Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!

Ул. Советская – бывшая Большая Соборная.

            Ул. Советская –  бывшая Большая Соборная. В народе ее часто называли Гостиничной, т.к. на ней  было расположено большое количество  трактиров и гостиничных номеров.  В советское время  эта улица до пересечения ее с  ул. Фрунзе (Овражной)носила звучное имя – Красноармейская, а вторая часть современной Советской  улицы когда-то по имени расположенного на ней храма называлась  Вознесенской.

           Первая часть Советской по своему происхождению более ранняя, чем  та, где когда-то,  до покупки этих земель купцом Талановым в XVIII,  находилась городская выгонная земля с именем Заградье или Загородье, т.е. земля за крепостной загородкой-стеной.  Современный вид улица получила в середине 50-х гг. ХХ века.

           Начинает улицу высокий и помпезный трехэтажный кирпичный дом с современным адресом ул. Советская 1.  К нему  привлекают внимание удивительные по красоте кованые балконы с   оригинальными  решетками, штукатурка "под шубу", а так же башенка на крыше, когда-то являвшаяся  стеклянным "фонарем"  для освещения внутренних помещений коридоров и лестниц.  Внутри дома, на втором и третьем, жилых, этажах - большие лестничные площадки, на них сегодня выходят двери квартир. А когда-то все комнаты дома были соединены по периметру в анфиладу, так что можно было обойти весь дом по периметру.

           В Кинешемских ведомостях за 1915г. есть  ссылка на то, что на втором этаже мог располагаться купеческий клуб – собрание купцов, которое  было одним из центров общественной и культурной жизни города. Одновременно он мог быть  местом, где встречались и заключали сделки кинешемские купцы,  играли в карты и биллиард, а так же проводились  балы,  концерты, литературные вечера. Купеческие клубы были в моде по всей стране,  начиная с 1859г.[1]

           Если этот особняк, построенный в середине XIX века купцом А.И. Поленовым, действительно был выбран для проведения купеческих собраний, то вполне понятно почему:   мраморные лестницы,  паркетные полы, дубовые двери с медными ручками, камин с интересными скульптурными деталями – украшения, радующие глаз и соответствующие  статусу купца.

           Первыми хозяевами этого особняка  была кинешемская  купеческая семья  Поленовых.  Местная легенда приписывает посещение этого дома  в 1850 году детей  государя-императора Николая I  великих князей Николая и Михаила  Николаевичей, оказавшихся в нашем городе проездом.[2]

           15 августа 1890г.  поленовский  дом сильно пострадал от городского пожара. В таком виде особняк приобрел Иван Григорьевич Тихомиров, восстановивший строение и сделавший к дому с западной стороны пристройку в три этажа.

           Теперь немного о последнем владельце престижного доходного дома. Тихомиров Иван Григорьевич – купец,  владелец   заволжского лесопильного завода  и марлевой фабрики, домо и землевладелец, член разных попечительных советов и гласный земского собрания в 1889 и1904гг. Начиная с 1909г. в возрасте 61 год Тихомиров дважды избирался на должность члена комитета по торгово-промышленным кредитам и оставил службу в 1915гю по причине  преклонного возраста.

           Родился Иван Григорьев сын 22.09.1849г. Его родители были крепостные крестьяне статского советника Михаила Сергеевича Борщова, проживали в деревне Алекино.  Отец – Григорий Егоров сын, мать – Матрена Александровна. Семья была большая. Их дети: Василий, Николай, Дарья, Иван, Григорий,  Геннадий, Петр,  Мария.

[1]Купеческое собрание // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.

[2]И. Лебедев.«Прогулки по Кинешме»

           В молодости Иван Григорьевич, будучи крестьянином д. Алекино, занимался перевозом через Волгу, потом стал ямщиком и благодаря лошадям сколотил немалое состояние. Об этом в своем дневнике вспоминал Н.А. Варенцов: «Я с ним познакомился в 1889 году, покупая у него дрова и лесные материалы для фабрики. Бывая у нас в правлении, Тихомиров рассказал свою интересную биографию: сын крестьянина, он еще с самых ранних лет любил лошадей… Как только наступило время начать свою крестьянскую работу, он покинул отца, сделавшись ямщиком. Его излюбленная мечта всегда была иметь тройку резвых лошадей, лучших в уезде, чтобы с шиком прокатиться и форснуть перед другими. Мечта его осуществилась, ему посчастливилось подобрать тройку резвых и красивых лошадей… И действительно, говорил он, тройка была восхитительна, приводила всех в удивление. Тихомиров стал выезжать на ней на станцию Кинешма недавно проведенной железнодорожной линии. Однажды с поездом приехал красивый молодой гвардеец, ему из имения была выслана тройка лошадей, но он увидал  тройку Тихомирова, не пожелал ехать на своей, а сел на тихомировскую. «Ванька», как сам называл себя при рассказе Тихомиров, сумел прокатить офицера, вполне наслаждаясь тем, что нашел любителя лошадей в лице гвардейца, наподобие себя. Офицер оставил Тихомирова в усадьбе и начал ежедневно выезжать на его тройке по своим знакомым, приставая к нему, чтобы он продал тройку, но «ванька» отказывался, говоря: «Что я с деньгами буду делать? Ведь такую другую тройку, пожалуй, и не найдешь!» Как-то проезжая мимо леса помещика, далеко отстоящего от усадьбы, офицер опять обратился к «ваньке» с просьбой: «Прошу, продай, я тебе тысячу рублей за нее дам».  «Соблазн был большой, - говорил Тихомиров, - тысяча рублей в то время деньги для меня были большие, но было жаль мою тройку, которую я так любил, и, чтобы отвязаться от офицера, я ему сказал: “Продать не продам, но на мену отдам, если отдадите эту рощу, мимо которой сейчас едем”».

           Офицер такому предложению Тихомирова обрадовался и отдал ему рощу за тройку лошадей. Эта роща составила Тихомирову благосостояние, он сделался потом владельцем более 20 тысяч десятин лесов в Костромской губернии и участником в фабрике своего зятя, под фирмой «Тихомиров и Морокин». [1]

           Женился  Тихомиров  25.01.1871 г. на дочери кинешемских мещан Анне Михайловне Моденовой. Поручителем по жениху был брат Ивана, Василий Григорьев, а по неве-сте брат Анны, кинешемский мещанин Николай Михайлович Моденов. Венчание проходило  в Богоявленской церк-ви с. Владычня.

           С 1874 г. Иван Григорьев и его брат Василий Григорьев   записаны  под  фамилией Тихомировы, а с 1881 г. Иван Григорьевич Тихомиров в метрической книге Богоявлен-ской церкви упоминается кинешемским купцом. При усадьбе на берегу Волги Иван Григорьевич построил лесо-пильный завод. К концу XIX в. Тихомиров имел состояние, исчисляемое миллионами. Лесопромышленность была главным и любимым его занятием. За бесценок он скупал владения помещиков и потом втридорога продавал строевой лес.

           «Ездил он на плохонькой лошаденке, – вспоминает Борис Сергеевич Киндяков, – полуизломанный старенький тарантас, на козлах мальченка лет пятнадцати. Одет Тихомиров всегда до крайности просто. Когда проезжал близ села Воскресенского, и в церкви была служба, он всегда оста-навливался и вставал у денежного ящика рядом с церковным старостой. Бабы шептались: «Тихомиров молится, голова белая, как лунь». Под такой благообразной внешностью скрывался увиденный А. Н. Островским хищник, который вырубил большую часть лесов кинешемского За-волжья. Драматург был знаком с И. Г. Тихомировым, рассказы о феерической судьбе которого, были популярны в помещичьей среде. В некоторых пьесах, изображая таких дельцов-ловкачей,  придавал им черты, подмеченные, у И. Г. Тихомирова».[2]

           Н.А. Варенцов поведал о характере Тихомирова следующее: «И.Г. Тихомиров, приходя к нам в правление, держал себя очень сдержанно, говорил тихим голосом, и что меня всегда удивляло — это появление на глазах у него слез. Можно  было думать, что он считал себя как бы обиженным и недовольным. Выдав свою  дочку замуж за Мороки-на, сына известного фабриканта, с которым вместе выстроили бумагопрядильню и ткацкую, после чего заметно стал вольнодумничать. Особенно когда ему приходилось бывать у нас после обеда с употреблением вина, то он тогда уже изливал слезы, жалуясь на нас и других его ближайших соседей за безжалостное отношение к рабочим, с обвинением в жадности и корыстности. Призывал на всех нас, грешных, громы небесные, грозя гневом Божьим и народным на наши головы. Когда же я, взволнованный его отношением к нам, считая его вполне несправедливым, задавал ему вопрос: «Почему вы так говорите, ведь вы тоже фабрикант? Отчего же гнев Божий минует вас?» — «Нет, со мной этого не может быть, я крестьянин, и рабочие знают, с каким трудом я наживал деньги», — забывая о том, что его первое денежное благополучие получилось от продажи тройки лошадей юнцу офицеру за лес. После таких разговоров с ним я всегда чувствовал себя в каком-то неловком положении: меня смущала его идеология, которую я никак не мог себе уяснить. Однажды после разговора с ним встречаю его родственника, которого спросил: «Скажите, что это Иван Григорьевич обрушивается на своих соседей, обвиняя их в корыстности к рабочим, между тем ставка платы рабочим у нас и других его соседей гораздо выше, чем у него?» Его родственник засмеялся, сказав: «Чем же можно иначе объяснить, как только не завистью: вы и другие соседи строят, увеличивают фабрики, а он этого не может, поневоле призовешь все громы небесные и людские на своих конкурентов!»

           В 1890 году И.Г. Тихомиров купил  пострадавший от пожара дом Поленова на пересечении улиц Благовещенской и Большой Покровской,  вместе со  всей прилежащей к дому территорией. Верхний этаж после значительного ремонта стал использоваться под квартиры для чиновников. На первом этаже располагались, сдаваемые в аренду, магазины.  В 20-е годы  весь  большой дом был отдан под почту и телеграф. Здесь было училище связи и его общежитие. Не случайно старожилы до сегодняшнего дня называют это здание «старой почтой».  С 1934 г., после строительства  почтамта  на улице Ленина, дом отдали под квартиры.  Многие горожане до сих пор вспоминают его прежнее народное название  – «старая почта».

           Дети Ивана Григорьевича и Анны Михайловны: дочь Анна, 1872 г. р.-  восприемники при крещении крестьянин Григорий Егоров и кинешемская мещанка вдова Мария Моденова; дочь Надежда, 1874 г. р. - восприемник – Василий Григорьевич Тихомиров. Одна из дочерей Ивана Григорьевича вышла замуж за вичугскогофабриканта Геннадия Викторовича Коновалова. Другая дочь – за кинешемского мещанина Николая Николаевича Свистунова. Был у Ивана Григорьевича и сын Иван.

[1]Н.А. Варенцов. Дневники. Слышанное, виденное, передуманное, пережитое.

[2]О.Д.Телкова,краевед  г. Заволжск

           На противоположной стороне улицы красуется над  Волгой Троице-Успенский собор. Когда-то на этом месте стояли деревянные древние храмы. Самый известный из них - церковь  Преображения Спасова.  В переписных книгах 1646г. Никифора Нармацкого да подъячего Родиона Данилова  о нем написано: "на посаде в осыпи"соборная церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная клетцки а у той соборной церкви Преображения Спасова протопоп Яков Васильев да поп Прохор прозвища Богданов да диакон Яков Яковлев да дьячекФедка Яковлев пономарь Ивашка … да просвирня Анисья. Да церковный сторож МиткаДанилов.Живут они дворами все на посаде.  В 1653 г.  церковь пишется уже - "на городище".  В 1731г. она еще существовала.[1]

           Успенский  храм – год постройки 1745-й на средства прихожан. [2]В 1842г. были перестроены купола и в 1885 г., по-видимому, перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела: правый -  в честь князя Александра Невского, левый – в честь равноапостольного князя Владимира. Приделы Успенского собора надстроены и декорированы в духе эклектики.

           Дома улицы выстроены были приблизительно в одно время - конец XIX – начало ХХ века. Эти симпатичные особнячки принадлежали кинешемским купцам разного ранга и достатка.Полукаменный дом с адресом ул. Советская д.7  принадлежал семье купцов Подгорновых - Трекиных.  Строил дом, вероятнее всего,  Алексей Александрович Подгорнов, а доживал в доме его зять Петр Иванович Трекин с домочадцами. Петр Иванович был  купцом-хлеботорговцем. В одном из корпусов на торговой площади владел хлебным лабазом.  Долгие годы Трекин занимал должность товарища директора Городского Общественного Банка. В 1916г. Трекины переехали в собственный дом в  Благовещенском переулке. После 1917г. в доме Подгорновых появились квартиры для нуждающихся в жилье кинешемцев. Среди жильцов оказались и  семьи служителей культа. Одно времяздесь снимали квартиру жена и дочь священника Крестовоздвиженской церкви Аркадия Ивановича Лаговского.

           Соседний дом №9 интересен  не только чудо-наличниками на окнах, но и своей историей. Это дом Ивана Матвеевича Назарова.Он содержал транспортную контору.На большом дворе Назаровых  имелось много каменных построек с  добротными коваными  дверями и такими же ставнями на окнах.  В одном из корпусов  была конюшня. В другом  корпусе Назаровы производили дрожжи, славившиеся на всю округу и многие окрестные ярмарки.  Иван Матвеевич избирался  гласным городской думы, входил в состав оценочной комиссии и раскладочного присутствия. В задачи первой  входила оценка  стоимости имущества при конфискации, разделе и т.д., а раскладочное присутствие распределяло (раскладывало) общую сумму городского налога  между отдельными плательщиками.       

           Среди близких друзей Назарова был А.Н. Островский, который с 1871г. пользовался услугами Ивана Матвеевича, когда приезжал поездом в наш город. Поезд тогда приходил с часу до трех ночи, и Иван Матвеевич  встречал дорогого гостя лично, отвозил его к себе домой (т.к. ночью перевоз через р. Волга не работал).Утром после завтрака Островский отбывал в свою усадьбу. Этот кинешемский адрес единственный, о котором можно уверенно говорить, что здесь действительно останавливался драматург.

           Следующий дом выстроен в том же стиле, что и Назаровский.  Здесь проживала родственница купца Тихомирова. Во дворе ее владений сохранилась каменная хлебная лавка. А по соседству стоял дом инженера Апольцева. Когда перестраивали эту часть улицы, его одноэтажный дом стал частью здания  центральной поликлиники.С помощью перехода и надстройки второго этажа дом этот соединили с бывшей гостиницей Ивана Николаевича Гасова. Гасовская гостиница стояла по красной линии улицы, а хозяева проживали в  домах, стоявших  во дворе заведения. В 1925 году здание гостиницы стало городской собственностью и в нем разместилась поликлиника.  В том же  году по решению Кинешемского Городского Совета в здание бывшей гостиницы купца И.Н. Гасова была переведена  и детская амбулатория (до этого помещавшаяся в здании родильного приюта) и Врачебно-Контрольная Комиссия, о чем в Кинешемском городском архиве хранятся документы: Отчет Кинешемского Городского Совета за 1924-1925 год: "...Произведено капитальных ремонтов: ... Дом бывший Гасова - под детскую амбулаторию и Контрольную Комиссию". [3]

           Отчет Кинешемского Городского Совета о проделанной работе во II полугодии 1925-1926 года.

           "В начале отчетного года открыта  Кинешемская Детская  профамбулатория. Состав сотрудников следующий: врачей 4, 2 сестры,  1 сестра-регистратор, 1 завхоз, 2 техработника, 1 кухарка и 1 дворник". [4]

[1]РГАДА, ф. 1209.  Поместный приказ  оп. 1 д. 15395 . По Кинешме список с переписных книг 154 (1646) г. переписи Никифора Нармацкого да подъячего Родиона Данилова.

[2]Называются  несколько дат, когда эта постройка могла быть осуществлена – 1748г., например.

[3]ГАИО.Ф. 181, оп. 1, д. 4, л. 6

[4]ГАИО.Ф. 181, оп. 1, д. 13, л. 22 об.

           В 80-е годы к поликлинике сделали пристройку справа,  - на месте снесенного дома  купцов Доброхотовых.Доброхотовы – кинешемские купцы, основу первоначального бизнеса которых составляли грибы. Доброхотовы скупали их в больших количествах у заволжских крестьян, особенно в Семеновском, ныне Островском районе, сушили, мариновали, солили  и продавали. Имели свой дом на улице Песочной № 9, еще один дом  находился на месте современной поликлиники,  ныне ул. Советская д.13.

           Последним в Соборной улице зданием была  гостиница "Россия"  с  номерами и трактиром.Хозяин  "России" - Иван Павлович Охотин.  Каждый возница знал, где находится этот ресторан, и стоило только крикнуть: «К Охотину», не надо было называть улицу и дом. Извозчик сразу вез на Овражную. О ресторане ходила высокая слава: все всегда свежее, по желанию заказчика, все всегда вкусное, да так, что ни у кого подобного не найдешь. У Охотина младшего был недостаток - любил молодух. И женился на молодухе, намного моложе себя по возрасту. Эта страсть привела к тому, что в начале 20 века Иван Павлович совершил убийство жены и ее любовника. После судебного оправдания свел счеты с жизнью, застрелив себя из  того же ружья, что и обидчиков.  Иван Павлович оправдывал свою фамилию, т.к. был заядлым охотником. Из дичи готовилось много экзотических блюд, поэтому ресторан всегда был востребован. Для многих поколений горожан это был ресторан «Кинешма» со знаменитым фритюрным пирогом.

           А еще раньше этот участок земли  на пересечении Овражной и Большой Покровской улиц на планах 1880 и 1888г. под №366 принадлежал отцу Охотина,  крестьянину   Павлу  Степановичу. Здесь у старшего Охотина стоял деревянный дом, флигель и лавочка. Земли под строением было 25 кв.с., под двором 97 кв.с., а  всего 122 кв.с.[1] По всей вероятности, на этом месте сейчас находится ресторан «Кинешма».

           В конце улицы на перекрестке соединительным сооружением служил мост через овраг над Самолетским спуском.

[1]Алфавит домовладельцев г. Кинешмы на 1888-89гг.

мы в социальных сетях