Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ГОРОД КИНЕШМА

НАШ ГОРОД - ЛУЧШИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ!!!
9840

Шепелева Н.Р. "К вопросу о существовании института старчества в Кинешемском уезде."

Шепелева Н.Р. – зав. историческим отделом Кинешемского художественно-исторического музея.

К вопросу о существовании института старчества в Кинешемском уезде.

Старцы, институт старчества, пустынька, клецкое строительство, А.А. Потехин, Спасская слобода, старицы Дивеевского монастыря.

В статье рассматриваются вопросы происхождения института старчества в Кинешемском уезде с момента закрытия Спасо-Преображенского монастыря в Кинешме до 1919г. А так же некоторые аспекты пребывания в Кинешме стариц Дивеевского монастыря с момента его закрытия в 1927г.

Многие города гордятся своим духовным наставничеством. Не обошло заступничество святых и нашу землю.  Традицию заступничества положил для Кинешмы  Макарий Унженский-Желтоводский – реальное историческое и духовное лицо, подвизавшееся в к.14 – нач. 15 веков. О его роли в судьбе города говорил А.А. Потехин, собиравший  народные легенды и сказания о Смутном времени.

В эпоху Грозного царя отметился в наших краях святой Тихон Лухский, открывавший у нас святые источники. До сегодняшнего дня праздник Тихонова дня в крае  особенно почитаем в селах и деревнях на левой стороне Волги.Мы знаем о пребывании в д. Иваниха протопопа Аввакума, изгнанного из Юрьевца за аскетизм поведения и проповеди, призывавшие к  спасению души.Затем в наших краях бывал Митрофан Воронежский, которому молятся в разрешении конфликтов между отцами и детьми. И, наконец, святитель Василий Кинешемский, особо почитаемый новомученик и заступник.

Но мы пропускаем целый пласт времени, когда  в крае не было столь громких имен. И это не значило, что отсутствовала святость.

В  Спасской слободе, по разным рассуждениям  с к.14 или нач. 15 века, существовал мужской Спасо-Преображенский монастырь. Определить дату сегодня сложно без вмешательства археологов. Но есть свидетельства многих очевидцев, что в горе под зданиями монастыря находились подземные сооружения, напоминающие кельи. Возможно, что Кинешма была выбрана для служения Богу задолго до известной нам исторической эпохи. Стараниями  игуменов монастыря Евлогия, Гермогена, Ионы и Сергия Строителей в нач. – серед.18века Кинешма получила каменные храмы и приобрела благолепный вид.  Город становится особенно почитаемым и посещаемым толпами паломников.

Мы знаем, что паломники алчут только святых мест, прославившихся чудесами и  благодатью душевного исцеления. Указом  Екатерины 2-й "О штатных и заштатных монастырях" в 1764 г. было закрыто более половины монастырей. «А что, говорят,  молятся, то и все молятся... Какая прибыль обществу от сего?.. бегут от податей да от лености,  дабы даром хлеб есть».  Попал под закрытие и наш монастырь.С момента закрытия Спасского монастыря по приказу Екатерины II поток «туристов» не иссякал, а продолжал множиться. Вопрос  - почему? Да потому, что в Кинешме всегда существовал институт старчества.Старец – монах, стремящийся достигнуть чистейшего мышления без посредства каких-либо символов, даже слов. Здесь он находит концентрацию всей внутренней жизни человека на единой всеобъемлющей идее Божества.Откровение наряду с послушанием и составляют твердое здание старчества, основание подлинной духовной жизни. Воистину подвиг великий.Видимо, такие, жаждущие духовного просветления, люди и селились в пустыньке под Кинешмой.

Территория Пустыньки принадлежала Спасо-Преображенскому монастырю.  Видимо, с этого времени монахи и переселились в пустыньку. 

Об отшельничестве в Кинешме есть упоминание  в работе братьев Григория и Никанора Чернецовых[1],  и  у князя Александра Козловского[2].  Чем еще, кроме святости, могло привлечь их внимание старинное кладбище вокруг пустыньки?!  

«А езжай-ка ты, мил человек, к старцам праведным, пустынька такая у них есть, верст тридцать отсель, либо сорок.Стал он подумывать об изысканной фиваиде, уютной пустыньке, теплом прочном ковчеге, где укрылся бы он от вечного всемирного потопа - людской глупости».[3]

До середины 80-х годов 20-го  века внимание кинешемцев привлекало ветхое деревянное здание странной конструкции, расположенное в конце больничного двора рядом со старообрядческим кладбищем.  В народе  его называли кельей, пустынькой, молельным домом, и ошибочно связывали  с деятельностью старообрядцев.  Об этой пустыньке в середине 19 века писал А.А. Потехин  в своем этнографическом  очерке «Уездный городок Кинешма в 1851г.»Алексей Антипович считал, чтопервым поселенцем  кельи был «один  кинешемский мещанин, побуждаемый религиозным чувством» и искавший  уединения.[4]

Позволю не согласиться с ним, т.к. келья по форме и способу строительства  представляет  образец клецкой постройки, свойственной для архитектуры средневековья. Пустынька напоминает часовню, рядом с которой, возможно,  в прошлом стояла на столбах звонница, а на крыше  луковка – купол.  По такому способу в Кинешме строились все деревянные церкви. К моменту написания очерка так уже давно не строили.  Странно и то, что рядом располагается раскольничье кладбище – одно из самых старых мест захоронения горожан, с могилами знаменитейшей в округе династии купцов-старообрядцев Барановых. Вы скажите, что власти особенно никогда не задумывались о странностях и причудах веры, просто отводили удобный на тот момент  участок  городской земли под последний приют горожан, а кто и с кем будет лежать рядом – это никого не касается. Так-то оно так, но народная молва упорно связывает это место с уединенной резиденцией одного из первых настоятелей монастыря. А значит, дата постройки пустыни,  равно как и появление в ней обитателей, отодвигается на неопределенное время в глубь веков.

Врач Мосеев, вооружившись фотоаппаратом, снял как-то на фото стены дома. Они были расписаны под кирпич. Внутри дома он отметил надписи.  Самая  ранняя надпись на стенах пустыньки в Кинешме – 1798г. августа 10(В среднем помещении, т.е. в сенях, на стене справа от прихлопа  двери черной краской). И это не точная дата появления кельи.

 Осенью 2018 г. в Кинешму из Родников вернулся дневник кинешемского мещанина, основателя знаменитой купеческой династии Ивана Яковлевича Автономова, содержащий сведения о жизни города  с 1809г. по начало 20 века. Иван Яковлевич описывает значимые события для своей семьи и упоминает много интересных моментов жизни  знатный горожан и особо почитаемых старцев. Он впервые называет имя старца  Иосифа. Автамонов пишет:  «1863г. в феврале. Скончался старец пустынножитель  Иосиф Петрович, проживавший в роще за рекой Кинешемкой долгое время  в устроенной в прежнее время келье. Уважаемый всеми старец за отшельническую благочестивую жизнь похоронен был на кладбище Спасо-Преображенской церкви. Жития было его 100 лет»[5].  Скорее всего именно  старца Иосифа и имел в виду Потехин, когда писал свой очерк. О более ранних обитателях пустыни мы пока не знаем. 

В нескольких шагах от упоминаемого местав середине 19 века было построено другое здание,  представляющее из себя  простую деревенскую избушку, -сторожка смотрителя  городского кладбища. Между пустынькой и сторожкой долго сохранялись «три надгробных простых памятника, кругом несколько кустов малины, несколько грядок с овощами, и все это обнесено старою, как и само здание, деревянной оградой и густою чащей сосновой рощи, так же старой, хотя и не дряхлой».[6]  Скорее всего,  под плитами лежали останки тех, кто жил в этой пустыньке.  Среди сохранившихся имен захоронений под камнями  -  заштатный архиерей Петр Афонский, схимонах Михаил Афонский и  особенно Александр благочестивых родитель Иоанна и Елены. Время захоронений  установить не удалось. Известно, что инок Александр то ли жил, то ли захоронен был здесь в  начале 19 века. Могила инока  всегда  особо почиталась  не только местными жителями, но и паломниками. Рядом  из-под горы бил ключ  со святой водой. Территория вокруг  могилы всегдабыла благоустроена. На могиле лежал большой  известняковый камень, позеленевший от времени. Прочитать письмена на нем с годами не представлялось возможным.  Еще до середины 80-х гг. 20 века он сиротливо находился рядом с пустынью, а после пожара пропал.

По воспоминаниям того же Автамонова, к камню приходили помолиться, попросить о защите и помощи, взять с могилы земли, обмочить ноги в святой воде. Толпа паломников не зарастала к святому месту.

Раскопки черных копателей, производимые в последнее время в районе пустыньки, доказывают, что кроме самых простых предметов обихода, как черепаховый гребень, большое количество глиняной посуды в черепках, ни железа, ни кости не обнаружено. Отсутствуют и кости животных, которые могли служить пищей для старцев. Уже это дает возможность сделать вывод о скудности, аскетизме и святости жизни  отшельников. 

Последний инок  ушел из жизни в 1919 г.  Это еще один инок по имени  Александр. Скорее всего, именно его могила находится около Успенской церкви г. Кинешмы. И все наветы на церковь и  инока сделаны уж е в советские времена.

В 1916 году  в пустыньку из церковного дома, расположенного  около Спасской и Успенской церквей, переезжает жить просвирня зимней церкви (какой? -  теперь не узнать). Дело было в том, что просвирня Енафа Васильевна Танцунова что-то не поделила с местным священнослужителем, возможно, настоятелем. За это и перебралась в келью, хотя в ней проживали старцы. В этом же году на деньги бессменного старосты Успенской церкви  Ф.И. Гиринского впервые за время своего существования келья была отремонтирована – подведен венец бревен под сруб пустыньки (первое достоверное указание на ремонт).

С 1920 г. Енафа Васильевна жила в келье одна. А затем пригласила к себе на жительство племянницу Татьяну.Попредположениям некоторых краеведов это Пономарева Т.Н. 1894г. рождения, или  бывшая монахиня Дивеевского монастыря  Татьяна  Николаевна Стрелкова (Стрекалова).Так это или нет, сказать сегодня трудно. Но, со слов самой Татьяны Николаевны, она пять раз ездила в г. Саров,  где в 1917году старец Саровской пустыни предсказал ей жизнь в этом святом доме. В келье висела фотография старца, и надпись на ней гласила: 8 декабря 1917г. В складне иконы Спаса Нерукотворного Татьяна хранила письма старца к ней. Еще одна икона Вседержителя, видимо, тоже была подарена саровским пустынником.Маленькую старинную иконку  Татьяна Николаевна  «убрала в свой иконостас»с одной из могил.[7]Старица же сообщила, чтов 1927м - начале 1928 года в Кинешму из Дивеевской пустыни  на жительство переехали послушницы и сестры, уроженцы Кинешмы и района. Решение Нижегородского губисполкомагласило: «Принимая во внимание развивающееся притяжение к монастырям всевозможных темных элементов под видом странников и учитывая острую нуждаемость в зданиях для культурных общественных учреждений, школ, изб-читален... монастыри Дивеевский и Понетаевский закрыть». [8]21 сентября 1927 года официально объявили о закрытии Дивеевской обители, а к 28 сентября все должны были покинуть монастырь.Пустынька на некоторое время стала для них домом.

Старица Татьяна  прожила в домике  60 лет. За  это время пустынькудва раза грабили. Но не тронули резной иконостас из разных пород деревьев удивительной работы. Перед пожаром  иконостас пропал. В книге ивановского краеведа Шлычкова «Листая времени страницы» упоминается, что он был перевезен в музей Палеха, но там про кинешемский подарок ничего не слышали. След его теряется.  Не дожили до сегодняшнего дня высокие надгробия- были сломаны  одним из последних жителей кельи-пустыни. Не найти и ключика со святой водой.  Но место осталось, осталась память людская, а, возможно, и люди, которые были знакомы с последними обитателями  кельи.  Вопрос о старчестве в Кинешемском уезде открыт. Место, где покоятся  многие старцы,  ждет возрождения и особого статуса от потомков, ждет новых паломников и памяти.

Презентация Пустынька читать здесь.

[1]«Путешествие по Волге» М. 1970г,  стр. 44-46

[2]«Взгляд на историю Костромы».  М., 1840г, стр. 150-153

[3]Источник: Духовная библиотека Максима Мошкова.

[4]Там же.Уездный городок Кинешма в 1851г. Этнографический очерк.  Сочинения,  том XII,  СПБ.                                                                                                               Издательство тов. «Просвещение», 1896г.

[5] Дневник И.Я. Автономова, содержащий сведения  с 1809г. по начало 20 в.

[6]Воспоминания О.В. Сафроновой-Сереберцевой, 1956 г. рождения, жительницы дома рядом с пустынькой.

[7]Там же.

[8] Выписка из постановления Губисполкома  от 10 июня 1927 года.

мы в социальных сетях