая  организация в Кинешме приобрела в феврале-марте прошлого года во время «хлебной комиссии», когда Кинешма была отрезана от хлебных рынков, благодаря чему местные хлеботорговцы подняли цены, чем вызвали массовое движение рабочих и крестьян, захвативших в свои руки город и устроивших  громадные собрания.

В этом году цены на хлеб не высоки, благодаря следующей истинно русской причине: хлебные караваны, направляющиеся в Кинешму, были захвачены морозами и остались в разных местах по Волге. Крестьяне, осаждавшие прошлым годом Кинешму, неожиданно увидели у себя под боком запасы хлеба, которые кроме них  покупать некому и естественно цены на хлеб высоко подняться не могли»…

Речь в газетной статье идет о событиях в Кинешме, относящихся к февралю-марту 1907 г., вошедших в историю как работа «хлебной комиссии». 

С середины февраля 1907 г. Кинешма стала центром широкого движения, проходившего под лозунгом «Требуйте дешевого хлеба». 14 февраля в здании городского театра собралось Исполнительное бюро по вопросу о наказе вновь избранному депутату 2-й Государственной Думыот рабочей ку­рии А.В. Калинину, жителю Родников.Встал и вопрос о предотвращении хлебной спекуляции. Сразу же выяснились две точки зрения: одна группа  предлагала провести собрания и выбрать представителей от каждого предприятия для предоставления  требований властям и хлеботорговцам о снижении цен на хлеб, вторая предложила провести однодневную забастовку, собрать всех рабочих в центре города и  выбрать совет рабочих депутатов.  Именно последняя точка зрения  взяла верх.

Сохранилась копия   донесения  кинешемского уездного исправника прокурору костромского окружного суда о митингах  февраля 1907 г., в котором в частности говорится: «Секретно. 14 февраля по г. Кинешме и по всем фабрикам Кинешемского района пронесся было слух, что в час дня прибудет из Юрьевца член Государственной Думы Юницкий. По этому случаю близ народного клуба  ожидался многолюдный митинг. Но Юницкий не смог приехать, и митинг не состоялся. На следующий день, около  10 часов дня, снова заговорили  в городе, что вместо Юницкого ожидается член Государственной Думы Калинин из Родников Юрьевецкого уезда, с целью  узнать от народа  его нужды и проститься с ним по случаю отъезда в Санкт-Петербург. Не усматривая в этом  ничего предосудительного, но имея ввиду большой  прилив фабричного двора, я для поддержания порядка, в случае надобности, держал в готовности при полицейском управлении  весь пеший и конный наряд стражников, а для подавления могущих быть беспорядков,  просил командира 2-й сотни 30-го Донского казачьего полка  держать в готовности сотню казаков». [7]

Действительно, в условиях тяжелого экономического положения тру­дящихся Кинешмы Городской комитет партии решил 15(28) февраля созвать митинг рабочих и кре­стьян. На него пригласили и депутата Думы. Рабо­чим был дан сигнал  15(28) фев­раля к 8часам утра остановить фабрики и заводы. К 12часам дня Кинешемская торговая площадь стала наполняться рабочими.

Из того же донесения полицейского исправника узнаем,  что «к тому временивсе трактиры, пивные, казенные винные лавки были закрыты, народ был трезвый и вел себя тихо, так что, не смотря на то, что на площади собралось 10 000 человек, даже обычному наряду полиции не пришлось принимать какие-либо меры  для поддержания порядка и, таким образом, быть невольными зрителями на неразрешенном митинге. По рассказам полицейских чинов и очевидцев, на возвышенном месте городской площади в центре толпы народа была поставлена бочка, на которую первым встал член Государственной Думы Калинин и в своей короткой речи высказал свою принадлежность к  партии социал-демократов, обещал  сделать все к устранению нужд рабочих». [8]

Начавшийся в час дня митинг открылся с требованийк депутату о твер­дой и решительной защите  инте­ресов рабочего класса. Главным оратором стал член Костромского комитета РСДРП товарищ Павел.[9]«В резко выраженной форме он сказал: «Я прибыл к вам и предлагаю свою голову и познания, а от вас требую только силы и поддержки, и в случае ареста, встаньте за меня как один, клянитесь». Все сняли  шапки, и послышался ответ: «Клянемся». – «Думу государь разогнал, поэтому он изменник, министры воруют народные деньги, епископы и губернаторы  получают большое жалование и тратят на свое удовольствие.Всеони сволочи, государь - дурак, его нам не надо. А если он и будет, то власть должна остаться в народе. Надо, братцы, нам сплотиться ближе и с оружием в руках до тех пор биться против правительства, пока не уничтожим его». [10]

    Товарищ Павел поднял вопрос о вздорожании хлеба. Здесь же выбрали комиссию в составе 37 уполномоченных депутатов от фабричных рабочих (30) и крестьян (7), которые должны были заняться урегулированием цен на хлеб. Кроме того в комиссию вошли 5 пред­ставителей Наволок и 3 депутата из Каменки. Председателем единогласно был выбран тов. Павел. В состав руководителей «хлебной комиссии» вошли большевики Седов, Фомин, Макаров, Королев. Совет избрал президиум и рабочие ко­миссии. В главную комиссию - «хлебную» - во­шло 16 депутатов.

[1] Орган Особого совещания по обороне государства на Урале, регулировавший работу промышленности посредством распределения оборонных заказов.

[2]Архив Б.П. Матвеева. // Научно-вспомогательный фонд КХИМ.

[3]Там же.

[4]11 депутатов, прошедших  в Думу не от социал-демократической  партии, имели совещательный голос.

[5]В.И. Ленин. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 78.

[6] «Пролетарий» - нелегальная еженедельная газета. Выходила с 21.08. 1906 по 28.11.1909г.  Орган большевистской фракции РСДРП. Закрыта по решению Парижского пленума ЦК РСДРП. В «Пролетарии»  публиковались отчеты о деятельности ЦК РСДРП, решения конференций и пленумов ЦК, письма ЦК по различным вопросам партийной деятельности, письма и корреспонденции с мест.

[7]Копия  донесения  кинешемского исправника прокурору костромского суда о митинге 14.02.1907г. в Кинешме в связи с проводами  Калинина, о борьбе рабочих за снижение цен на муку.  // КХИМ НВФ. 

[8]Там же.

[9]Семен Михайлович Серговский  (1876 г.р.)  прибыл из Костромы  на смену т. Мусину для руководства  партийной школой в 1906г. и оставался в Кинешме до 1907г. Проживал в доме Евдокимовой по Спасской улице.

[10]Копия  донесения  кинешемского уездного исправника прокурору костромского окружного суда о митинге 14  февраля 1907г. в Кинешме в связи с проводами члена Государственной Думы Калинина и о борьбе рабочих за снижение цен на муку.  // КХИМ.

мы в социальных сетях