Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Волжский бульвар.

Волжский бульвар – одно из красивейших и любимых мест отдыха горожан. Долгое время Бульвар был одной из главных улиц, т.к. здесь располагались основные  административные здания города: присутственные места, управа, дом дворянства, казначейство, жандармское управление.

До XVII века линия Волжского бульвара служила северной границей укрепленного городища. Бульварная улица состояла из  2х частей: Верхний  или Малый бульвар (от р. Казоха до современного торгового дома «Мир техники») и Большой или Нижний бульвар (от ул. Овражная до Чайной общества трезвости или, как она называется сегодня, до «Русской избы»). Вплоть до 20-х годов прошлого столетия тротуары, ограждения и беседки были выполнены из дерева. Позднее дорожки заасфальтировали, установили чугунную ограду.В свое время здесь можно было видеть прогуливающимися известных деятелей науки и искусства: драматурга Александра Островского, художника Бориса Кустодиева, писателя Алексея Потехина, астронома Фёдора Бредихина и многих других жителей и гостей города. Особенно любили бульвар гимназисты и реалисты. Об этом  говорят сохранившиеся фотографии дореволюционной Кинешмы.

Началом бульвара  со стороны площади является двухэтажное здание, где сегодня расположился гостинично-ресторанный комплекс под названием «Чайная-музей «Русская изба». "Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейною; направо от актеров вход в кофейную, налево - деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч." Так начинается первое действие "Бесприданницы". Жители Костромы, Ярославля, Твери спорят,  доказывают, что именно в их городах произошла история, воплощенная в драматические образы нашим почтенным земляком Островским. А мне думается, что в этих строчках точно описан один из уголков нашего кинешемского бульвара.  Кофейня  - это здание нынешнего "Торгового центра", впрочем, больше известное многим кинешемцам по своим прежним названиям: "Кафе № 2", а еще раньше - "Чайная "Трезвость". Я помню наполовину вросшую в землю деревянную дверь этого здания со стороны бульвара.  Когда-то здесь был выход  на открытую площадку летнего кафе.  Представьте себе здесь столики, посмотрите на деревья, на Волгу... Разве не это место обрисовано Островским? А теперь я расскажу вам, читатель, почему эта чайная называлась "Трезвость". Точнее говоря,  это была чайная Общества трезвости. Такие общества организовывались при церквях. Они объединяли людей, которые вели, ну это понятно, трезвый образ жизни, проповедовали отказ от спиртного. В Кинешме Общества трезвости были организованы  в конце XIX века при Воскресенской и Крестовоздвиженской церквях. Кстати уж скажу, что эти церкви были на Базарной площади - сейчас на месте первой сквер, а на месте второй  универмаг "Юбилейный". Так вот про общества. Они открывали свои чайные, этакие безалкогольные кафе, где любой желающий мог откушать чаю с бутербродами, конфетами, вареньем. Это было одним из способов зарабатывания денег на нужды Общества. А еще в чайной на бульваре продавали бутаньерки. Это такие маленькие стеклянные цилиндрики, в которые помещались искусственные цветы. Про бутаньерки мне рассказал  ныне уже покойный житель Заволжска Вадим Петрович Степанов. Это был чрезвычайно интересный человек: внук основателя завода "Электроконтакт" А.И. Бюксенмейстера,  изобретатель, кинооператор,  автор краеведческих заметок. Он много знал, много помнил о жизни старой Кинешмы. Я  жалею, что мало его в свое время порасспрашивал.     Но вернусь к рассказу о чайной. На выручаемые от ее деятельности  средства  Общество трезвости распространяло книги соответствующей тематики, устраивало  концерты, праздники, литературные и религиозные чтения.  А иногда под видом этих благонамеренных мероприятий за чайными столиками собирались местные большевики и обсуждали свои революционные дела. В 1917 году  в чайной  был прямо-таки революционный штаб. В дни февральской революции здесь начал работать Совет рабочих депутатов, а 26 октября (т.е. 8 ноября по нынешнему стилю)  на заседании исполкома Совета было объявлено  о победе вооруженного восстания в Петрограде и переходе всей власти в стране к Советам. Долгое время об этом напоминала кинешемцам  мемориальная доска у входа в здание. Несколько лет назад  хозяева "Торгового центра" сняли эту мемориальную доску, еще раз подтвердив известную мысль о том, что  нам  историческая память - только обуза... А впрочем, вполне можно понять  неприязнь нынешних коммерсантов к большевистским делам...  Вот меня потянуло к политике. Ну, ее...  Искусство - вот вечная ценность..  Это я к тому, что кинешемская красота  не раз привлекала к себе внимание живописцев, литераторов, музыкантов - и кинодеятелей.   Я  хочу кому-то напомнить, а кому-то просто сообщить, что здание кинешемской чайной запечатлено в нескольких отечественных кинокартинах. Это "Семья Ульяновых", "Яков Свердлов", "Васса Железнова", "Китайский сервиз". В этих фильмах наш город "сыграл роли"  разных городов, жаль только,  что не самого себя...

Рядом находится одна из главных достопримечательностей города, ставшей «визитной карточкой» Кинешмы — Троицко-Успенский собор.Далее располагается ряд зданий являющихся объектами культурного наследия: Присутственные места (XIX в.) с флигелем, Дом дворянства (1-я треть XIX в.), Казначейство (1-я треть XIX в.). Теперь мой рассказ - о зданиях присутственных мест, как они раньше назывались, а сегодня это жилые дома, экономический техникум и городской суд.

Эти здания изначально строились как  казенные - для городничего и его канцелярии, для казначейства и полицейского управления. В ХIХ веке в первом от собора здании была Городская Управа. Особо говорить  о ее деятельности в общем-то нечего, городские проблемы - они всегда примерно одни и те же: дороги и мосты, водопровод и освещение улиц, содержание полиции, пожарного депо,  больницы, богадельни, ночлежки, финансирование учебных заведений, общественное строительство  и контроль за соблюдением правил торговли - все это заботы Управы. Здесь же раз в месяц собиралась Городская Дума - около 20 выборных гласных из числа наиболее богатых и влиятельных купцов и промышленников.

В начале ХХ века в спокойную, тихую жизнь провинциальной Кинешмы  стали доноситься отголоски революционных бурь. Особенно необычное событие произошло на закате Первой русской революции - в феврале 1907 года.  Это событие непосредственно было связано с зданием Городской Управы. Что же произошло?

15 февраля кинешемские социал-демократы  организовали на городской площади грандиозный митинг. В этот день в городе остановились все предприятия и на площадь  пришло более 10000 рабочих  и окрестных крестьян.  Главным вопросом был вопрос о хлебе, который в ту зиму  стал очень дорогим и многим  рабочим недоступным.   На митинге была создана комиссия из полусотни рабочих и крестьян, которая должна была бороться за снижение цен на хлеб, за упорядочение хлебной торговли.  Так эта  комиссия и вошла в историю нашего города под названием "Хлебная".

(См. обязательно "Прообраз первого совета" - ПП - 14/02/87 - у меня есть - Совет и комиссия - разные вещи). 

Достаточно массовая,  поддерживаемая  тысячами трудящихся, возглавляемая опытными, профессиональными революционерами, "Хлебная комиссия" стала  реальной силой  в городе. Она действовала столь решительно, что официальные  власти ничего не могли с ней поделать и фактически передали ей все управление городом. О силе комиссии  говорит хотя бы тот факт, что на переговоры с ней приезжал из Костромы  сам губернатор. Комиссия "поселилась" в помещениях Управы. Сюда ежедневно за распоряжениями являлся исправник (глава городской и уездной полиции). Но ситуация, конечно же, долгое время не могла оставаться такой. Вскоре в город стали стягиваться воинские формирования, из Костромы прибыл отряд жандармов. И вот в ночь на  1 марта  государственная власть перешла в решительное наступление: во время заседания члены комиссии были арестованы. "Хлебная комиссия"  по сути была первым опытом  Совета народных депутатов - поэтому именно так она названа на мемориальной доске, укрепленной на здании бывшей Управы. Но до настоящих Советов  оставалось еще 10 лет. А тогда жизнь города  вошла в обычное русло, законная власть была восстановлена. Вновь спокойно занимались в  своих кабинетах Городской голова, чиновники и, кстати, - ученики начального приходского училища - оно размещалось в одноэтажном каменном флигеле рядом  с Управой. 

Следующее за флигелем здание отличается своей архитектурой. Когда вы, уважаемый читатель, будете проходить мимо него, обратите внимание  на полуколонны, украшающие второй этаж фасада. Поговаривали, что в залах этого дома заседал А.Н. Островский, когда он решал  споры  между крестьянами и помещиками в качестве почетного мирового судьи. Во времена Островского здесь был Уездный суд (до упразднения этого института в 1869 году) и гостиница для приезжавших в город по казенной надобности чиновников, обычно из губернской Костромы. 

В следующем, тоже кирпичном, тоже двухэтажном  здании...  Предвижу недоумение внимательного читателя:  почему я здание экономического техникума  назвал двухэтажным? Охотно объясняю, а еще лучше - предлагаю  читателю при случае  внимательно рассмотреть это здание: вы легко увидите основную постройку и  позднее появившиеся третий  этаж и пристройку. В ХIХ и начале ХХ века здесь находилось уездное (оно же и городское) полицейское управление. Возглавлял управление исправник, становые приставы и урядники несли службу в сельской местности и появлялись здесь изредка по служебной надобности, чаще заглядывали городовые - низшие полицейские чины, несшие  патрульную службу на улицах города.  Представляю себе какого-нибудь здоровяка-усача,  неспешно выхаживающего хотя бы здесь же, по набережной.  Черный мундир с медной бляхой на груди, на боку кобура с выступающей рукояткой нагана, шашка, на металлической цепочке - свисток. Завидит непорядок какой - сейчас за свисток, щеки  раздует да поспешает к месту происшествия. А там, смотришь, уж тащит какого-нибудь  нерасторопного  горе-буяна в "КПЗ" - часть этого сооружения  рядом с техникумом, по Советской улице, только в нем, извините, теперь квартиры законопослушных кинешемцев. Но, впрочем, городовому  редко приходилось пользоваться свистком  или спешить разнимать драку. Обычно,  только  завидя знакомую фигуру,  нашкодившая или только собирающаяся что-нибудь эдакое  учинить шпана   быстренько  исчезала от греха подальше.  А фигура городового действительно была знакома каждому - их всего-то было несколько человек на весь город. И они  знали  всех на своих участках, знали, от кого и когда каких неприятностей можно ждать, где надо  ухо держать востро, да еще куда можно соваться, а куда не следует - сам целее будешь. Все или почти все знали опытные городовые на своих участках, а потому большею частью могли  спокойно отдыхать  в своих полосатых будках. Таких  будок  во всем городе было три: на  Московской улице (у современного почтамта), на Юрьевецкой и в Ямской слободе, за Казохой.

 В одном здании с полицейским управлением  находилась канцелярия Помощника начальника губернского жандармского управления в Кинешме. В ХIХ веке  Кинешма и уезд служили местом ссылки политических преступников.  На учете полиции было несколько сотен  поднадзорных.  Их пребывание  здесь не прошло даром,  в начале ХХ века они  активизировали свою деятельность на благоприятной почве, ведь  купеческая  прежде Кинешма за ХIХ век  превратилась еще и в промышленную, а значит и пролетарскую, стала одним из центров революционного движения. Все это  прибавило работы     жандармерии - политической полиции.

На  Волжском бульваре находится интересный  по своей истории фонтан.Про фонтан нужно сказать отдельно, особенно для совсем молодых кинешемцев, которым уже не суждено было увидеть этой "визитной карточки" нашего бульвара. Фонтан был устроен напротив упоминавшегося уже дома с полуколоннами по фасаду. Я-то помню здесь  каменное "блюдце", в центре которого стояла  скульптура  мальчика. В руках он держал рыбку, изо рта которой била водяная струя.  А еще более знаменит был прежний фонтан - запечатленный в кадрах "Бесприданницы".  В 1936 году знаменитый кинорежиссер Яков Александрович Протазанов  облюбовал Кинешму  для съемок некоторых сцен  картины. Кинешемцы с понятным любопытством наблюдали  за работой съемочной группы. Отдельные сцены снимались на бульваре в специально построенных павильончиках у  собора и горсуда, на лестницах к набережной, у фонтана, где сраженная     выстрелом Лариса падала на окружавшие его цепи. Тогда фонтан был выполнен в виде фигуры амурчика, трубящего в рог, и из этого рога  лилась вода.  Интересно, что фонтан  действовал при помощи пожарной команды, которая заполняла водой железную емкость на крыше соседнего дома.

 И. Лебедев Прогулки по Кинешме.

Коренные изменения коснулись бульвара в начале-середине 50х годов с поднятием Большой Волги. Для укрепления берега  была создана искусственная  дамба. В результате работ бульвар стал намного шире прежнего, выровнялся берег, засыпаны железнодорожные пути и склады вдоль Волги, а так же Самолетский спуск и на его месте в 1958 году был установлен памятник вождю революции. «Самолетским» в ХIХ и начале ХХ века называлсясъезд с Овражной улицы к Волге. Назывался он так  в честь пароходного общества  «Самолет». Пристань его   ставили как раз около этого съезда. На вершине съезда, там, где заканчивался «Большой» бульвар, была беседка, от которой вниз по лесенке можно было попасть в   здание  на набережной: большие полукруглые окна с ажурной сеткой рам, резная ограда веранды, поддерживаемой тоже резными столбами, башенка на крыше… На здании отчетливо читается надпись:  «Российско-Богемское  пивоваренное  Т-во  «Богемия»,  бывшее И.И. Дурдина». Это был склад и трактир известных пивоваренных  предприятий – сначала петербургского  «Товарищества  пиво- и медоваренного  завода Ивана  Дурдина», а потом  его преемника. 

И. Лебедев Прогулки по Кинешме.

В 50-70 годы Волжский бульвар был украшен садово-парковыми скульптурами, на этой территории работали киоск с мороженым и соками, пункт проката автомобилей для детей.В 2004 году начата реконструкция Волжского бульвара в Кинешме. В наши дни он представляет собой набережную с фонтанами, уютными беседками, резными скамеечками, оригинальными фонариками, зелеными газонами и цветущими клумбами. В2006г. на Волжском бульваре сделана Нижняя Набережная, которая призвана укрепить берег.

 Верхний бульвар давно соединен с основным и на нем располагается много  исторических  и общественных зданий.За памятником В.И. Ленину, за кинотеатром "Волна" начинается "Малый" бульвар. Его архитектурная "жемчужинка" -  особняк фабриканта Ивана Александровича Миндовского.  Это здание из красного кирпича, окруженное кованой решеткой, в котором теперь противотуберкулезный диспансер, было построено в конце ХIХ века.  По ходившей среди кинешемцев  легенде,  Миндовский построил этот дом  для своей любовницы. Так это или не так, мне неизвестно. А известно, что Миндовские - это  мощный торгово-промышленный клан. В наших краях  Миндовские владели фабриками в тогдашних селах Вичуге и Наволоках,  в деревне Долматово на  реке Мере, богатыми домами в Кинешме, которые сдавали в аренду. Так было и с особняком на бульваре, который сдавался под жилье. Среди прочих квартирантов заслуживает внимания личность Дмитрия Митрофановича Григорова - последнего председателя Уездной Земской Управы. (Земская Управа занималась вопросами жизнедеятельности уезда, она размещалась в большом каменном доме за Никольским мостом, этот дом сохранился до наших дней). Д.М. Григоров заслужил здесь упоминания не только из-за своей должности, но и за принадлежность к знаменитому дворянскому роду, представители которого не единожды прославились в свое время на гражданском и военном поприще.

За особняком  находится одноэтажное каменное здание - еще совсем недавно здесь был городской архив. А во времена Миндовских здесь был   центральный сельскохозяйственный склад Кинешемского земства. Помещики и крестьяне именно сюда приезжали за необходимыми покупками: сеялками-веялками и прочей техникой, за семенами,  удобрениями и т.д.  Во второй части помещался книжный склад. Здесь продавались  канцелярские принадлежности,  книги, газеты, журналы, принималась подписка. В 1903 году в городе и уезде начались работы по телефонизации. Этим тоже занималось земство, которое потеснило свои склады и в части здания оборудовало телефонную станцию. На следующий год около 7 километров проводов протянулись отсюда в разные части города.

Но начало ХХ века, как известно, было временем не только технических новшеств, но и социальных, политических. Именно здесь, только уже в бывших  домах Миндовского после октябрьских  событий 1917 года разместился Кинешемский Уездный Совет рабочих и солдатских депутатов - в особняке, и штаб Красной гвардии - в доме прислуги (этот деревянный дом рядом с особняком не сохранился). В 1920 году  на заседании Исполкома Совета выступал будущий "всесоюзный", а тогда еще "всероссийский староста" - председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинин. Об этих событиях напоминают мемориальные доски, установленные на  особняке.

См. «Кинешма» Мезенина и Михайлова, стр. 28 – о каком уездном комитете речь? Комитет спасения Родины?

В 1920-1921 гг. в особняке был уком партии и комсомола, а в флигеле - редакция "Рабочего и крестьянина". См. Шошин "Первые рассказы" - ПП. - 1967. - 29.06: 

"Кинешма. Двадцатый год. В краснокирпичном особняке на высоком берегу Волги работали два укома - партии и комсомола, а в деревянном флигеле - редакция уездной газеты.

Заведуя в укоме комсомола политпросветотделом, я писал в нее заметки, статьи, организовывал подборки о комсомольской работе, а в один из творческих дней решил попробовать свои силы в художественной литературе и написал небольшой рассказ.

Его прочитал своим товарищам. Они выслушали, похвалили и посоветовали снести в редакционный флигель. Я внял их совету и, тщательно переписав,  отправился.

В двухкомнатном флигеле, кроме редактора, никого не было. Он сидел за столом и, выслушав мои объяснения, взял рукопись.  Взгляд его сначала равнодушно скользнул  по строчкам, но потом оживился, загорелся любопытством, а по лицу расплылась одобрительная улыбка. Потом он  смеялся  (рассказ был с юмором), а я смотрел и думал: "Будет напечатан. Ура! Я, стало быть, могу писать и рассказы".

Но редактор, дочитав до конца, подумал и , возвращая мне рукопись, медленно и как-то весело проговорил:

- Знаешь что, года через два-три ты будешь хорошо писать!"

Редактором был Н.П. Смирнов - см. Писатели земли Ивановской, Яр., 1988, стр. 296-298. Такжесм. Рослякова в третьем сборнике.

Таковы страницы столетней истории этой городской усадьбы.

Сразу за ней - массивное здание другого нашего "старожила" - драматического театра им. Островского. Я не оговорился: именно "старожила". Театр был организован в конце ХIХ века, это он в наше время "поселился" в этих современных, шикарных апартаментах. Светлые фойе, просторный зрительный зал, блещущий позолотой под светом юпитеров занавес... Да, это уже театр, это уже то, что, как говорится с меткой подачи Станиславского,  за вешалкой...  Но любознательного посетителя всегда влечет большее - а что происходит там, за этим занавесом, пока он еще закрыт, что происходит в полумраке кулис...  Иногда мне приходилось бывать в этом потаенном  мире и наблюдать это чудо, что зовется спектаклем, с других сторон: из радиорубки над зрительным залом,  из кулисы...  Особенно, конечно, памятны детские впечатления. Например о том,  как во время представления "Мнимого больного"  актер Николай Григорьевич  Малов забегал за кулисы и помощник режиссера бросал молоток на лист железа, что должно было изображать звук разбиваемой посуды. Впрочем, это для меня, находившегося рядом с ней, - "должно было изображать", а для зрителей в зале  именно разбивалась посуда от рук разъяренного героя -  и вот тогда это было действительно чудом.

Сегодня в театре с чудесами негусто. Всяческие проблемы - и творческие, и технические. Температура - хоть для  "Снежной королевы" использовать как спецэффект. А еще - трещины в коридорах... Я бы, конечно, и не говорил здесь ни о каких трещинах, если бы это не было поводом рассказать  об одной истории, я бы сказал - парадоксальной истории, а вместе с тем - об одном нашем замечательном земляке. Речь пойдет о Сергее Семеновиче Белопухове.  Это был  талантливый  учитель, пытливый краевед и  истовый "болельщик" за красоту и чистоту родного края. Таким вырисовывается его "портрет" из рассказов знавших его кинешемцев. У нас в семье хранится брошюра с дарственной надписью Сергея Семеновича моему деду. Называется  "Географические вечера в школе". В ней представлены материалы из опыта работы Сергея Семеновича в средней школе № 3. Здесь сценарии тематических вечеров, тексты рефератов...  И здесь - вся широта интересов и  знаний учителя:  географические темы перемежаются с историческими и литературными,  с песнями,  стихами,  танцами в исполнении учеников. Но вот что касается театра. Когда в конце 1960-х годов началась подготовка  площадки под его строительство, Сергей Семенович начал убеждать строителей и  руководство города в том, что здесь театр строить нельзя, что здесь "гиблое место" - подземные воды постоянно вымывают  грунт, и он  не сможет выдержать такое массивное сооружение. Но кто же послушает "чудака", решившего оспаривать решение высоких  инстанций.  А выходит, что выводы   "чудака", а вернее - отличного  географа, знатока природы нашего города, оказались вернее, чем заключения целого проектного института.  Вот вам и парадокс.  

Следующее за театром здание - Дворец бракосочетания (ЗАГС). Это тоже симпатичный особнячок, построенный около ста лет тому назад. Сначала он был собственностью кого-то из Хомутовых - известной в наших краях дворянской фамилии. Среди Хомутовых были доблестные офицеры, хозяйственные помещики, талантливые  земские и государственные деятели. Им принадлежало имение Соколово в нескольких верстах вверх по Волге,  прославившееся своими именитыми гостями - А.Н. Островским и композитором А.П. Бородиным.

Но проходит время, и дворянство уступает место "хозяев жизни" купечеству. Дворянские владения нищают и распродаются. Может именно поэтому Хомутовы продают и свой дом на бульваре уездного города. Следующим хозяином дома становится семья Шемякиных - крупных хлеботорговцев. Мельница Торгового Дома братьев Шемякиных находилась неподалеку - за мостом через Казоху, в районе нынешних мельзаводов.

Мельница  Торгового Дома братьев Шемякиных, рабочих 30, 25 000 р. Построена в 1910 году на Казохе. Дома Шемякиных, занимавшихся мучной торговлей были в Песочной на месте швейной ф-ки и на бульваре - ЗАГС. Здание ЗАГСа Шемякин купил у Хомутовых, крупных меценатов, владельцев ус. Соколово.

 В 2010г. рядом с ним было установлено Дерево  любви,  на которое молодожёны по традиции вешают замочки. В конце бульвара находится здание гостиницы «Центральная»(ныне находится на реконструкции).

мы в социальных сетях