Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9448

Кинешемский уезд в первые годы Советской власти. Окончание.

ЧЕРНОВИКИ - НА БЕЛЫЙ СВЕТ! КИНЕШМА В ВОСПОМИНАНИЯХ МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ ЧЕРНОВИКИ ИСТОРИИ

Кинешемский уезд в первые годы Советской власти. Окончание.

В  декабре 1917г. в городе создан Союз молодежи, а уже в июне 1918 г. в Кинешемском уезде насчитывалось 36 организаций молодежи, носивших название «III Интернационал»: на фабриках Севрюгова, Анненской, Долматовской, Ветке, при заводе Бурнаева, в д. Воронино, в с. Новлянское и др.Организатором комсомола в Кинешме считается Михаил Андреевич Голубкин – первый секретарь томненской молодежной организации, который затем принял участие в гражданской войне, воюя в составе отдельной коммунистической роты при броневой частина юго-западном фронте.[1]

Михаил Андреевич Голубкин

Одним из первых комсомольцев города стал Евгений Христианович Репман, сын известного в городе инженера-химика, окончивший кинешемское реальное училище и ставший офицером-пограничником на Дальнем Востоке.[2]


Уездная конференция РКСМ 1922 г.

 Среди комсомольцев города Г.Цветков, А.Цветкова, Г. Евреинова. В начале июня 1918 г. в Кинешемском районе созывается совещание представителей молодежных организаций. На нем было избрано бюро по созыву районной конференции, которая состоялась через месяц и объединила разрозненные организации молодежи. В районный комитет были избраны Степан Гусев, Иван Комолов, Михаил Частухин, Дмитрий Курилов, Андрей Кулагин. Тут же было создано бюро по созыву уездного съезда. В него вошли Андрей Цветков и  Александр Голубев. Здесь же избрали военного комиссара для исполнения декрета по военному  обучению молодежи.

Г. Н. Евреинова

 В октябре 1918г. состоялся первый съезд уездной молодежи: 150 делегатов от 36 организаций, в состав которых входило 835 членов. Была выработана программа и устав организации, избраны руководящие органы. А 29.10. 1918 г. на Всероссийском съезде комсомола делегатами от Кинешемского уезда были представлены  А. Голубев и А. Цветков. Последний от имени комсомольцев и молодежи уезда приветствовал съезд и рассказал об успехах кинешемской молодежи. Именно Цветков внес предложение о названии союза – Коммунистический союз молодежи, за что избран  членом ЦК РКСМ.

Рассказывать кинешемцам съезду было о чем. Первыми делами кинешемской молодежной организации  стали: деятельность в продовольственных отрядах,  борьба с неграмотностью и беспризорностью. Пункт по ликвидации неграмотности в нашем городе был открыт на улице Солдатской в здании бывшей хлебопекарни.[3]

Как вспоминала медсестра кинешемской земской больницы  Екатерина Дмитриевна Иванова, уже в начале 1918 г.в доме Коковиных был открыт детский приемник, а в д. Гольчиха в домах купцов Морокиных организован еще один приемник для детей, а так же госпиталь для голодающих, привезенных из Поволжья. Организация приемников проходила под непосредственным руководством ГПУ, а так же заведующего отделом соцобеспечения Николая Ивановича Курочкина. Помогал ему Петр Порфирьевич Лебедев. Иванова вспоминала и об организации  в 1918 г. кинешемской группы молодых медиков на борьбу с эпидемией сыпного тифа в Самарскую губернию. Она же  назвала и дату появления первого пионерского лагеря на территории края в усадьбе Бубекина – 1924 г.  Руководство лагерем осуществляла заведующая городским отделом народного образования  Ольга Николаевна Лебедева, а непосредственными исполнителями выступали Е.Д. Иванова и А.И. Иванова. Для  первых отдыхающих - детей  рабочих кинешемских предприятий, были специально сшиты новые одинаковые костюмы.

Летом 1919 г. в Кинешемской партийной организации была проведена перерегистрация членов партии, которая проводилась по решению ЦК РКП(б). Послеперерегистрации организация насчитывала 913 человек. К 1920 г. в Кинешемском уезде насчитывалось 1536 коммунистов. Именно этой силе предстояло организовать восстановление  разрушенного войнами хозяйства уезда. Важнейшей задачей являлось восстановление текстильной промышленности. По указанию В. И. Ленина Главное Управление текстильных предприятий в Москве 6 марта 1920 г. утвердило Комитет ударной группы текстильных фабрик по Иваново-Вознесенской губернии, который был обязан пустить «замороженные» фабрики с 1 сентября 1920 г. В пусковую группу вошли кинешемская фабрика «Томна» и Наволокская фабрика Миндовского и Бакакина. Руководить комитетом было поручено Георгию Кузьмичу Королеву.

Открытие памятника Карлу Марксу

1921 г. ознаменовался чисткой рядов партии. На основе решений X съезда партии ЦК РКП(б) 25 июля 1921г. принял постановление «О проверке, пересмотре и чистке партии». За время чистки из губернской партийной организации выбыло 454 человека. В Кинешемском уезде число членов партии на 1 июля 1921г. составляло 848 человек. На 1 января 1924 г. число членов организации РКП(б), составляло уже 1048 человек, а в дни ленинского призыва парторганизация Кинешмы пополнилась еще 513 новыми членами ВКП(б). Таким образом, общая численность Кинешемской уездной организации  в 1925 г. составила 1561 человек.18 января 1926 г.  расширенный пленум Кинешемского уездного комитета ВКП(б) констатировал, что Кинешемская парторганизация  насчитывает в своих рядах 1884 коммуниста. Октябрьский набор, проводимый в связи с 10-летием Советской власти, увеличил Кинешемскую партийную организацию до 2239 человек.[4]

1 мая 1918г. парк Межаки.

ул. Овражная 1918 г. митинг.

Смерть Ленина кинешемцы восприняли как личное горе. Об этом мы можем судить по документам, хранящимся в Ивановском областном архиве. Сохранился Протокол траурного расширенного заседания Кинешемского городского совета  рабочих  и красноармейских  депутатов с представителями советских, партий­ных, профессиональных и других организаций, по случаю скоропос­тижной смерти, учителя и вождя тов. Ленина Владимира Ильича от 23-го января 1924 г. В нем говорилось: «Присутствуют 1500 человек. Председательствует т. Киселев, секретарствует  т. Субботин.

Тов.Киселев, открывая заседание, объявляет Правительственное сообщение о постигшем горе трудящихся не только России, но и все­го мира - скоропостижной смерти уважаемого учителя - вождя Влади­мира Ильича Ленина.  Предлагает почтить память дорогого Владимира Ильича вставанием и исполнением похоронного марша (присутствующие встают и исполняют похоронный марш под музыку).

С докладом о деятельности и заслугах тов. Ленина  выступает тов. Артамонов, который первоначально касаясь кончины тов. Ленина говорит, что смерть Ильича потрясла не только трудящихся России, но и всех стран. Ильича среди нас не стало, но его заветы  советским  правительством проводиться будут твердо. Затем обрисовывает деятельность, труды и заслуги Ильича.Далее говорит, что потеря дорогого тов. Ленина для нас тяж­ка. Его физически среди нас нет, но заветы его живут среди нас. Его детище - Коммунистическая Партия жива и крепка, нужно объе­диниться вокруг ее. Да здравствует Революция во всем мире».[5]

По докладу принимаются следующая резолюция и телеграмма:«Резолюция по докладу о скоропостижной смерти тов. Ленина В.И., принятая на расширенном Пленуме Кинешемского городского совета 23-го января 1924г.

Расширенный пленум Кинешемского городского совета с представителями советских, партийных, профессиональных и других организаций, заслушав потрясающее сообщение о смерти вождя рабочих России и всего мира Владимира Ильича Ленина,  выражает глубокую скорбь по поводу внезапной кончины нашего дорогого учителя и вождя.  Но сейчас не время для плача и рыданий.

Смерть тов. Ленина  накладывает на каждого из нас в десять, в сто раз больше ответственности за судьбу Российской и международной  Революции.На нас сейчас смотрит весь международный пролетариат и ждет,  что будет с нашей партией, с нашим рабочим классом и крестьянством, дрогнем ли мы, падем ли духом, пошатнется ли наша сила. Нет и тысячу раз нет.Мы заветов Ленина никогда не продадим и даем в этом сегодня торжественную клятву. Мы, наша компартия, рабочий класс и трудовое крестьянство России еще сильнее сплотимся в один мощный союз, который подымет еще больше дух трудящихся капиталистических стран и будет грозным призраком для капиталистических правительств, если они вздумают пощупать нас после смерти Ленина. Сила нашей партии, сила тов. Ленина заключается в той мощной поддержке, которую оказывал РКП рабочий класс и трудовые крестьянские массы. Сегодня в тяжелую для нас минуту рабочий класс и крестьянство сплотится теснее вокруг Коммунистической партии. Наш рабочий класс, крестьянство и трудящиеся всего мира верили и шли за тов. Лениным и РКП,  и пойдут за ней, потому что только она, в которой больше чем где-либо силен Ленинский дух и заветы Ленина, способна довести трудящихся до окончательной победы. Мы спокойно смотрим в будущее, мы не чувствуем страха перед той обязанностью и ответственностью, которая на нас лежит. Мы перегрызем грани науки, мы изучим заветы Ленина.Наша партия еще более будет сплоченной. Да здравствует единая, крепкая, мощная, стальная, могучая РКП. Да здравствует Союз рабочих и крестьян. Да здравствует Международная Революция».

Далее представлен текст телеграммы: «Москва, Президиуму ВЦИК и Президиуму Всероссийского Съезда Советов. Расширенный Пленум Кинешемского Горсовета с представителями всех Советских Партийных, профессиональных и других общественных организаций, заслушав сообщение о смерти вождя Российского и международного пролетариата В.И. Ленина, выражает глубокую скорбь по поводу тяжелой для трудящихся утрате. Смерть нашего учителя сплотит сильнее наши ряды, и его заветы будут той путеводной звездой, которая приведет к победе трудящихся во всем мире.

Председатель Киселев.Секретарь Субботин».[6]

От Кинешмы на похороны вождя были отправлены: Груздева - делегат от Кинешемского укома РКП, Леонтьев - делегат от Наволокской партийной организации, Репьев - член Томненской ячейки РКП(б), студент университета им. Свердлова, Лапшин – член партийной организации фабрики Томна и  беспартийный Ясоров - рабочий той же фабрики.

30 января 1924 г. состоялось общее собрание городской ячейки РКП (б) и РКСМ, на котором  участники похорон Ленина  дали отчет о своей поездке. Впечатлениями  о похоронах тов. Ленина  делилась тов. Груздева: «Делегации были со всех уголков СССР. Похороны перенесены на воскресенье вследствие запросов заграничных компартий об участии их представителей на похоронах. В пятницу нами посещен Колонный зал Дома Союзов, где лежал т. Ленин, гроб стоял посредине зала на катафалке. По подсчету, около гроба тов. Ленина было пропущено около одного миллиона человек, в зале тут же принимались венки, которых было около 3000 штук.

В субботу было траурное заседание съезда Советов, от нас было три представителя. Везде царил необычайный порядок, все делегаты прошли в порядке очереди, в почетном карауле по 5 минут стоя у гроба; вынос гроба был в 9 часов утра в воскресенье на Красной площади.

Гроб несли члены ЦК РКП и делегация съезда, за гробом шла семья В.И. Ленина и старушка Клара Цеткин ( с которой было 3 обморока )... Часов в 12 началось прохождение церемониальным маршем мимо гроба В.И. Ленина и в 4 часа был спуск гроба в склеп,под гул салюта.. В 5 часов мы были у своих вагонов, спели похоронный марш и выехали из Москвы...»[7]

Тов. Леонтьев упрекал организацию  в неподготовленности: «Плаката не было, был венок от союза. В Иванове была организация лучше. Был грандиозный пла­кат, венок и пр. В Москве, со станциицеремониальным маршем, с красными лентами, с портретом Ильича через плечо под звуки музыки мы пошли в казарму (место где нам предоставили ночлег ). Житье красноармейцев не очень важное, помещение холодное, но встреча нас была радушная. В этот же день мы пошли в колонный зал, где лежало тело Ленина. Там была такая масса публики, что мы как не старались, только через три часа достигли тела нашего вождя т. Ленина. У всех проходивших мимо него было очень печаль­ное настроение. С некоторыми товарищами были обмороки и очень часто прошибали слезы. На следующий день в 7 часов утра с Сухаревской площади, с музыкой, тихим шагом направились на Красную площадь. В 9 часов вынесли гроб Ильича. Утром стоял сильный мороз. Гроб был поставлен на вышке... около гроба был поставлен четырехугольный караул, и все организации со сво­ими оркестрами могли проходить один раз».[8]

Самым ярким оказался рассказ томнинского студента М.В. Репьева: «Москва 2А января 1924 года.Дорогие товарищи.Вчера в 3 часа ночи, я член Томненской ячейки РКП (б) вместе со своим курсом был у гроба нашего вождя Владимира Ильича Ленина.

Я вами послан в университет и ото всех вас последним поклонился праху дорогого Ильича. Дорогие товарищи! Нет слов, которыми бы возможно было описать те чувства, вызываемые видом милого нам всем лица, лежащего в гробу с навеки закрытыми глазами... Ум отказывается понять страшную потерю, понесенную рабочим классом. Нет слез, а есть страшная боль, стесняющая дыхание от печальной картины спящего в гробу вечным сном бессмертного в истории Ленина... Нет больше в живых Ильича, но есть его идея, есть его партия. Будем же все, как один, стоять на страже ее интересов и интересов мирового пролетариата, вождем которого был Ленин.

С товарищеским приветом.  Ваш М. Репьев.

Постараюсь изложить для интересующихся то, что я видел своими глазами. Ночь. Я уже спал. Было около 2 час. Раздался резкий звонок в  коридоре. Все вскакивают и испуганно спрашивают что случилось. Дежурный член бюро предлагает спокойно одеться и идти прощаться с Ильичом. Все молча выходят из общежития...Подходим к Дому Союзов... Проходим ряд блестящих позолотою комнат. Люстры затянуты черным флером. Дорогу пресекает т. Чичерин, он идет дежурить к гробу Ильича. Вот и Колонный зал, глаза впиваются в красный гроб и ищут знакомое лицо. Вот и оно... спокойное, покрытое желтоватой бледностью смерти... Широкий ленинский лоб, около глаз легла чуть заметная синева. Одет в сероватый  пиджак с орденом  «Красного Знамени» в петлице. Под сердце острым ножом подползла тоска... Где-то на хорах оркестр заиграл похоронный марш. В глазах замелькал туман и ноги стали изменять. Сзади кто-то истерично всхлипнул, и мертвая тишина нарушилась резким голосом тоски и отчаяния. Жуткий страшный момент! ... Нам скверно... И дежурные, заметив это, прервали наше последнее прости. Мы вышли. На улице было темно, холодно и пусто.

До свидания, дорогие товарищи.Мы прервали наши учения до 28-го. Находились в состоянии какого-то невыразимого, тоскливого столбняка. Если можно, то ответте кто-нибудь на это письмо. Сбратским приветомМ. Репьев. Адрес: Москва, Большая Грузинская ул. д. 12, к. 82,М.В. Репьеву».[9]

В ответ на смерть Ленина 31.01.1924г. 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию страны. Кстати сказать, в 1921 г. текст первой Конституции РСФСР был напечатан в Кинешемской типографии, которой по просьбе трудящихся было присвоено имя В.И.Ленина.

Начинается новый период в истории Кинешмы. Город входит в состав «красной Ивановской губернии» и по праву претендует на одну из главных ролей в индустриальном и политическом развитии края.

[1] Дальнейшая судьба не известна.

[2]Репрессирован в 1937г. Расстрелян.

[3]Ул. Горького д.125.

[4] Кинешемский район за 10 лет Октября. //Кинешма  1927г.

[5]ГАИО ф.33, оп. 1, д.820, л. 75-76.Протокол траурного расширенного заседания Кинешемского городского совета  рабочих  и красноармейских  депутатов с представителями советских, партийных, профессиональных и других организацийот 23 января 1924 г.

[6]Там же.

[7]Выписка  из  протокола  общего собрания городской ячейки РКП И РКСМ от 30 января 1924 г.  // Там же.

[8]Выписка из протокола №3 общего собрания членов  и кандидатов наволокской ячейки РКП (б) от 30 января 192А г. //Там же.

[9]Из письма студента университета им. Свердлова М. Репьева об участии в похоронах В.И. Ленина. //ГАИО ф.33, оп. 1, д.820, л. 75-76

мы в социальных сетях