Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9416

Фомин Георгий Ефимович, Смирнов В., Тивин Лев Федорович

ЧЕРНОВИКИ - НА БЕЛЫЙ СВЕТ! КИНЕШМА В ВОСПОМИНАНИЯХ МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ ЧЕРНОВИКИ ИСТОРИИ

Фомин Георгий Ефимович.

Фомин Георгий Ефимович (1881-5.3.1965) – сын рабочего из Владимирской губернии,  член РСДРП с 1902г.[1]В партию большевиков вступил в Кинешме, куда совершенно случайно прибыл, попав в «черные списки»за  забастовочную деятельность на фабрике Баранова в селе Карабаново близь Москвы. Заглянув во двор подрядчика строительных работ А.Д. Несмеянова, Фомин попросил дать ему какую-нибудь работу, и сразу же был принят подмастерьем на работу по перемешиванию бетона с зарплатой в 75 копеек в день.[2] Несмеянов же привел молодого рабочего в социал-демократический кружок. Во время так называемой «хлебной комиссии»15.02.-1.03.1907г. избирался зам. председателя кинешемского совета рабочих депутатов.В 1908г. был арестован и сослан в г. Вельск Вологодской губернии, а затем Тюмень.

С 1910г. по 1911г. учился в  партийной школе в Италии, несколько раз приезжал в Париж для встречи с В.И. Лениным.

Вскоре в город стали стягиваться новые воинские формирования – батальон 9 Гродненского гренадерского полка и четыре казачьи сотни. Из Костромы прибыл отряд жандармов во главе с ротмистром Павлом Юдичевым.[3]Начались обыски. В ночь на 1 марта государственная власть перешла в решительное наступление: во время заседания 18 членов  комиссии были арестованы.[4]

«Не избежал этой участи и я», - вспоминал В. Смирнов.«Сидел в одиночке Костромской тюрьмы. Ежедневно меня выводили на допросы. Допрашивал сам губернатор Веретенников. Ему хотелось узнать о большевиках, с которыми мы состояли в одном кружке. Он ежедневно задавал мне один и тот же вопрос:

— Ты знаешь, что они участвовали в кружках?

Я одно отвечал, что не знаю, в каких кружках. Тогда он мне показывал фотокарточку, на которой я был изображен с группой коммунистов. Когда видел, что ничего не может добиться, набрасывался на меня с кулаками. Так продолжалось одиннадцать дней, а на двенадцатый меня выпустили, и я приехал обратно в Кинешму». [5]

Смирнов В.

Смирнов В. – профессиональный революционер, с 1905г. рабочий фабрики братьев Разореновых. Проживал  на Поповке и вечерами ходил в рабочий клуб, организованный в здании драмтеатра, где постигал азы революционного дела. В  1906г.был арестован, но отпущен за недоказанностью улик. По возвращении из Костромы продолжал работатьна Ветке. Весной  1909 г. ему объявили, что уволен,  и чтобы  больше на фабрику не приходил, т.к. сочли неблагонадежным. После этого  Смирнов долго не мог устроиться на работу - за политическую деятельность оказался в черном списке. Во время первой мировой войны Смирнов завербовался плотником мостовых работ в Киевский военный округ. В конце 1916 г. его отряд был переброшен восстанавливать вокзальные пристройки на станцию Казатин.

Вмарте 1917г. вступил в члены РСДРП(б). После этого   был зачислен в боевую дружину Красной гвардии, и  участвовал  в разгроме гетмана Скоропадского.

В первые годы Советской власти  служил в рядах Красной  армии. Сначала был рядовым в железнодорожной роте, затем секретарем ячейки в дивизионе, заместителем военкома и военкомом передовых участков железнодорожной дивизии.  Затем возвратился в Кинешму.

В Кинешме по приказу  Веретенникова был закрыт театр, который использовался социал-демократами как легальное место собраний рабочих. Кинешемский полицмейстер ранее неоднократно доносил в Кострому о своих  наблюдениях за народным домом, требуя закрыть театр,чайную и библиотеку-читальню за неблагонадежностью ее посетителей. После арестов в помещении театра устроили казармы для казачьей сотни[6].

В ответ на аресты на фабриках Ветка и Томна начались массовые забастовки. Рабочие требовали немедленно отпустить арестованных. Забастовка шла так организованно, что власти пошли на уступки и освободили некоторых членов «хлебной комиссии», не представлявших  угрозу для власти. Остальные арестованные были под стражей отправлены в Кострому и после 4-6месячного пребывания в Костромской тюрьме отправлены  в ссылку в отдаленные губернии. Оставшиеся на свободе революционеры вынуждены были уйти в подполье.

В период так называемой «реакции», наступившей сразу же после первой русской революции, многие активные деятели большевистского движения оказались в ссылке и тюрьмах. В город приехал пропагандист Сергей (коммунист Лев Эдуардович Вицман).[7] Его слушали на митингах в лесу за железнодорожным семафором. Работа на местах продолжалась, но не так активно, как хотелось бы партийным лидерам. В апреле 1907г. в бору за вокзалом кинешемская группа большевиков собралась для выборов делегата на 5й Всероссийский съезд партии. Делегатом был избран С.М. Серговский. На съезде он участвовал под фамилией Сидоров, или под псевдонимом Кинешемский Павел.

   Особое место среди всех партийных групп периода реакции  занимает Наволокская группа рабочих, которая вела активную агитационную и стачечную деятельность. Сохранилось донесение в Костромское губернское жандармское управление вахмистра  Васильева от 23 мая 1907г., в котором он пишет: «Секретно. Помощнику  Начальника Костромского Губернского жандармского Управления в Кинешемском уезде. В дополнение к телеграмме от 22 сего мая доношу, что 22 числа в 10 часов вечера рабочие фабрики в селе Наволоках Дюпихинской волости Кинешемского уезда около 1000 человек собрались в овраге близь села Наволоки. Урядник при помянутой фабрике Беляев, взяв с собой  трех конных стражников, отправился  к месту митинга. Когда приблизился к собравшимся, то увидел над местом развивающийся красный флаг. А  оратор, неизвестный ему человек, произносил революционные речи. И когда заметили рабочие приблизившихся урядника со стражниками, то оратор стал призывать рабочих окружить полицию и уничтожить.  На это рабочие с криками «Ура!» бросились на стражников.  Последние отступили в поле. Но рабочие стали окружать стражников и произвели в них несколько револьверных выстрелов, что вынудило Беляева послать на фабрику. И когда прибыли еще 6 человек стражников и городовых, то Беляев приказал  стражникам  открыть  по наступавшим  рабочим огонь. Последствием чего были трое рабочих ранены-Михайло Иванов Иванов, Григорий Михайлов Сиваков, Василий Иванов Попов. Из стражников никто не пострадал. В тоже время о происшествии по телефону дали знать Кинешемскому исправнику, который тот час же командировал  на место происшествия пристава 2 стана Тогилинского, который со взводом казаков прибыл, но  толпа до его прибытия уже рассеялась. Тогилинским был арестован как зачинщик рабочий Петр Арестов Синицын. Тогилинский предлагает обыскать и арестовать рабочих Леонида Белопухова, Андрея  Сперанского, Сергея Веселова. О результатах обыска донесу дополнительно. Работы на фабриках производятся  без  остановок. Вахмистр Васильев».

 Данный документ показывает готовность рабочих к борьбе за свои права, невзирая на  противостояние с полицией, и о наличии оружия в рабочей среде, которое может быть в любой момент использовано против стражей порядка.

23.11.1907г. во дворе фабрики Томна, у старых казарм, был проведен митинг. Во время  речи большевика Платона во двор  фабрики ворвались казаки.  Противостояние рабочих и власти закончилось 24 ноября массовыми арестами 36 членов группы РСДРПтомненской партийной организации  в том числе И.П. Седова, А.Д. Макарова, Т. Скворцова. Аресты прошли и на Ветке. Были арестованы рабочие фабрики Соколов и Фомин.

С 23 ноября по 19 декабря 1907г. в Кинешме было арестовано свыше 70 большевиков.Большую роль в выдаче полиции участников митингов сыграл провокатор Курганов, который был убит А.П. Седовым, братом  революционера, через 4 месяца после арестов активистов. Повсеместно свирепствовала черносотенная реакция.

Возможно, Курганов в жандармском управлении носил кличку «Игнат», т.к. именно после доносов «Игната» начались в конце 1907г. массовые аресты революционеров. Именно о нем в письмах к жене предупреждал Кинешемскую организацию профессиональный революционер Николай Тимофеевич Щеглов, арестованный  3 ноября в Костроме. Следом за Щегловым и  Александром Михайловичем Соколовым, посредником между Кинешмой и Костромой, был арестован и Вицман.   14 ноября 1908г. Щеглов и Вицман были приговорены  Московской судебной палатой к  полутора годам тюремного заключения.

Газета «Пролетарий» писала: «Настроение масс, сложившееся во время хлебной компании, вылилось 22 ноября в забастовку. Последовавшие аресты (бывшими здесь массовыми чуть ли не впервые, т.к. октябрьско-декабрь-ских дней здесь не было),  ухудшили настроение. Почти до конца прошлого года здесь всегда было относительно много интеллигенции, теперь почти никого не осталось. Это тоже сказалось. Жажда знания, как и всюду, громадное, но кружков вести  почти некому. Правда, на  всех фабриках существуют довольно хорошо организованные библиотечки, но они не удовлетворяют, да и функционируют они не особенно хорошо. Организация состоит из  следующих районов: Ветка, Томна, городской, Наволоки, Каменка. Ведется так же работа  на фабриках Коновалова, Севрюгова и Долматова.[8]

    На Томне… до 22 ноября было в организации 68 человек, теперь приблизительно 50. На заводских собраниях бывает человек 18-23, членские взносы платят, настроение масс подавленное, нет защитников, все в тюрьме. Администрация на просьбы об улучшении положения, глумясь, рекомендует: поезжайте в Кострому (где сидят арестованные) к своим защитникам. Фабрика работает вовсю. Профессиональный союз этой фабрики закрыт, правление в тюрьме.

   На Ветке, другой фабрике Разореновых, до провала  было 63 члена  организации, теперь приблизительно около того же числа. Собрания редки, членские взносы плохи.  Никаких вопросов, вызывающих толки, нет. По словам одних работы очень много, не хватает даже пряжи на шпули, по словам других, начинается заминка, т.к. цены на товары понижаются. Профессиональный союз бездействует. Раньше в нем было 300 членов, теперь 10-12.

    В городском районе… все платят членские взносы, существуют кружки.

   На фабрике Коновалова партийная организация никогда не была прочна, были лишь связи, так оно и теперь. Был профессиональный союз, очень небольшой. После того как все его правление было рассчитано, которые согласились бы быть выбранными в правление, и союз рассыпался.

   В Долматове  с очень тесной массой есть только связи.

   В Наволоках организованных 50 членов. Членские  взносы поступают средне. Союз закрыт полицией. Всюду около Кинешмы происходит расширение производства. Предположено выстроить новый ткацкий корпус в Наволоках».[9]

 Данная статья интересна нам потому, что дает представление исследователю революционных событий в Кинешме не только о численном составе парторганизаций на конкретных предприятиях Кинешмы, но и о настроениях рабочих, о мерах, предпринимаемых для наведения порядка их хозяевами.

После арестов состояние кинешемской организации  к 1908г. было крайне тяжелым.  В начале  января 1908г. в Кинешму стали наведываться профессиональные революционеры-ленинцы из Москвы – товарищи Наталья (Эрфурт), Антон Ефимович Овчинников – «Виктор»(он же Леонтьев, Кораблев), из Владимира – товарищ Валериан. С их появлением партийная работа значительно оживилась.

14 июля 1908г. партийное собрание города  приняло решение издавать свою нелегальную газету под названием «Эхо». Редактором был назначен  Овчинников, техником-наборщиком стал рабочий  Иван Алексеевич  Кукушкин («Евгений» с паспортом Ломакина), а кинешемцамКраснову и Разуваеву было поручено сделать деревянные части для печатного станка нелегальной типографии. Материалы для газеты писали Наталья Рыжева (Е.И. Эрфурт, прусская подданная)[10], Чаев и Шагин.

Но в ночь на 15 июля в Кинешме и Наволоках жандармы произвели массовые аресты. Овчинников, Рыжева,  Крылов, Веселов, Чаев, Хейфиц,[11]Аленова, Краснов, Разуваев, Широков, Шагин, сестры Власовы, Мясников,  Мернерт, Фирсов были арестованы в Кинешме, а Яблоков, Ершов и Лебедев в Наволоках.

В агентурной записке от 12 июля 1908 года так сооб­щалось о деятельности Кинешемской группы РСДРП: «...деятельность организации главным об­разом выражается в рас­пространении среди рабо­чих идей социал-демокра­тической партии путем устной пропаганды и раз­дачи литературы, в уст­ройстве совещательных собраний и конференций членов организации...».[12]

Провокатором оказался некто Гвоздев. Таким образом, была ликвидирована самая активная верхушка подпольной организации большевиков. При обысках были конфискованы гектограф с краской, шрифты, библиотека, переписка, около тысячи экземпляров газеты «Рабочее знамя» - органа областного бюро РСДРП. Один из членов Костромского комитета Я.А. Андреев вспоминал, что под именем Василий Гвоздев скрывался агент охранки  с псевдонимом «Фрукт» - угловатый  человек с грубыми чертами лица. Он приехал в Кинешму  из Москвы как  административно высланный и устроился на Подшиваловский завод токарем. Настоящая фамилия его, скорее всего, Никольский. Гвоздев активно участвовал в борьбе подшиваловской группы и даже оказался в списках на увольнение как неблагонадежный. [13]

Только к осени 1908г. кинешемская партийная организация получила новое руководство в лице присланного в уезд только что вернувшегося из ссылки Аслюдея Абдулова-Абдуладзе[14] и Григория Григорьевича Цветкова.В состав городского комитета РСДРП (б) вошли И. Чистяков, П. Груздев, Лев Федорович Тивин, Семен Рандуков. Цветков совместно с Тивиным в деревне около Вичуги организовывают типографию и выпускают листовки.

Тивин Лев Федорович.

Тивин Лев Федорович  – (1890 г. Могилев - ?) -после смерти матери в 1902г. был отправлен в Кинешму к брату,  учиться часовому делу.  В революции с 1905г. Во время первой мировой войны воевал на австрийском фронте. Один из организаторов, ас ноября 1917г.  руководитель Красной Гвардии в Кинешме. За революционную деятельность был награжден орденом Ленина.[15]

 

[1]Даты указаны в личном письме Кинешемскому историческому музею от 19.03.1958г.

[2]А.Д. Несмеянов - бывший учитель, владелец  подрядной конторы. По убеждениям социалист-революционер.

[3]  О Павле Юдичеве известно, что Приказом Его Императорского Величества от декабря 6-го дня 1916г. «Всемилостивейше соизволил государь-император пожаловать за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны по Отдельному корпусу жандармов  орден  Св. Анны 1-й степени: Отдельного корпуса жандармов: Николаю Терехову,  Евгению Пригара и Павлу Юдичеву. // Высочайшие приказы о чинах военных за 1-12.12. 1916 г.

[4] Товарищ Павел выбыл из Кинешмы за несколько  дней до арестов.

[5]В. Смирнов . Путь борьбы и побед.  // Приволжская  правда от  4.10. 1957г. №118.

[6] Театр  возобновил свою работу только через 2 года. Это стоило огромных хлопот его организаторам. За театром был установлен жесткий  постоянный контроль со стороны властей.

[7] Студент Киевского политехнического института, активный участник событий в Рузаевке и Пензе. Прислан был в Кинешму по просьбе  Валериана  Юльевича Редлиха – инженера завода Бюксенмейстера.

[8]Имеется виду фабрика Миндовского в с. Долматовский на р. Мера.

[9]В тексте сохранен  стиль газетной статьи 1908г.

[10]О перечисленных выше  революционерах сохранились лишь отрывочные сведения в воспоминаниях старых большевиков, в частности в воспоминаниях Ф.С. Смирнова, А.Я. Чаева и И.Г. Иванова.

[11] М. Хейфиц работал в сапожной мастерской, расположенной в двухэтажном доме на углу Песочной улицы. На втором этаже была явочная квартира, а на первом  красильня и сапожная мастерская. 

[12]«Славный путь борьбы и побед» Городской партийной организации - 80 лет. По материалам  Кинешемского музея.  //Приволжская правда  от 18 сентября 1985 г

[13]«1905г. в Костроме» // Сборник, с. 158-160.

[14]Московский  рабочий-медник Пономарев по кличке Платон.

[15] В честь сорокалетия Советской власти.

мы в социальных сетях